Народные праздники как средство нравственного воспитания детей дошколят

 

Анастасия АНТОНОВА,

музыкальный руководитель I квалификационной категории детского сада  №12 «Крепыш» г. Менделеевска

Без прошлого — нет будущего,

Без языка — нет нации,

Без нации — нет культуры,

Без культуры — нет народа.

Дошкольный возраст представляет собой фундамент общего развития ребенка, стартовый период высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основные этические принципы, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям.  Сохранить человеческое в наших детях, учить их правилам общения, заложить нравственные основы, которые сделают их устойчивыми к нежелательным влияниям — все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.

Одним из наиболее эффективных средств нравственного воспитания выступает народное творчество. В настоящее время повышается роль народного творчества. Народные взгляды на жизнь, природу, общество и назначение человека являются философским обоснованием народной культуры.

Поэтому одной из задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений.

Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.

Важные теоретико-методологические основы нравственного воспитания отмечены в трудах А.И.Герцена, К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Н.А.Добролюбова, Л.Н.Толстого и др.

В соответствии с ФГОС ДО образовательная программа детского сада включает изучение этнорегионального компонента. Дети получают больше возможностей ощутить, прочувствовать красоту родного края, особенности национальной культуры и традиций, что помогает в формировании гражданских чувств и воспитании юных граждан России.

Ребенок дошкольного возраста входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с проявлениями добра и справедливости, милосердия и сострадания, честности и порядочности, но и с проявлениями зла, насилия, корысти, нечестности, поэтому нравственное воспитание детей дошкольного возраста – одна из основополагающих задач, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях.

Важное место в воспитании дошкольников занимают народные праздники, связанные с традициями народа, так как они объединяют в себе почти все элементы духовно-нравственного воспитания.

Для формирования личности дошкольника народный праздник имеет значение в нескольких аспектах:

– народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;

– народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.;

– методически грамотное проведение народных праздников формирует праздничную культуру детей дошкольного возраста.

Многообразные воспитательные функции народных праздников (развивающая, информационно — просветительская, культурно — творческая) обуславливают целесообразность широкого использования этой формы нравственного воздействия в воспитании детей дошкольного возраста.

Народные праздники с песнями, хороводами, обрядами и, конечно же, играми – это источник внутренней энергии понимания и познания жизни нашего народа. Праздники впитали в себя веселье и отдых, сказания и предания, по сути, это и есть история нашего народа. Многие праздники мы продолжаем отмечать, даже не отвечая на вопрос – почему? Генетически это нам близко, у нас есть потребность почувствовать себя частичкой чего-то значимого.

Организация и проведение праздничных мероприятий расширяет знания детей о знаменательных датах истории страны, об истории самого праздника, о том, как его празднуют в семье. Праздник важен тем, что на основе общих интересов у детей формируется коммуникативная, художественно-эстетическая, игровая, нравственная и другие виды культур, необходимые для успешного вхождения ребенка в мир взрослых.

Воспитательная направленность праздника выражается и в том, что он является прекрасным средством для активизации речи дошкольников, ее коммуникативной функции, т. к. использование в празднике элементов фольклора как народной мудрости, активизирует словарный запас детей, позволяет услышать красоту родного языка.

Только воспитание детей дошкольного возраста в духе народных традиций может развивать у них национальное самосознание, уважение к своему народу, кроме того, они будут открыты к изучению и осознанию значимости культуры других народов и уважения к ним.

Поэтому я считаю, что именно организация народных праздников для дошкольников, направленно на всестороннее и гармоничное развитие ребенка.

Актуальностью моей темы является то, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники, а именно: важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции.

Наш педагогический коллектив построил свою работу по приобщению детей к народной культуре на основе народного праздника. Выбор именно такой формы работы объясняется тем, что праздник всегда вызывает у детей положительные эмоции, наполняет радостью, весельем. Согласитесь, тускло и серо было бы детство без праздников.

В своей работе мы обращаемся к народным истокам, обрядам и традиционным обычаям. В организованную образовательную деятельность включаем народные игры, песни, инсценировки, хороводы и пляски. Мы стараемся воспитать в детях бережное и трепетное отношение к нашим корням и народным традициям. Разученный материал включаем в календарные развлечения, посвященные народным праздникам в течение всего года.

Праздник в детском саду – это всегда большое событие, дети с удовольствием к нему готовятся. Фольклорный праздник – это всегда яркое действие, наполненное эмоциональным общением детей и взрослых.

Целью народных праздников в нашем детском саду является приобщение дошкольников к истокам национальной культуры народов, населяющих нашу республику, формирование у детей основ добрососедства на образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях. Традиционными стали праздники «Осенние посиделки», «Масленица», «Карга боткасы», «Рождественская елочка» «Пасха», «Навруз», «Сабантуй», «Гырон быдтон».

Организуя праздники, мы стараемся создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета.

Музыкальный материал к праздникам выбираю понятный и доступный, чтобы подготовка не занимала много времени. Очень нравятся детям веселые сюжетно-ролевые танцы, хороводные игры-драматизации, инсценировки сказок и сценок. Ребята с большим удовольствием поют народные и современные песни, частушки, потешки, прибаутки, считалки, разучивают и инсценируют хороводы, в которых чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм.

Во время разучивания музыкального и устного материала часто встречаются непонятные детям старинные слова и выражения: чугунок, крынка, серп, жито, горница. Обязательно разъясняю значение этих слов, показываю картинки, фотографии или демонстрирую предметы из нашего музея.

Музей так же играет очень большую роль в патриотическом воспитании. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее нашего садика не только можно, но и нужно. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми. Возможность продуктивного отражения полученных впечатлений.

Народные праздники всегда связаны с игрой, они способствуют воспитанию волевых качеств, дисциплине, учат их быть честными и правдивыми. Любимые игры детей: «Плетень», «Гори-гори ясно», «Ой заря-заря», «Горшок», «Где был Иванушка» и другие. Наиболее полюбившиеся хороводы, игры мы повторяем на последующих занятиях. Все это закрепляет положительные праздничные впечатления.

Важным элементом успешного проведения праздника является подготовка костюмов и атрибутов. Родители воспитанников активно участвуют и помогают в изготовлении атрибутов к празднику. Но родители кроме помощи в изготовлении костюмов, активное участие принимают в самих мероприятиях. Участвуют в сценках, танцуют, проводят мастер-классы. Кроме того, частыми гостями, нашего садика, бывают бабушки и дедушки наших воспитанников, которые являются хранителями или носителями той или иной культуры.

Календарные праздники являются богатейшим источником для формирования патриотических чувств, познавательного и нравственного развития детей. Через синтез игры, песни и танца ребенок знакомится с традициями, обычаями, духовной жизнью своего народа, что создает основы его национальной культуры. Именно народная культура позволяет воспитать в наших детях в будущем чувство гордости за родную землю и ощущение носителя культуры своего народа.

Опыт работы в данном направлении показал, что светлое и радостное общение детей и взрослых — важное условие для развития личности ребенка и возрождения народных традиций, и мы должны сохранить народные праздники для себя и потомков, ведь праздники наших прадедов и дедов — это душа народа.

Детство – это период рассвета жизни человека и поэтому наша задача — привить детям любовь к прекрасному, любовь к родине, привить такие качества как доброта, товарищество и благородство.

Народный фольклор является кладезем для воспитания всех этих качеств, и мы будем продолжать работу в этом направлении и на примере народных праздников воспитывать все эти качества в наших воспитанниках.