Нетрадиционные методы здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

№ 146

Марина ДЗЫК,

Регина КУРБАТОВА,

учителя — логопеды детского сада  № 376 г. Казани

   Аннотация. В последнее время выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, вызванное ухудшением социально-экономических и экологических условий.В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей[1]. В статье приводится практический пример применения логопедами нетрадиционных методов здоровьесбережения, направленных на комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, нетрадиционные методы, дети с тяжелыми нарушениями речи,  литотерапия, логопедия.

Актуальность.Почему сегодня здоровьесберегающее направление в работе дошкольных образовательных организациях зачастую рассматривается как инновационное?  Казалось бы, всегда здоровью детей уделялось немало внимания. На наш взгляд, в современных условиях  здоровьесбережение – ключевой элемент нового мышления, который требует пересмотра, переоценки всех компонентов образовательного процесса. Оно радикально меняет саму его суть и характер, ставя в центр  здоровье ребенка. Становится очевидно, что современное образование не может готовить человека к выполнению каких-либо социальных или профессиональных функций без учета состояния его здоровья и целенаправленной работы в этом направлении[2]. В преодолении сложившейся ситуации особенно важна роль педагога  как носителя и проводника социальных ценностей, среди которых одной из приоритетных признается здоровье ребенка.

Нынешнее поколение дошкольников имеют  проблемы со здоровьем: нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения, нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервозности в детском коллективе, тревожности, вызванной недостатком эмоциональной поддержки и т.д.Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной.

Одним из приоритетных направлений дошкольных образовательных организаций является сохранение и укрепление здоровья дошкольников. И работа в данном направлении основывается на основных правительственных и целевых программах Российской Федерации: «Дети России», «Здоровый ребенок», Закон «Об образовании», ФГОС.

Сегодня медицина не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровому образу жизни. Мы, педагоги, можем помочь решить эту проблемы.

Дети с тяжелыми нарушениями речи по ФГОС отнесены к группе детей с ограниченными возможностями здоровья. Изначально у наших воспитанников  имеются проблемы со здоровьем, одной из задач учителя-логопеда  является сохранение и укрепление здоровья дошкольников, формирование у них осознанного отношения к своему здоровью[4].

Для достижения этой цели мы используем следующие технологии, которые условно можно разделить на три группы:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

— пальчиковая гимнастика;

— дыхательные упражнения;

— динамические паузы;

— упражнения для глаз;

— релаксационные паузы;

— коррекционные занятия из серии  «Я и мое здоровье».

2. Технологии обучения здоровому образу жизни:

— самомассаж;

— коммуникативные игры;

— компьютерные технологии, в том числе БОС – биологическая обратная связь – комплекс современных высокоэффективных методов, направленных на активизацию внутренних резервов организма.

3. Коррекционные технологии:

— использование сказок с проблемным сюжетом;

— использование различных массажеров для рук;

— логоритмика;

— технологии музыкального воздействия;

— фонетическая ритмика;

— кинезиологические упражнения;

— гидрогимнастика;

— пескотерапия и литотерапия.

На своих занятиях, мы логопеды, создаем ситуацию успеха и комфортный психологический климат для своих воспитанников, используя ведущую модальность с учетом индивидуальных особенностей. Кроме того, мыстараемся с пользой проводить каждую минуту, так например, поднимаясь и спускаясь по лестнице, следим, чтобы дошкольник правильно использовал чередование правой и левой ноги, на прогулках вместе выполняем дыхательную гимнастику, участвуем в режимных моментах (во время обеда следим,  как дети держат ложку, как пережевывают пищу, во время подготовки к прогулке учим зашнуровывать обувь и застегивать пуговицы).

Поскольку в работе с детьми  с тяжелыми нарушениями речи логопед должен учитывать состояние среды, обеспечивающей эмоциональное благополучие ребенка, позволяющей  снять напряжение, снизить тревожность, агрессивность и гиперактивность, мы выбрали для себя наиболее эффективный метод- использование литотерапии в сочетании с пескотерапией и гидрогимнастикой.

Термин «литотерапия» происходит от греческих слов lithos – «камень» и therapeia – «лечение». В более широком понимании, литотерапия это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека.  Было научно доказано, что цвет и форма камней могут воздействовать на психику ребенка: созерцание и обладание камнями способно воздействовать на центры удовольствия головного мозга посредством органов зрения и осязания, на снятие у детей эмоциональных проблем[3].

В своей работе мы используем как натуральные камни разного цвета, формы, размера и фактуры, так и искусственные (камешки Марблс), отличающиеся по этим же признакам. Играя с камнями, мы применяем элементы пескотерапии и гидрогимнастики, что позитивно влияет на эмоциональное самочувствие наших воспитанников  и способствует саморазвитию дошкольников. Это отличная возможность установления контакта с ребенком, освобождение его от тревожности и беспокойства. Игры в воде и  песке с разными температурами камней помогают развивать мелкую моторику рук, познавать мир через ощущения.

Наши коррекционные занятия с использованием нетрадиционных методов здоровьесберегающих технологий (литотерапии, пескотерапии и гидрогимастики), направленные на преодоление  тяжелых нарушений речи, ориентированы на:

—    развитие сенсорного и чувственного восприятия окружающего мира;

—    решение эмоционально-волевых проблем ребенка;

—    развитие пространственных представлений, двигательной координации, осознания собственного тела;

— формирование позитивной самооценки ребенка с речевыми нарушениями.

Примеры использования элементов литотерапии на логопедических занятиях:

  • перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру, выкладывание дорожек или узоров из камней по образцу и самостоятельно (игры «Разложи по образцу», «Повтори дорожку», «Необычный узор», «Внимательные художники» и т.д.);
  • в сочетании с пескотерапией (выкладывание дорожек, узоров на песке, закапывание камней в песок, выкапывание «секретиков» — самых красивых камушков, спрятанных в песке логопедом и т.д.);
  • в сочетании с гидрогимнастикой — массаж рук и пальцев камешками различной фактуры и размера в воде  (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке, массирование пальцев камешками, использование камешков и воды разной температуры и т.д.);
  • пальчиковая гимнастика с элементами литотерапии;
  • логопедические игры с использованием камней (игры «Занимательные буквы», «Придумай сказку»,  «Учимся читать» и т.д.).

Работа проводиться нами  систематически, поэтапно:

  • на первом этапе  анализируем исходное состояние здоровья;
  • на втором этапе организуем здоровьесберегающее образовательное пространство;
  • на третьем этапе происходит установление контактов с родителям.

Используя  вышеперечисленные методы в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, мы отметилиповышение работоспособности наших воспитанников, снижение уровня утомляемости, развитие коммуникативных навыков, дети стали лучше запоминать и усваивать новый материал. Занятия  с детьми стали более динамичными, эмоционально приятными, неутомительными и разнообразными. Все это помогает решить вопросы сохранения и укрепления здоровья детей и коррекционные задачи.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий повышает результативность образовательного процесса, совершенствует у педагогов и родителей компетенции, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей и формирует положительные мотивации всех участников образовательных отношений.

Литература

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
  2.  Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
  3.  Бабина Е.С. Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе / Е.С. Бабина // Логопед. — 2008. — № 1.Кувшинова, И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией [Текст]/ И.А. Кувшинова.- М:2009.(библиотека журнала «Логопед».вып.6) 13 с.

4.  Шевцова Т. И. Педагогика оздоровления в системе коррекции у детей общего недоразвития речи / Т. И. Шевцова, Н. А. Хоменко // Логопед. — 2008. — № 3.