Наше отношение к детям с ОВЗ

№ 174

(Родительское собрание)

Диляра ХАФИЗОВА,

учитель-дефектолог высшей квалификационной категории Уруссинской школы-интерната для детей с ОВЗ Ютазинского района

Цель: формирование у родителей толерантность по отношению к детям с ОВЗ.

Задачи:

– познакомить родителей с понятиями: ОВЗ, толерантное воспитание;

– учить признавать право любого человека быть «другим»;

– создавать условия для толерантного воспитания детей к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья, через просвещение родителей (законных представителей).

Ход родительского собрания

Учитель-дефектолог. Мы живем в обществе, где нас тысячи людей. Все мы разные, не похожие друг на друга. У каждого из нас свои интересы, желания, цели. В настоящее время актуальным стал вопрос об инклюзивном образовании в наших Российских школах – обучении детей с ОВЗ. Хочется поговорить о нашем толерантном отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья. Не секрет, что в общении детей преобладает озлобленность, агрессивность. Поэтому толерантное воспитание нужно начинать с младшего школьного возраста, учить их быть доброжелательными, уважительными друг к другу. В этом воспитании должны принимать участие родители, учителя школы и другие образовательные учреждения.

Что же такое толерантное воспитание?

Толерантное воспитание – это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких – либо отличий. Толерантное воспитание начинается в семье. Насколько вы родители будете терпимы к своему ребенку, так и он будет относиться с уважением и пониманием к людям с ограниченными возможностями здоровья. Для того чтобы воспитывать у детей толерантное отношение, Вам родителям, необходимо формировать систему ценностей, в основе которой стоят такие понятия как сочувствие, понимание, сопереживание.

Толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий успешной реализации в будущем потенциала личности. Важную роль в формировании толерантной личности играет школа, именно в ней ребенок проводит большую часть времени и приобретает опыт взаимного уважения, доброжелательного терпимого отношения к окружающим людям.

Совместное обучение с особыми детьми способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств обучающихся, как: социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они учатся признавать право любого человека быть «другим».

Просмотр роликов « Они – особенные»

Ролевые игры

1. «Прихватки-варежки» (трудности мелкой/крупной моторики).

Родителям необходимо надеть прихватки на обе руки. Дать им маркер (ручку), с которого нужно снять колпачок без помощи. Затем попросите их взять маркер в руку, которой они не пишут, и написать свое имя на доске (листочке). Можно попросить перелистать страницы учебника. Родители обычно «мешкаются» и неловко пытаются снять колпачок и потом пишут свои имена крупно и неаккуратно на доске (листочке). Объясните им, что дети с ограниченными возможностями могут иметь проблемы с навыками мелкой моторики, которые причиняют трудности с открытием колпачка и написанием в маленьком пространстве или между мелкими линиями на бумаге. Вот почему их тетрадки могут выглядеть по-другому и почему им нужно больше времени закончить  работу.

2. «Пойми меня».

Дать каждому родителю большой зефир (или казинак, например) и попросить их положить его на верхнюю часть языка, потом повернуться к своему соседу и сказать: «Привет, меня зовут _____ и мое любимое мороженое _______».

Проведя этот эксперимент, cпросите родителей, было ли обидно пытаться общаться с людьми, когда люди их не понимали.

Потом обсудите,  какие могут быть нарушения артикуляционного аппарата. Посоветуйте родителям, как они могут поощрять детей с ограниченными возможностями здоровья к общению, например:

Пожалуйста, говори помедленнее. Ты можешь мне показать, о чем ты говоришь? Повтори еще раз, пожалуйста. Ты можешь написать, о чем ты пытаешься рассказать? Призывайте родителей и их детей соблюдать, не прерывать, уважать время, которое необходимо их ровесникам на обдумывание и ответ. Спросите их о чем-нибудь и подождите полных 10 секунд перед тем, как задать другой вопрос или дать подсказку. Это даст им время на обработку информации и ответ.

3. «Чудо-художник».

Попросить одного из родителей завязать глаза и нарисовать мелом на доске дом-дерево и человека. Можно попросить переписать левой рукой какое-нибудь предложение. Наверняка, это получится смешной рисунок или текст. Затем объяснить родителям , что многие дети с ограниченными возможностями плохо видят или им трудно скоординировать свои движения.
Сейчас мы попробовали себя в роли детей с ОВЗ.

Ответы на вопросы

– Вы сможете объяснить своему ребенку, что его нельзя обижать?

– А как ваш ребенок реагирует на обиду? Были ли случаи, когда вас мог обидеть ваш ребенок и как вы отреагировали на обиду?

У родителей наибольшую озабоченность вызывают нарушения поведения, речи и динамики психических процессов. Характерный внешний вид «особых» детей гораздо меньше тревожит социальные группы, знакомые с проблемой, а именно родителей и студентов-дефектологов старших курсов.

Родители значительно меньше значения придают нарушениям познавательной сферы, чем педагоги. Возможно, это связано с застреванием родителей на более ранних стадиях кризисных переживаний, вызванных рождением ребенка с отклонением в развитии, —  когда факт отклонения формально признается, но эмоционально отвергается. В результате у них не происходит идентификации собственного ребенка с группой «особых» детей в целом. Такой защитный механизм мешает родителям адекватно воспринимать особенности развития своего ребенка. По-видимому, осознание возможностей своих детей происходит у них постепенно, и задача педагога и психолога – не форсировать его, а облегчить, используя щадящую терминологию, изменяя отрицательный стереотип и убеждая родителей в возможности успеха. В целом полученные данные показывают, с одной стороны, относительную устойчивость отрицательных стереотипов отношения к «особому» ребенку у лиц обследованных категорий, с другой – их определенную модификацию под влиянием профессионального образования. Последнее свидетельствует о важности эмоционально положительного взаимодействия с ребенком и его родителями, о необходимости вселять в них уверенность в возможность успеха, поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка с особыми потребностями.

Каждый ребенок является уникальной личностью.

У наших детей это – нарушение в сфере понимания. Неудовлетворительное окружение превращает это в недостаток, значит, это проблема окружения, а не больного.

Наши дети растут и взрослеют, их жизненный цикл такой же, как у других людей.

Они  имеют возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь. Давайте предоставим ему эту возможность!

Важно сохранить в семье единство и согласованность всех требований к ребенку. Согласованное влияние, единый подход помогают быстрее сформировать его навыки и умения, социально приемлемое поведение. Дети стараются подражать родителям. Поэтому разные подходы родителей, особенно грубость одного из них, вызывают эмоциональный стресс. Снижение требований в отношении навыков опрятности, самообслуживания, посильного труда в семье, заботы о близких должно быть минимальным.

Родители должны организовать охранительный режим, который щадит и в то же время укрепляет нервную систему ребенка. Режим освобождает ребенка и родителей от ненужных усилий. Необходимые привычки формируются медленно, поэтому их надо отрабатывать долго и упорно в условиях соблюдения режима.

Важно, чтобы родители активно и систематически наблюдали за развитием своего ребенка с рождения. Это поможет своевременно обратить внимание на те особенности ребенка, по поводу которых следует посоветоваться со специалистами.

Таким образом, воспитание ребенка в семье включает работу родителей по следующим основным направлениям:

– постоянная стимуляция психического развития, соответствующая возрастным и индивидуальным особенностям ребенка;

– создание благоприятных условий для обучения и охрани тельного режима;

– формирование эмоционально-положительного, предметно-практического и речевого взаимодействия ребенка с родителями.

Это будет способствовать социальной адаптации ребенка и предупреждению формирования патологического поведенческого стереотипа. Критерием правильного воспитательного подхода может служить состояние психофизиологического комфорта у ребенка и остальных членов семьи.

Заключение

Учитель-дефектолог. Наше родительское собрание подходит к концу.

Нам нужно в нашем окружении быть терпимыми к детям с ограниченными возможностями здоровья. Каждый из нас должен постараться сделать шаг навстречу, протянуть руку помощи, поменять свое отношение к детям с ограниченными возможностями.

Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии способствует формированию у «нормы» гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. Наши дети должны чувствовать себя полноценными членами общества.

Огромное вам спасибо за активную работу.

Список литературы

Мастюкова У.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС, 2004.

Гогин М.Г. Семейное воспитание глубоко умственно отсталых детей //Дефектология. – 1973. – №6.