Не узнать тебя, Казань!
№ 140
(Сценарий мероприятия для детей старшего дошкольного возраста)
Алсу ГАРИПОВА,
музыкальный руководитель высшей квалификационной категории детского сада №314 г. Казани
Задачи:
– средствами художественного слова, легенд, народных игр знакомить детей с культурным наследием родного края;
– прививать интерес к истории и традициям родного края;
– знакомить с литературным и музыкальным наследием родного края;
– воспитывать любовь и чувство гордости к родному городу.
Ход ООД
(Дети забегают в зал под фонограмму песни Е.Солушко «Цвети, Казань» и выстраиваются в шахматном порядке. На центральной стене – экран с мультемедийными изображениями видов Казани.)
1-й ребенок.
Весь в деревьях утопает вечно юный город мой,
Красотой Казань сверкает, озарённая луной.
2-й ребенок.
За годом год растёт Казань,
Город юный и седой,
Летите вольные ветра
С этой песней над землёй.
(Исполняется «Песня о Казани» (муз. Е.Солушко. После песни дети садятся на стульчики, два ребёнка выходят на середину зала.)
3-й ребенок.
Город древних булгар, он богат стариной,
Шёл когда-то, Тукай по его мостовой.
Здесь дышал он, здесь жил, здесь творил и писал,
Здесь любимый свой край он в стихах воспевал.
(Звучит народная мелодия «Тәфтиләү» из балета Ф.Яруллина «Шурале». На экране мультимедиа – пейзаж леса.)
4-й ребенок.
Посмотрите, полюбуйтесь, лес со всех сторон густой,
Полон запахов прекрасных пряных воздуха настой.
Шире моря, океана лес простёрся на весь свет.
Словно войско Чингисхана ни конца, ни края нет.
В рощах липы, да берёзы, тьма грибов и щавеля,
Где кустарники – там розы, ярки от цветов поля. (Г.Тукай)
(Исполняется «Вальс цветов» – «Вальс» С.Сайдашева.)
Ведущий.
Много сказок и поверий ходит по родной земле,
И о джиннах, и о пери, и о страшных Шурале. (Г.Тукай)
(Звучит фрагмент из балета Ф.Яруллина «Шурале». Появляется Шурале. Исполняется «Танец Шурале».)
Шурале.
Детвора, меня не бойтесь, не влечёт разбой меня,
Просто на прогулку в город, нынче вышел я, друзья.
Побродил я по Казани и её я не узнал,
Сколько новых новостроек на пути я повстречал.
Баскет-Холл, Казань-Арена, стадионы, Аквапарк.
Чаша и Татнефть-Арена, изменился город как.
Что же странное творится в этом городе, друзья?
Не узнать теперь столицу, не узнать, Казань, тебя.
5-й ребенок.
Наш самый лучший город,
По-своему нам дорог,
По-своему прекрасен он для нас.
Горды мы без сомнения, что всем на удивление
Наш город Универсиадою порадовал всех нас.
6-й ребенок.
Казань – спортивный город, победами нам дорог,
Событиями разными радует гостей,
На Чемпионат по плаванию, футбольный, по профессиям,
Казань гостей встречала из разных областей.
7-й ребенок.
Любимую Казань свою венчаем,
И на экскурсию по городу гостей всех приглашаем.
8-й ребенок. Шурале – наш друг лесов, прогуляться ты готов?
Шурале.
С удовольствием, друзья,
Прогуляюсь с вами я.
Ведущий.
Тогда поспешим поскорей,
А с песней в дороге ещё веселей.
(Исполняется песня «Радостный город» (сл. Г.Зайнашевой, муз. Л.Батыркаевой. Во время песни на центральной стене средствами мультимедиа – изображение достопримечательностей Казани.)
Ведущий.
Сейчас мы подъезжаем к Ленинской дамбе.
Что за место, угадайте, в нашем городе, друзья?
Без внимания оставить нам его никак нельзя.
Это место, где так людно, удивляет нынче всех,
Там веселье, развлеченье, игры, радость, звонкий смех.
Дети. Это парк «Кырлай».
9-й ребенок. Этот парк, друг Шурале, нравится и взрослым, и детворе.
10-й ребенок. В «Кырлае» ждут всех без сомнения – игры, радость и веселье.
Шурале.
В этом чудном месте, в компании весёлых ребят,
Так и хочется с вами мне чуть-чуть поиграть.
11-й ребенок.
Что же, можно поиграть,
Только нужно не зевать.
В круг тебя мы приглашаем,
Сыграть в «Разяву» предлагаем.
12-й ребенок.
Нужно очень шустрым быть,
Чтоб «разявой» не прослыть.
(Предлагается татарская народная игра «Разява». Оставшийся без пары ребёнок, должен прочесть стихотворение.)
Шурале.
Я сегодня не скучал, с вами весело играл.
Жаль, но время расставаться,
В сказку нужно возвращаться.
Буду помнить вас всегда,
До свидания, друзья!
(Шурале уходит.)
Ведущий. Ну, что ж, а мы продолжаем экскурсию.
(Звучит фонограмма песни «Радостный город» (муз. Л.Батыркаевой.)
Ведущий.
Сейчас мы с вами проезжаем по дамбе.
Под нами река, а как называется она?
Дети. Казанка.
Ведущий.
Много легенд существует о том, как появилось название этой реки.
Одну из них мы сейчас расскажем.
Инсценировка (роли исполняют дети).
(Появляются всадники и хан Алтынбек. Исполняется татарская народная мелодия «Танец всадников».)
Алтынбек. О, как благословен этот край!
(Слуга стелет на полу ковёр, Алтынбек усаживается.)
1-й ребенок. Построили Булгары град, а вот назвать не знали как.
2-й ребенок. За водою как-то раз, бедняка послал богач.
3-й ребенок. Работник взял златой котёл, немедля он к воде пошёл.
4-й ребенок. А берег же у речки той, был высокий и крутой.
5-й ребенок. Нагнулся к речке, стал черпать, водицы, чтоб в казан набрать.
6-й ребенок. Но вдруг, увидел вдалеке, как девицы идут к реке.
(Исполняется танец с ведёрками «Бормалы су».)
7-й ребенок. Почти набрал воды, но вдруг, он выпустил казан из рук.
8-й ребенок. Бедняк воскликнул:
Слуга. Горе мне, златой казан утоп в реке. (Слуга подбегает к Алтынбеку.)
Слуга. О, Алтынбек, воды унесли золотой казан.
Алтынбек. На всё воля Аллаха.
(Алтынбек и слуга уходят.)
9-й ребенок. И речку эту, с тех-то пор, зовут Казанкою-рекой.
10-й ребенок. Гласит легенда: в честь реки, наш град Казанью нарекли.
Ведущий. Вот такая история. А совсем недавно побережье реки Казанки украсил огромный Казан – это современное здание Центрального ЗАГСа. Казанцы любят в праздники и будни встречать гостей у Чаши.
Посмотрите! На холме возвышается Кремль.
(На центральной стене – изображение Казанского Кремля и башни Сююмбике средствами мультимедиа. Звучит «Вокализ» С.Рахманинова.)
Ведущий.
Казанский Кремль выглядит не старым,
Вот, минарет – игла в его руке,
Тот минарет, конечно же, недаром,
С древнейших пор зовут Сююмбеке.
(Появляется царица Сююмбеке.)
Сююмбике.
Сколько веков прошло, а башня до сих пор прекрасна.
Спасибо жителям Казани, за то, что сохранили память о Сююмбике.
(Сююмбике исполняет песню «Әй, гүзәл Казан» (муз. Г.Шариповой). Сююмбике уходит.)
Ведущий. Богат наш город знаменитостями и героями. Они жили и творили в нашем городе. Среди них гордость татарского народа – Муса Джалиль. У подножья Кремля стоит памятник великому поэтому-герою. Ребята, а что вы знаете о Мусе Джалиле?
11-й ребенок. Муса Джалиль – поэт-герой, который отдал свою жизнь за родину в годы Великой Отечественной войны.
12-й ребенок. Муса Джалиль не дрогнул перед врагом, и даже во вражеском плену писал стихи, посвящая их своему народу.
Ведущий. За исключительную стойкость и мужество, М.Джалилю было присвоено звание Героя Советского Союза. Его «Моабитская тетрадь» была удостоена высшей литературной награды – Ленинской премии. Вырвавшись из мрачных стен Моабитской тюрьмы, стихи Джалиля облетели весь мир. В чеканных строчках бьётся мужественное сердце поэта, звучит его непокорённый голос.
(Звучит «Вокализ» С.Рахманинова.)
1-й ребенок.
Я песней клялся Родине. И если,
Грозит мне гибель – клятвы не придам!
О, Родина! Тебе отдал я песни.
О, мой народ! Я жизнь тебе отдам.
Учила песня до конца бороться,
Любить свободу, если ты джигит.
И жизнь моя как песня оборвётся.
И смерть моя как песня прозвучит. (Муса Джалиль)
Ведущий. А сейчас вашему вниманию композиция на стихи М.Джалиля «Красная ромашка».
(Показ музыкально-литературную композицию «Красная ромашка».)
Ведущий. И сегодня к памятнику Мусы Джалиля приходят множество людей, чтобы почтить память и возложить цветы.
Ну, что ж, продолжим нашу экскурсию. Недалеко от Кремля – Дворец спорта. Давайте заглянем туда и посмотрим выступление юных гимнасток, воспитанниц нашего детского сада.
(Гимнастическая композиция на темы татарских народных мелодий.)
Ведущий. Мы надеемся, что в скором будущем, наши юные гимнастки станут знаменитыми и будут радовать нас своими победами.
2-й ребенок.
Спортсменок наших здесь,
Пусть грандиозный ждёт успех.
Аплодисментами поможем,
И так, экскурсию продолжим.
Ведущий. Заглянем в Дом татарской кулинарии.
Татарская кухня очень богата и разнообразна. Неплохо было бы сейчас, после долгой и увлекательной прогулки побаловаться чайком с национальными угощениями.
(Исполняется «Танец с пиалами» (тат. нар. мелодия). Дети выстраиваются полукругом. На подносах выносятся угощения, дети выстраиваются в шахматном порядке.)
3-й ребенок.
Казань велика и сильна своей бездонной силой,
Она свободна и вольна, приветлива счастлива.
4-й ребенок.
Её красу воспеть хотят художники, поэты,
По всему миру шлют они послание об этом.
5-й ребенок.
Талантом город наделён из древности идущим,
И путь его определён – великим и цветущим.
6-й ребенок.
Далёкий путь, могучий путь у праздничной Казани.
И пусть, в содружестве живут татары и славяне.
7-й ребенок.
Пускай меж наций грань сотрёт любовь, добро и дружба,
Казань – столица, пусть живёт, такая у неё служба.
(Исполняется песня «Цвети, Казань» (муз. Е.Солушко).