Научно-технологическое направление деятельности в образовательных организациях

Дарья КИРИЧЕНКО,

Гульсина МИНАВАРОВА,

учителя начальных классов,

средней школы №86

 

 

В последние десятилетия наблюдается рост темпов смены технологий, применяемых во всех сферах жизни нашего общества. Величина технологического развития страны – показатель ее экономического состояния. Определяется он уровнем подготовки специалистов, которые способны спроектировать любые технологические процессы и организовать поддержку их функций, что, в свою очередь, зависит от качества образования. Нынешние школьники – наше будущее, поэтому нужно сформировать у обучающихся такие знания, умения и тип мышления, которые помогут им обеспечить собственное саморазвитие и самореализацию в условиях современной техносферы [2, с.17].

Включение технологического просвещения в состав общего образования осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, в которых цельность требований к результатам освоения образовательных программ строится на основе системно-деятельностного подхода. Следовательно, каждый обучающийся должен уметь оперировать научными и технологическими знаниями, находить решение задачам технологического содержания, предлагать свои гипотезы, реализовывать их в своих исследованиях, исполнять проектную деятельность, обнаруживать инициативу и творческий подход [5].

Проектная деятельность в начальной школе (как технологическое направление) – это форма организации образовательного пространства и метод развития творческого познавательного мышления. Цель проектной деятельности – создание условий для формирования и развития исследовательских умений учащихся, вовлечение их в активную проектно-исследовательскую деятельность [2, с.63].

Работа над проектом подразумевает изготовление какого-либо абстрактного продукта, следовательно, ребенок организует технологическую деятельность. Однако, младшие школьники пока с трудом понимают суть проектной деятельности, поэтому большая часть работы организуется под руководством педагога. Роль педагога заключается в предоставлении необходимой информации, новых источников, направлении мыслительной личной деятельности ребенка в нужное русло.  Результат такой деятельности – это решение обозначенной проблемы совместными усилиями, получение реального, необходимого и ощутимого результата исследования. Разрешение проблемы, таким образом, приобретает очертания проектной деятельности [2, с.74].

Проектная деятельность в начальных классах организуется по разным учебным предметам, следовательно, представляет собой интегрированное исследование, например, проект по окружающему миру может содержать в себе художественную деятельность (рисование, аппликацию, лепку) или технологическую (изготовление скворечника, кормушки). Выбор темы проектов может быть разным: можно это сделать самим обучающимся, которые, конечно, попытаются реализовать личные интересы, причем, не только познавательные, но и творческие, прикладные; может взрослым с целью углубления познания отдельных детей по образовательному вопросу, чтобы дифференцировать процесс воспитания и обучения.

Проектная деятельность содержит в себя разнообразные виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Базируются они на интересах ребенка. Педагоги не навязывают личную точку зрения, а помогают обучающимся в выборе способов и видов деятельности с целью реализации проектных задач. Даже тот проект, который не состоялся, приносит детям опыт деятельности, повышает компетентность педагогов.

Предмет «Литературное чтение» содержит в себе богатый материал для организации проектной деятельности. Предметом исследования являются художественное произведение как продукт литературного творчества [4].

Опишем организацию отдельных видов проектов по литературному чтению. Основой проекта может стать любое художественное произведение, изучаемое на уроке. Мы выбрали тему – «Литературные сказки». В процессе работы с текстом сказки обучающиеся учились выявлять проблему или круг проблем, которые разрешались в процессе реализации проектной деятельности школьника, класса, подгруппы детей.

Так, например при организации проектной деятельности на тему «Найдем площадь теремка» по авторской сказке Е. Чарушина «Теремок» обозначена проблема: почему не хватает домика-теремка на всех жителей? Для решения проблемы обучающиеся изучили постройку домика-теремка как вида жилища; познакомились с особенностями и условиями жизни тех или иных животных; определили способ расчета площади теремка (с помощью взрослого); организовали «строительство» нового теремка.

В процессе решения исследуемой проблемы обнаружилась новая: как могут ужиться в одном доме противоположные по характеру звери? Следовательно, структура строительства жилища должна учитывать и эту потребность. Дети увлеченно занялись исследованием. Им понравилось брать на себя роль того или иного животного, выступать от его имени, обосновывать и предлагать условия проживания.

Младшие школьники в процессе общения учились обговаривать тематику деятельности, подбирать необходимые им строительные инструменты, оценивать результат деятельности группы и каждого по отдельности. При постройке домика-теремка совместными усилиями и в процессе наблюдений они пришли к выводу, что можно предложить новый вариант сказки. Презентация проекта помогла группе доказать свои идеи перед другими одноклассниками. Работа доставила школьникам огромное удовольствие [4].

Основой проектной деятельности по теме «Лисичка-сестричка! Кто ты?» стала серия сказок с главной героиней Лисой. Дети организовали анализ большинства сказок, в которых главная роль принадлежит лисе. Причем, сказки должны быть опять – авторские. Были рассмотрены сказки: А. Толстой «Золотой ключик» (лиса Алиса), В Сутеев «Петух и краски», А. Толстой «Тетерев и лиса», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», Дж. Харрис «Сказки Дядюшки Римуса» (известный в прошлом мультфильм про Братца Лиса).

Дети были разделены на две подгруппы: одни готовили проект о доброй лисе, другие – о хитрой, бесшабашной плутовке. Внешность лисы, ее ум, сообразительность, обаяние и умение выйти из любой ситуации вызывают восхищение читателей. Детям предстояло доказать это. В какой форме они это сделают – это их выбор. Для работы были привлечены родители школьников, которые оказывали поддержку детям в изготовлении атрибутов, постановке спектакля, организации флэшмоба, оформлении лэпбука.

В процессе организации проектной деятельности старались подать и преподнести проблему ученикам так, чтобы у них рождалась потребность в исследовательском и творческом поиске, появилось бы желание, во что бы то ни стало найти разрешение предъявленной проблемы. Учили детей наблюдать, определять вопросы, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты. Дети с интересом и увлечением принимали активное участие в исследовании, проявляли желание и энтузиазм. Им нравилось участвовать и создавать проекты. Именно, в процессе проектной деятельности формировался познавательный интерес к изучению учебного курса «Литературное чтение».

Разнообразие используемых нами методов способствовало эффективному развития познавательного интереса младшего школьника. Основной метод познавательной активности ученика начальной школы – игровой метод (игровые ситуации): «Составьте рассказ от имени другого персонажа», «Узнай по описанию», «А может быть…», «Найди загадочное слово»; «Скажи, на что похожи»; «Кто лишний?» (Четвертый лишний) и др.

Процесс познавательной активности формировался нами на разнообразных видах деятельности (образовательная деятельность, экскурсии, наблюдения, развлечения, праздники, досуг); формы организации – групповая (фронтальная), парная, индивидуальная. От них во многом зависела устойчивость интереса ребенка, эмоциональность впечатления, острота познания окружающей действительности.

Участие во многих проектах помогло школьникам почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправными участниками исследовательской деятельности. У ребят появилась возможность внести лепту в общее дело, проявить свою индивидуальность.

Активное участие родителей в создании и реализации многих проектов способствовало пробуждению у них интереса к познанию самих себя и детей, повышению их культурной компетентности в области грамотной организации познавательной (исследовательской) деятельности, наблюдалась активность родителей как инициативных участников образовательного процесса. В результате организованной работы повысился уровень развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста; внедрена система исследовательских упражнений для формирования познавательных действий.

Однако, хочется отметить, что эффективность плановой работы по формированию познавательного интереса в процессе проектной деятельности зависит от соблюдения ряда условий:

— систематичный и целенаправленный характер деятельности;

— активность, инициативность и самостоятельность субъектов образовательных отношений;

— поэтапное руководство проектной деятельностью с обозначением доминирующих задач развития познавательного интереса на каждом из них [2, с.91].

Таким образом, организация проектной деятельности у младших школьников подчиняется условиям, созданным взрослыми: широкое использование методов и приемов организации познания, квалифицированное руководство проектной деятельностью. Учитель должен отчетливо понимать суть познавательных действий, которые составляют процессуальную основу данного вида деятельности.

Список литературы

  1. Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста: учебное пособие / О.О. Гонина. – 4-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2023. – 272с.
  2. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. ‒ М.: Вентана-Граф, 2020. – 106 с.
  3. Образовательные программы. Начальное общее образование. 1-4 классы: Начальное общее образование. 1-4 классы: учебно-методическое пособие: [издание в pdf-формате] / сост.: Н.В. Нечаева, С.В. Сабина. – 2-е изд., стереотип. – Москва: Просвещение, БИНОМ, 2021. – 240с.
  4. Рождественская, Р.Л. Урок литературного чтения в современной начальной школе: учебно-методическое пособие / Р.Л. Рождественская. – Белгород: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2024. – 94с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373) (с изм. и доп. от 11.12.2020г.) / Стандарты второго поколения – М.: Просвещение, 2023. – 53с.