Мы – юные метеорологи

№51

Гузалия КРЫЕВА,

воспитатель первой квалификационной категории детского сада №2 «Березка» г.Тетюши

Цели. Продолжать детей учить наблюдать явления природы, определять погоду.  Упражнять детей в работе с приборами: термометром, флюгером, вертушкой, ветряным рукавом. Помочь устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, составлять прогноз погоды. Учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы.

Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе работы, заниматься сообща. Познакомить с прибором – осадкомер.  Развивать память, воображение, наблюдательность, логическое мышление, расширять кругозор детей, воспитывать в детях экологическую культуру, любовь к родной природе, умение видеть красоту природы.  Закрепить и обобщить знания детей о метеоплощадке, о ее назначении.

Предварительная работа: знакомство с метеоплощадкой, беседы о погоде, о погодных явлениях, наблюдения за погодой на метеоплощадке, работа с календарем природы в группе, разучивание стихов и примет о погодных явлениях.

Словарная работа: электронная почта, воздушный змей, метеоплощадка, ветряной рукав, термометр, осадкомер.

Оборудование: метеоплощадка, вертушки, ветряной рукав, флюгер, осадкомер, домик с термометром, доска для наблюдений.

Ход занятития

Воспитатель. Ребята, сегодня мне пришло электронное письмо от героя одного известного мультфильма. Кого именно вы узнаете, прослушав эту песню? (Аудиозапись из мультфильма «Фиксики».) Из какого мультфильма эта песня?

Дети. Из мультфильма «Фиксики».

Воспитатель. Верно, ребята, это «Фиксики». А кто герой этого мультфильма?

Дети. Герой этого мультфильма Дим Димыч.

Воспитатель. Хотите узнать, что он написал? Тогда послушайте внимательно. (Аудиозапись письма.)

«Здравствуйте, ребята! Вчера мой папа подарил мне воздушного змея на день рождения! Я хотел сразу же бежать на улицу, чтобы его запускать, но папа сказал,что для этого погода должна быть без осадков и ветреной. Мы с Ноликом решили попробовать запускать его сегодня, но никак не можем определиться с погодой. Ребята, помогите нам, пожалуйста, напишите, подходит ли погода для игры с воздушным змеем или нет. Будем с нетерпением ждать от вас ответа. Дим Димыч».

Ну, что, ребята, поможем нашему герою? (Ответы детей.)

 Ребята, скажите, а что это такое погода?

Дети. Погода – это температура воздуха, осадки, ветер, облачность.

Воспитатель. Расскажите, какая сегодня погода? (Ответы детей.)  Послушайте загадку «По полю рыщет, поет да свищет, деревья ломает, к земле приклоняет».

Дети. Это ветер.

Воспитатель. Как вы определили, что сегодня есть ветер?

Дети. Как ветки деревьев колышутся, как ветер дует нам в лицо, как плывут медленно облака.

Воспитатель. Как мы можем определить дождь? (Ответы детей.)

Дети. Если травка мокрая, земля грязная, лужи.

Воспитатель. Это мы предположим, что такая погода сегодня. Молодцы! Но нам нужен точный прогноз погоды.

 Где составляют прогноз погоды?

Дети. На метеорологической станции.

Воспитатель. А как называют людей, которые составляют прогноз погоды.

Дети. Синоптиками.

Воспитатель. А хотите, мы сегодня будем синоптиками и отправимся на нашу метеоплощадку.

(Работа на метеоплощадке.)

Воспитатель. Ребята, вспомните, какую погоду хотел Дим Димыч.

Дети. Чтобы погода была ясная и ветреная.

Воспитатель. С помощью какого прибора можно определить наличие ветра?

Дети. С помощью вертушков, флюгера, ветряного рукава.

Воспитатель. А что нам еще показывает флюгер?

Дети. Направление ветра, с какой стороны дует ветер.

Воспитатель. А как мы определяли стороны?

Дети. С помощью компаса. С его помощью определяем стороны света.

Воспитатель. Итак, с какой стороны дует ветер?

Дети. Если с северной стороны, значит ветер холодный. С южной стороны – теплый.

Воспитатель. А как можно определить силу ветра?

Дети. С помощью вертушков и ветряного рукава. Если ветряной рукав не очень надут, значит слабый ветер, если лопасти вертушка крутятся слабо, то слабый ветер.

Воспитатель. А теперь подойдите сюда, посмотрите на эти вертушки. Что вы можете про них говорить? Все ли они одинаковые?

Дети. Нет. Они сделаны из разных материалов.

Воспитатель. Посмотрите, какой вертушок крутится и почему?

 Дети. При слабом ветре крутится вертушок, который сделан из фольги. При умеренном ветре крутится вертушок, который сделан из картона. А сделанный из железа крутится только при сильном ветре. Все три вертушка крутятся при сильном ветре. Сильный ветер называется – ураган, а слабый ветер – бриз.

Воспитатель.. Итак, ребята сегодня, какой ветер? (Ответы детей.)

А теперь поиграем в игру «Поймай, ветер». (Взяли все вертушки и медленно ходим на площадке, а потом разбежались по всей площадке. Делаем выводы: при медленной ходьбе вертушки крутились медленно, а при беге – сильно. Почему?

Дети. Потому что при медленной ходьбе ветер получается слабый, а при сильном беге ветер – сильный. При слабом ветре крутится медленно, а при сильном беге быстро.

Воспитатель. Ребята, а как будет по-татарски ветер?

Дети. Җил. Җил исә.

Воспитатель. С помощью какого прибора можно определить температуру воздуха?

Дети. С помощью термометра.

Воспитатель. Подойдем к домику, где живет термометр. Определите сколько градусов сегодня. (Дети подходят и определяют сколько градусов, потом объясняют как они это делали.)

Дети. Сначала находим цифру нуль. Если желтый столбик поднялся вверх, находим до какой цифры, например, сегодня плюс 15 градусов тепла.

Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку: «Пушистая вата плывт куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе».

Дети. Облако.

Воспитатель. Посмотрите на небо, что вы можете сказать? (Ответы детей.)

Дети.  Небо ясное, безоблачное.

Воспитатель. Какие приметы вы знаете про облака? (Ответы детей.)

Дети.  Если облака плывут высоко, то жди хорошую погоду. Если кучевые облака плывут низко, то жди дождя. Кучевые облака появляются в пасмурную погоду, а перистые в ясную погоду.

Воспитатель.. А как будет по-татарски облако?

Дети. Болыт.

Воспитатель. Ә хәзер без сезнең белән «Болытлар куера» дигән уен уйныйбыз. (Балалар су тамчылары булып җиргә чүгәлиләр һәм, парга әйләнеп, haвara кутәреләләр, түгәpәк ясыйлар. «Болыт» куера, түгәpәк зурая, болыт авырая hәм җиргә яңгыр булып ява. Балалар төрлесе-төрле якка сикереп йегерәләр hәм чүгәлиләр.)

Послушайте загадку: «Он на лужах – посмотри. Выдувает пузыри. Хочет, чтобы я и ты не забывали про зонты».

Дети. Дождь.

Воспитатель. Ребята, я вас хочу познакомить с одним прибором. Он называется осадкомер. С помощью осадкомера, можно узнать, сколько сантиметров выпал дождь и проник в землю. Подходим к осадкомеру. Измеряют с помощью линейки, сколько выпало дождя.

Воспитатель. Ребята, а какие вы приметы знаете про дождь.

Дети. Если дождь идет крупными каплями, то скоро перестанет. Если в безветренную погоду, листья шумят,то к вечеру – жди дождя.

Воспитатель. Итак, уважаемые синоптики, обобщим наши наблюдения и составим прогноз погоды. (Дети подходят к дневнику наблюдений, с помощью знаков о погодных явлениях, составляют прогноз погоды. Потом один ребенок читает.)

Ребенок. Сегодня 26 мая, четверг. Ветер слабый, южный. Ясная, солнечная погода. Температура воздуха плюс 20 градусов. Осадков нет.

Воспитатель. Ребята, скажите, вот такой прогноз погоды подходит для Дим Димыча?

Дети. Подходит.

Воспитатель. Отправим электронное письмо Дим Димычу.

А теперь послушайте, как читают по радио прогноз погоды. (Прослушивание погоды.  Аудиозапись.)

Для чего и для кого нужен прогноз погоды?

Дети. Людям нужен, чтобы правильно одеться на улицу, брать ли с собой зонтик. Прогноз погоды нужен шоферам, особенно зимой, летчикам, капитану корабля. Для сельхозработников. Для высадки растений в грунт. Поливать растения или только взрыхлять.

Воспитатель. Почему наша жизнь зависит от погоды?

Дети. Потому что, если все время будет идти дождь, то затопит все дома, урожай на полях пропадет, также овощи сгниют. А если все время будет солнце греть, то все засохнет. Урожай и овощи пропадут. Поэтому наша жизнь зависит от погоды.

Воспитатель. Понравилось, ребята, вам на метеоплощадке?

Дети. Да, понравилось.

Воспитатель. Мне тоже понравилось и я хочу закончить наше занятие стихотворением:

У природы нет плохой погоды,

Каждая погода благодать.

Дождь ли снег.

В любое время года.

Надо благодарно принимать.

Дим Димыч благодарит вас и подарил вам воздушного змея. (Под музыку «Фиксики» дети запускают воздушного змея.)