Мы всегда рядом!»

№ 131

(Консультационный семейный центр)

Елена ШАЙДУЛЛИНА,

заведующая детского сада №16 г.Казани

Алсу ХАМИДУЛЛИНА,

старший воспитатель детского сада №16 г.Казани

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка -детский сад №16» Ново-Савиновского района г.Казани функционирует с 1988 года. В практике работы МАДОУ накоплен многолетний опыт инклюзивного и коррекционного образования дошкольников по решению проблем адаптации и социализации в обществе детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сахарный диабет. В дошкольном учреждении функционируют 12 дошкольных групп, в которых воспитываются 307 детей дошкольного возраста. Из них 5 групп компенсирующей направленности: две для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее НОДА), одна группа для детей с заболеванием сахарный диабет, две группы логопедическая для детей с общим недоразвитием речи. В практике детского сада накоплен опыт работы инклюзивных групп с включением детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в среду здоровых сверстников. Всего у нас, на сегодняшний день, воспитываются 53 ребенка — инвалида, из них 11 детей посещают детский сад на условиях кратковременного пребывания в сопровождении взрослых. Преимущественным отличием МАДОУ «ЦРР — детский сад №16» является наличие педагогов-специалистов, медицинского персонала, обладающих высоким уровнем квалификации и профессиональной компетенцией, достаточным опытом и высоким профессионализмом, что выражается в построении адекватной, по психофизическим и личностным возможностям воспитанников, системы работы.

В Центре развития ребенка в соответствии с нормативными требованиями создана полноценная развивающая предметно-пространственная среда и специальные условия   для обучения родителей методам работы с детьми с ОВЗ: музыкальный зал, Монтессори класс, кабинет педагога-психолога, два логопедических кабинета, сенсорная комната (кабинет психологической разгрузки), два кабинета коррекционной педагогики (кабинеты дефектологов), спортивный зал, зал  ЛФК, кабинет массажа, медицинский кабинет. Вход в здание оборудован пандусами для маломобильных групп населения. В коридорах и группах установлены поручни, по необходимости для детей используются специальные приспособления для передвижения и обучения. Для работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата творческой группой педагогов МАДОУ разработана и используется в практике психолого-педагогическая модель сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с заболеванием детский церебральный паралич). Модель создана на основе адаптированной основной образовательной программы МАДОУ и специальных программ. Дошкольное учреждение обеспечено достаточным количеством электронных программно-методических комплексов и материалов. В достаточном количестве имеются специальная литература, дидактические и развивающие игры и игрушки, пакет диагностических и рекомендательных материалов для детей и родителей, материалы из опыта работы

МАДОУ является :

— стажировочной площадкой для повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования, утвержденной приказом МО и Н РТ «Об утверждении площадок для повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования в 2019г» №под-2136/17 от 29.12.2017г. по темам: «Основные направления работы дошкольного образовательного учреждения по повышению психолого-педагогической культуры родителей», «Оказание психолого-педагогической помощи воспитанникам с ОВЗ, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации»

— экспериментальной площадкой Казанского инновационного Университета имени В.Г.Тимирясова, созданной в рамках Федеральной инновационной площадки проекта «Создание и развитие преемственной системы инклюзивного образования в РТ»

Все вышеуказанное позволяет МАДОУ «ЦРР-детский сад №16» г.Казани эффективно реализовывать проект, разработанный с целью обеспечения единства и преемственности семейного и дошкольного образования, по созданию эффективной модели оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, родителям (законным представителям) с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3-х лет,

Консультационный семейный центр «Мы всегда рядом!» создан для оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3-х лет.

Актуальной проблемой по-прежнему остаётся низкая степень компетенции и знаний родителей в области коррекционного образования. Сложности родителей в воспитании детей с ОВЗ и детей-инвалидов дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3-х лет во многом связаны с их недостаточной психолого-педагогической компетентностью. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день пособий, они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи. Поэтому родителям с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами необходима помощь педагогов и врачей-специалистов.

Особенно такие услуги актуальны для семей, воспитывающих детей раннего возраста, т.к. в Казани в связи с нехваткой мест в ДОУ охват дошкольным образованием детей до 3-х лет остаётся проблемой.

Главные задачи работы консультационного центра:

  1. Оказание методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитывающих  детей  с ОВЗ и детей-инвалидов дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, не зависимо от их места жительства.
  2. Оказание содействия родителям с детьми с ОВЗ дошкольного возраста до 7 лет в вопросах успешной социализации, не посещающих образовательные учреждения.
  3. Создание условий для освоения родителями способов в воспитании и обучении детей с особенностями в развитии.
  4. Помощь в преодолении собственных психологических проблем у всех членов семьи, связанных с воспитанием ребёнка с ОВЗ.
  5. Пропаганда позитивного и ответственного материнства и отцовства, значимости родительского просвещения при воспитании ребёнка с проблемами в развитии.
  6. Оказание помощи родителям найти среди членов центра единомышленников, оказать психологическую поддержку в воспитании и развитии ребёнка.

7. Повышение квалификации педагогических работников по вопросам развития родительской компетентности в воспитании ребёнка с ОВЗ.  

Участники проекта:

876354

Целевая аудитория – семьи, воспитывающие детей с ОВЗ и детей-инвалидов раннего и дошкольного возраста (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с заболеванием сахарный диабет, с задержкой психического развития, с тяжёлыми нарушениями речи, с тяжёлыми множественными нарушениями, с нарушением зрения), посещающие дошкольные учреждения г.Казани и семьи, чьи дети не посещают ДОУ, педагоги МАДОУ и других ДОУ города.

Организации, привлекаемые к реализации проекта, имеют положительный опыт и результаты работы по организации воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения. Практика данных учреждений ориентирована на формирование условий доступности образования для детей с ОВЗ.

Нижеуказанные учреждения являются сетевыми партнерами, с которыми сотрудничает МАДОУ «ЦРР-детский сад №16» Ново-Савиновского района г. Казани в рамках реализации консультационного семейного центра «Мы всегда рядом!»:

8754455

В ходе сотрудничества с научными, высшими учебными заведениями г.Казани: государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан», Казанский инновационный университет им.В.Г.Тимирясова (ИЭУП), проводятся курсы повышения квалификации педагогов-специалистов центра, круглые столы и конференции по обмену опытом работы, психологические тренинги и практикумы для родителей детей с ОВЗ, разрабатываются инновационные программы.

Для организации работы Центра привлекаются медицинские учреждения г.Казани и Республики Татарстан: Государственное автономное учреждение здравоохранения «Детская республиканская клиническая больница министерства здравоохранения Республики Татарстан» (эндокринологическое отделение), ГАУЗ «Детская городская поликлиника №9» г.Казани. В рамках реализации проекта врачи совместно с педагогами-специалистами МАДОУ организуют мероприятия с родителями по плану Центра.

Совместно с диабетическим обществом инвалидов Республики Татарстан создаётся база воспитанников дошкольного возраста с заболеванием сахарный диабет для организации их в ДОУ.  Проводятся совместные мероприятия для родителей с детьми с ОВЗ (форумы, конференции, семинары по проблемам заболевания).

При решении поставленных целей и задач Центра увеличится охват родителей с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами дошкольного возраста, в том числе, от 0 до 3-х лет, квалифицированными педагогами и врачами-специалистами и увеличится доступность дошкольного образования.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

— оптимизация детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3-х лет;

— повышение психолого-педагогической культуры родителей;

— повышение роли семьи в воспитании и развитии ребёнка с ОВЗ и ребёнка-инвалида;

— успешная социализация детей с ОВЗ, не посещающих ДОУ;

— преодоление психологических проблем у всех членов семьи, связанных с воспитанием ребёнка с ОВЗ и ребёнка-инвалида дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3-х лет;

— повышение квалификации педагогов-специалистов центра по вопросам семейного воспитания с родителями детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Модель осуществления консультирования родителей в форме консультационного семейного центра предполагает привлечение большего количества родителей с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3-х лет, через одновременное сопровождение педагогами и врачами-специалистами в специальных условиях с достаточным количество помещений и дидактических материалов для проведения индивидуальных консультаций, групповых и подгрупповых мероприятий. А также используемое методическое обеспечение данной работы (интернет-ресурсы, библиотека детской художественной литературы и специальная литература для родителей с ОВЗ и детей-инвалидов, видео и аудио материалы, презентации, материалы для теоретических и практических занятий с родителями (законными представителями), с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами) помогут повысить уровень родительской грамотности в воспитании ребёнка с ОВЗ.