Наш родной край
№ 194
(Занятие для учащихся 6 класса с ОВЗ)
Альфия СУЛТАНБЕКОВА,
воспитатель I квалификационной категории Уруссинской школы-интерната для детей с ОВЗ Ютазинского района
Цели:
– формирование у детей знаний о стране, о родном крае, в котором они родились и живут;
– расширение и углубление представлений учащихся о значении и ценности Родины в судьбе каждого человека.
Задачи:
образовательные: создать условия для формирования представления, что такое: малая Родина;
развивающие: создать условия для развития познавательной активности у учащихся через развитие речи, кругозора;
коррекционные:
– корректировать мыслительную деятельность (установление логических связей, операций анализа и синтеза);
– способствовать созданию благоприятной атмосферы;
воспитательные:
– воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родине;
– воспитывать любовь к родному краю.
Методы:
– наглядный (презентация, ролик);
– словесный (рассказ, беседа, чтение стихотворений, словесный анализ);
– практический (изготовление макета, составление характеристики с помощью карточек, группирование с помощью дидактического материала).
Направления занятия:гражданское, патриотическое.
Формы работы: фронтальная, групповая, самостоятельная.
Оборудование: презентация к занятию, круги на каждого ребенка, клей, листы бумаги, конверты с карточками.
Предварительная работа: беседы о Родине, экскурсии по поселку.
Ход занятия
- I. Организационный момент
Воспитатель. Поздороваемся с гостями.
Дети. Здравствуйте!
Воспитатель. Ребята, вы мне говорили, что «здравствуй» самое лучшее из слов. Если скажешь слово здравствуй – значит будь здоров!
Вместе с детьми.
Здравствуй, небо голубое! (дети поднимают руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое! (показывают солнце)
Здравствуй, вольный ветерок! (качают руками)
Здравствуй, маленький дубок! (округляют руки)
Мы живем в одном краю (разводят руками)
Всех я вас приветствую! (кланяются)
Воспитатель. Красиво садимся на свои места. Спинки у всех прямые, внимательно меня слушаем.
- II. Актуализация знаний
Воспитатель. Ребята, как много на нашем земном шаре разных стран. А мы с вами в какой стране живем?
Дети. Мы живем в России. (1-й слайд)
Воспитатель. Велика наша страна. Далеко раскинула она свои просторы. (2, 3-й слайды) Много в нашей стране красивых озер и рек, лесов и полей, много городов, деревень и поселков. (4-й слайд) Россия – наша Родина.
Ребята, а как вы понимаете слово Родина?
Дети. Родина – место рождения человека, его родная страна, Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином, которой является.
Воспитатель. Наша родина, наша Россия!
Воспитатель. Давайте вспомним, что мы знаем о России. (5-й слайд) Отвечаем полным ответом.
- Столица нашей Родины. (Москва)
- Кто президент России? (В.В.Путин)
- Назовите символы России. (Герб, флаг, гимн)
- Как называется торжественная песня России? В каких случаях она исполняется? (Гимн. В торжественных случаях.)
- Кто изображен на гербе нашей страны? (Двуглавый орел)
- Как называются граждане, проживающие в России? (Россияне)
- Какое дерево в народе считается символом России? (Берёза)
- Назовите национальности, проживающие на территории России. (Русские, татары, чуваши, башкиры, мордва, евреи, якуты, украинцы и др.)
- Как называется денежная единица России? (Рубль)
- Назовите города России. (Казань, Волгоград, Бавлы, Ростов и др.)
III. Постановка темы
Воспитатель. Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о своей малой родине, о своем родном крае. Ребята, у каждого человека есть место, где он родился и вырос, где каждый кустик, каждое деревце ему дорого. Не зря в народе говорят: «Человек без родины, что соловей без песни». (6-й слайд) У каждого человека есть своя малая родина. Хотите узнать, какая она наша малая Родина?
Дети. Да.
- IV. Составление макета
Воспитатель. Ребята, у вас на столах лежат круги разного цвета и размера. Также у вас есть под рукой клей и лист бумаги. Все это нам понадобится для работы.
Возьмите самый большой круг голубого цвета и приклейте его на лист бумаги. Это наша Земля. А как вы думаете, почему мы выбрали круг голубого цвета?
Дети. Потому что на Земле больше воды, чем суши. 2/3 ее поверхности занимают океаны. И с космоса наша Земля кажется голубой.
В какой стране мы с вами живем?
Дети. В России.
Воспитатель. Возьмите круг красного цвета и приклейте его в центр нашей планеты. Это наша Россия. Скажите, а вы знаете, в чем главное отличие нашей страны от других стран на планете?
Дети. У России самая большая территория. Это самая большая страна в мире.
Воспитатель. В какой республике мы с вами проживаем?
Дети. Мы проживаем в Республике Татарстан.
Воспитатель. Возьмите круг зеленого цвета и приклейте его. Это у нас Татарстан – это субъект Российской Федерации.
Воспитатель. Ну, у нас остался самый маленький кружок желтого цвета, похожий на солнышко. Приклейте его в середину Татарстана. И в серединке этого круга ручкой напишите, где каждый из вас живет (район, поселок, улицу…).
Воспитатель. Проверим, что вы написали. Начинаем словами: Я живу… (Дети отвечают.)
Воспитатель.
Шар большой, на нём страна,
Город в ней, а в нём дома.
Дом на улочке одной,
Неприметный, небольшой.
Этот дом, страна, земля –
Это Родина моя!
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Физминутка «Наша Родина – Россия» (Повторяем 2 раза.)
В нашей стране горы высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы – ребята, вот такие! (показываем большой палец)
- V. Просмотр ролика
Воспитатель. Молодцы! Большую часть времени вы, ребята, проводите в нашей школе, которая находится в нашем поселке Уруссу. Как называется наша школа? (Уруссинская школа- интернат для детей с ОВЗ.)
– На какой улице находится? (Улица Пушкина, дом 56)
– Мы с вами много путешествовали по поселку и многое видели. Давайте вспомним… (Просмотр ролика.)
Воспитатель. Какие места вы узнали? Назовите. Какие улицы есть в поселке? (Ответ детей.)
– Вот сколько оказывается замечательных мест в нашем поселке. Вы, ребята, назвали много достопримечательностей поселка. А что означает слово достопримечательность?
По Словарю русского языка под редакцией А.П.Евгеньевой достопримечательность – это место, предмет, объект замечательные чем-либо, достойные особого внимания. (7-й слайд)
Воспитатель. Много достопримечательностей у нас в поселке.
- VI. Работа с карточками
Воспитатель. А сейчас предлагаю вам взять конверты с карточками и подобрать слова- определения. Вам нужно из трех карточек выбрать одно, которое на ваш взгляд самое верное. И мы с вами ответим на вопрос «Какой наш поселок?». (Каждый из детей выходит по очереди к доске и вывешивает свое слово.)
Слова для выбора: чистый, красивый, зеленый, ухоженный, родной, гостеприимный, цветущий, замечательный, оживленный, любимый,
подводный, страшный, плавучий, забытый, чужой, безлюдный, заброшенный, сибирский, средневековый, пещерный, мертвый, некрасивый.
Воспитатель. Вот сколько красивых слов мы сегодня сказали нашему поселку.
VII. Обобщение. Подведение итогов
Воспитатель. Ребята, как вы относитесь к своей Родине, к своему родному краю? (С любовью, бережно, с гордостью.)
Одна у человека мать, одна у него и Родина, и мы с вами должны беречь нашу Родину, наш край и приумножать ее богатства.
VIII. Обобщение. Подведение итогов
Воспитатель. На этом наше занятие подошло к концу. Что вы нового узнали на занятии? Что вам больше всего понравилось на занятии?
- IX. Рефлексия
Воспитатель. А сейчас возьмите кружочки и нарисуйте смайлик, если вам понравилось занятие нарисуйте улыбку, если нет – нарисуйте грустный смайлик.