Натюрморт
(Образовательная деятельность по рисованию в старшей группе)
Гульнара ХАЛИМОВА,
воспитатель детского сада № 12 «Росинка» г. Азнакаево
Цель: формировать умение рисовать натюрморт с натуры (фрукты).
Задачи:
– учить различать оттенки красок, смешивать краски; закрепить знания о процессе рисования с натуры; продолжить формирование графических навыков; закрепить умение анализировать готовый рисунок;
– развивать наблюдательность, творческую активность, интерес детей к данному виду деятельности; развивать мелкую моторику рук, пространственное воображение и творческие способности; развивать эстетический вкус, интерес и умение анализировать форму, цветовую окраску предметов;
– воспитывать у детей интерес и любовь к изображению окружающей действительности уважение к труду, самостоятельность; уважение к чужому труду и уважение к мнениям других ребят.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, здравствуйте. Сегодня я получила приглашение в картинную галерею для меня и моих друзей. Хотите пойти со мной? (Ответы детей.)
(Ребята вместе с воспитателем отправляются в изостудию, заранее оформленную под картинную галерею. Детям дается возможность самостоятельно рассмотреть вывешенные репродукции.)
Воспитатель. Посмотрите, как здесь много различных картин. (Указывая на картину И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу».) Кто мне поможет вспомнить, как одним словом называются картины, на которых изображена природа?
Дети. Пейзаж.
Воспитатель. Кто автор этой картины?
Дети. Иван Шишкин.
Воспитатель. Кто помнит название этой картины?
Дети. «Утро в сосновом лесу».
Воспитатель. У этой картины очень интересная история. Замысел картины был подсказан Шишкину его другом Савицким, который выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат. Животные получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. Когда картину приобрел известный коллекционер Третьяков, он снял подпись Савицкого. Поэтому автором картины указывается один Шишкин.
А эту картину нарисовал не менее известный художник Игорь Эммануилович Грабарь. Что на ней изображено? (Дети отвечают.)
Воспитатель. А как одним словом называется картина, на которой изображены овощи, фрукты, цветы, различные блюда?
Дети. Натюрморт.
Воспитатель. Умницы! Натюрморт – изображение «жизни» группы неодушевленных предметов. Художников, которые рисуют натюрморты, называют натюрмортисты. Сегодня мы с вами станем самыми настоящими художниками-натюрмортистами! (Воспитатель с ребятами отправляются в группу.)
Воспитатель. У меня в мешочке лежат фрукты, которые мы сегодня будем рисовать. Кто сможет на ощупь определить, что это за фрукты? (Для подсказки можно загадать загадки.)
Загадки
- Для компотов и варенья
Очень этот фрукт хорош.
И на вкус он – объеденье,
Ты в саду его найдёшь.
А весной цветёт красиво
Вместе с яблонями … (слива).
- На каплю похожа,
На ветке висит,
Желтеет, краснеет,
Её внешний вид! (Груша)
- Загляни в осенний сад,
Чудо-мячики висят.
Красноватый, спелый бок
Ребятишкам на зубок. (Яблоко)
Воспитатель. Что можно сделать из этих фруктов? (Дети отвечают.)
Физкультминутка Фрукты.
Будем мы варить компот. (маршировать на месте)
Фруктов нужно много. Вот – … (показать руками «много»)
Будем яблоки крошить, (имитировать: как крошат)
Грушу будем мы рубить, (ребром ладони рубят)
Отожмем лимонный сок, (отжимают пальчиками)
Слив положим и песок. (кладут, насыпают песок)
Варим, варим мы компот, (повернуться вокруг себя)
Угостим честной народ. (руки разводим в стороны и поднимаем высоко)
Воспитатель. На обед нам вкусный компот сварят наши замечательные повара. А мы сегодня будем рисовать грушу, яблоко и сливу. Вот они.
– Ребята, встаньте в круг и рассчитайтесь на команды. (Дети выполняют и расходятся по группам.)
Воспитатель. У каждой группы на столе лежат фрукты и одно блюдо. Расположите в ваших группах на блюде фрукты, как вам больше нравится. (Дети выполняют.)
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, правильно ли я сделаю, если положу маленькие сливы за большую грушу? (Дети отвечают.)
Воспитатель. Сегодня мы впервые будем выполнять рисунок с натуры, то есть то, что видим перед собой.
– Рассмотрите форму каждого из фруктов. Какую форму имеет яблоко? (Дети отвечают.)
Воспитатель. Правильно, яблоко круглое, его силуэт имеет форму круга. А груша имеет вытянутую форму.
Воспитатель. Посмотрите, как она сужается вверху. На какую геометрическую фигуру похожа слива? (Дети отвечают.)
Воспитатель. Зная форму предметов, мы можем нарисовать очертания наших фруктов.
Пальчиковая гимнастика Апельсин.
Мы делили апельсин (покрутить кулаком)
Много нас, а он один (растопырить пальцы)
Эта долька для ежа (отогнуть один мизинец)
Эта долька для чижа (отогнуть безымянный палец)
Эта долька для утят (отогнуть средний палец)
Эта долька для котят (отогнуть указательный палец)
Эта долька для бобра (отогнуть большой палец)
А для волка кожура (показать раскрытую ладонь)
Он сердит на нас, Беда! (показать волчьи зубы)
Разбегайся кто куда! (пальчики разбегаются)
Воспитатель. Чтобы рисунок был выразительным, фрукты на листе бумаги надо разместить красиво. Рисунки должны быть крупными, но иметь те же пропорции, что и в натуре. Ребята, может ли слива на моем рисунке быть по размеру больше яблока? (Дети отвечают.)
Воспитатель. Когда предметы на листе бумаги размещены красиво и свободно, то рисунок получается ярким и выразительным. Давайте посмотрим, как лучше разместить наши фрукты на листе.
– Выбрав лучший вариант, приступаем к размещению предметов на плоскости листа.
- Определяем положение центрального предмета и относительного него положение двух других.
- Проводим горизонтальные линии, отмечая положение фруктов.
- Обозначим форму предметов: яблоко – круг, груша – треугольник, слива – овал.
- Прорисовываем детали.
- Заливка контура цветом.
6 Раскрашиваем фрукты в основные цвета. (Дети выполняют вместе с воспитателем.)
Воспитатель. Какого цвета груша? (Дети отвечают.)
Воспитатель. Правильно, груша – светло-жёлтого цвета. Для получения такого оттенка жёлтую краску наносим на палитру и разводим её водой. (Дети выполняют.)
Воспитатель. Какого цвета яблоко? (Дети отвечают.)
Воспитатель. В яблоке можно прорисовать розовый бочок. Для получения розового цвета наносим на палитру жёлтую и красную краски, смешиваем их и разводим водой до нужного оттенка. (Дети выполняют.)
Воспитатель. Какого цвета у нас будут сливы? (Дети отвечают.)
Воспитатель. Поделюсь с вами маленьким секретом. В сливу, чтобы придать ей более естественный цвет окраски, можно добавить немного синей краски. (Дети выполняют.)
Воспитатель. Теперь нам осталось тонкой кисточкой прорисовать мелкие детали: веточки, листики.
– Рисунок готов. Ребята, вы молодцы! Все очень постарались. Настоящие художники! (Ребята вывешивают свои работы на стенд.)