Настоящие друзья

№ 132

(Непосредствнно образовательная деятельность в средней группе по социально-коммуникативному развитию)

Светлана СМИРНОВА, Елена ОРЛОВА,

воспитатели I квалификационной категории детского сада №230 г. Казани

Цель: формирование дружеских отношений в детском коллективе.

Задачи:

– развивать познавательную активность детей; мелкую моторику рук; расширять и активизировать словарь детей. Развивать воображение, образное мышление;

– воспитывать нравственные качества детей, толерантность, терпимость, дружественные отношения к сверстникам;

– расширять представления о народах, живущих рядом с нами, их национальных костюмах.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Предварительная работа: беседы о дружбе; чтение потешек «Сорока, сорока…», «На улице три курицы…», сказок «Теремок», «Лиса и заяц», произведений Л.Муур «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду»,   рассматривание иллюстраций к произведениям и пособий «Что такое хорошо, что такое плохо?»; рисование  «Давай дружить»; просмотр мультипликационных фильмов «Котенок по имени Гав», «Малыш и Карлсон», «Простоквашино».

Ход занятия:

(Дети с педагогом заходят в зал под песню «Шире круг». Проводится игра-приветствие.)

Здравствуй, правая рука! (протягиваем вперёд)

Здравствуй, левая рука! (протягиваем вперёд)

Здравствуй, друг! (берёмся одной рукой с соседом)

Здравствуй, друг! (берёмся другой рукой)

Здравствуй, здравствуй, дружный круг! (качаем руками)

Воспитатель. Вот мы и поздоровались с вами. Ребята, посмотрите на экран, что произошло с детьми? Как вы думаете? (Обратить внимание на то, что дети, отвернулись друг от друга.)

Дети. Они поссорились, отвернулись, поругались…

Воспитатель. Я знаю этих детей, они всегда дружили. Что же могло их поссорить? (На экране появляется тучка – злючка.) Это тучка – злючка, она заколдовала детей, теперь они никогда не будут дружить.

Ребята, вы хотите помочь детям подружиться? Как вы думаете, что для этого нужно сделать?

Дети. Да. Нужно вспомнить, что такое дружба.

Воспитатель. Ребята, а у меня есть карта дружбы. Если мы посмотрим на нее, то увидим все правила дружбы, вот она.

(На экране появляется интелект-карта – «Карта дружбы». И сразу начинает исчезать с экрана. Воспитатель обращает на это внимание детей. Вместо карты с картинками остается только схема.)

Воспитатель. Это опять тучка-злючка проказничает. Не хочет она, чтобы мы детям помогли подружиться. Тучка боится дружных детей. А у вас есть друзья в группе? Назовите, кто ваш друг или подруга? Что же такое дружба? (Ответы детей.)

Воспитатель. Дружба – это когда люди хотят быть вместе рядом, вместе играют, не ссорятся, делятся всем. Дружба – это улыбки друзей.

(Появляется первая картинка. Дети стоят в круге – дружбы.)

Воспитатель. Что изменилось? Что вы видите на экране?

Дети. Появилась картинка, где дети играют вместе.

(Тучка-злючка убегает.)

Воспитатель. Молодцы, ребята, у нас получилось вернуть первую картинку с карты дружбы, а тучка – злючка испугалась дружных ребят. Вы хотите вернуть все картинки с карты? (Ответы детей.)

Воспитатель. Дружные дети всегда играют вместе, и я вам предлагаю поиграть.

Игра «Дустым бар»

Уң ягында дустым бар, дустым бар.

Сул ягында дустым бар, дустым бар.

Түгәрәк, түгәрәк,

Нинди матур түгәрәк.

Түгәрәк, түгәрәк,

Нинди матур түгәрәк.

(Стук в дверь.)

Воспитатель. Кто к нам пришел?

Дети. Да, это Алсу. Она татарка… (Приглашаем в круг куклу татарку.)

Уң ягында дустым бар, дустым бар.

Сул ягында дустым бар, дустым бар.

Без шатлык таратабыз,

Җырларга яратабыз.

Без шатлык таратабыз,

Җырларга яратабыз.

(Стук в дверь.)

Воспитатель. Кто к нам пришел?

Дети. Да, это Гузель. Она башкирка… (Приглашаем в круг куклу башкирку.)

Уң ягында дустым бар, дустым бар.

Сул ягында дустым бар, дустым бар.

Түгәрәк, түгәрәк,

Нинди матур түгәрәк

Түгәрәк, түгәрәк

Нинди матур түгәрәк.

(Стук в дверь.)

Воспитатель. Кто к нам пришел?

Дети. Да, это Маша. Она русская… (Приглашаем в круг куклу русскую.)

Уң ягында дустым бар, дустым бар.

Сул ягында дустым бар, дустым бар.

Түгәрәк, түгәрәк,

Нинди матур түгәрәк.

Түгәрәк, түгәрәк,

Нинди матур түгәрәк.

(Воспитатель обращает внимание детей на экран. Появляется вторая картинка «Дети разных национальностей водят хоровод».)

Воспитатель. Что изменилось? Что вы видите на экране?

Дети. Появилась картинка, где дети водят хоровод.

Воспитатель. Дети разных национальностей дружат. Продолжаем играть дальше и восстанавливать карту?

Дети. Да!

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики, (выставляем сначала левую кисть, потом правую)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики. (соединяем ладони в замок)

Раз, два, три, четыре, пять! (поочередно касаемся пальцами левой руки с пальцами правой)

Начинай считать опять: (развели руки в стороны)

Раз, два, три, четыре, пять! (поочередно касаемся пальцами левой руки с пальцами правой)

Мы закончили считать. (встряхнули руки)

(Воспитатель обращает внимание детей на экран. Появляется третья картинка «Друзья играют вместе».)

Воспитатель. Что изменилось? Что вы видите на экране?

Дети. Появилась картинка, где девочка и мальчик играют вместе.

Воспитатель. Как вы думаете, настоящие друзья играют вместе?

Дети. Да!

Воспитатель. Правильно, настоящие друзья всегда играют вместе. Продолжаем играть дальше и восстанавливать карту?

Дети. Да!

          Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!

(Воспитатель обращает внимание детей на экран. Появляется четвертая картинка «Друзья делятся».)

Воспитатель. Что изменилось? Что вы видите на экране?

Дети. Появилась картинка где девочки делятся друг с другом.

Воспитатель. Как вы думаете, настоящие друзья должны делиться?

Дети. Да!

Воспитатель. Правильно, настоящие друзья всегда делятся. Продолжаем играть дальше и восстанавливать карту?

Дети. Да!

Динамическая пауза «Если есть хороший друг»

Настроение упало, дело валится из рук, (дети стоят лицом друг к другу, руки вверх, постепенно опускают руки)

Но еще не все пропало, (грозят друг другу пальчиком)

Если есть хороший друг. (хлопают в ладоши)

С делом справимся вдвоем, (берутся за руки)

С облегчением вздохнем. (вздыхают)

Настроение поднимаем, (поднимают руки вверх)

И от пыли отряхнем. (отряхиваются от пыли. Улыбаются друг другу)

(Воспитатель обращает внимание детей на экран. Появляется пятая картинка «Друзья помогают и поддерживают друг друга в трудную минуту».)

Воспитатель. Что изменилось? Что вы видите на экране?

Дети. Появилась картинка где девочка помогает мальчику одеваться.

Воспитатель. Как вы думаете, настоящие друзья должны помогать друг другу в трудную минуту?

Дети. Да!

Воспитатель. Правильно, настоящие друзья всегда придут на помощь. Продолжаем играть дальше и восстанавливать карту?

Дети. Да!

Игра «Да или нет?»

Будем крепко мы дружить? (да-да-да)

Нашей дружбой дорожить? (да-да-да)

Мы научимся играть? (да-да-да)

Другу будем помогать? (да-да-да)

Друга нужно разозлить? (нет-нет-нет)

А улыбку подарить? (да-да-да)

Друга стоит обижать? (нет-нет-нет)

А игрушки не давать? (нет-нет-нет)

Ну а споры разрешать? (да-да-да)

Будем крепко мы дружить? (да-да-да)

Дружбой будем дорожить.

Воспитатель. Молодцы, ребята! (Воспитатель обращает внимание детей на экран. Появляется пятая картинка « Друзья договариваются».)

Воспитатель. Что изменилось? Что вы видите на экране?

Дети. Появилась новая картинка. Девочка и мальчик жмут руки, они договариваются.

Воспитатель. Как вы считаете: друзья должны уметь договариваться?

Дети. Да!

Воспитатель. Вот мы с вами составили нашу карту дружбу. Теперь мы знаем правила дружбы. Назовите их.

Дети. Дружат дети разных национальностей, друзья играют вместе, друзья всегда делятся, друзья помогают друг другу, друзья умеют договариваться.

Воспитатель. Ребята, вы хотите, чтобы все дети узнали главные правила дружбы и никогда больше не ссорились?

Дети. Да!

Воспитатель. Предлагаю отправить нашу карту во все детские сады. Согласны?

Дети. Да!

Воспитатель. Скажем слова: раз, два, три! Лети!

(Карта исчезает. На экране появляется картинка «Дети машут руками».)

Воспитатель. Ребята получили наше письмо и говорят вам спасибо. Теперь они никогда не будут ссориться. Давайте же и мы будем дружными, добрыми, и никогда не будем ссориться!

(Дети прощаются и уходят из зала под музыку «Дружба крепкая не сломается».)