Мы все разные, но мы дружные

(Образовательная деятельность по толерантному воспитанию детей старшей группы)

 

Лилия ФАТТАХОВА,

старший воспитатель детского сада №141 г. Казани

Венера ХАЙРИЕВА, Сирена ХАЙРОВА,

воспитатели детского сада №141 г. Казани

Альбина МУЗАФФАРОВА,

инструктор по физической культуре детского сада №141 г. Казани

 

Интеграция областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое развитие.

Цели: формирование основ толерантной культуры личности дошкольника.

Задачи:

– создать непринужденную психологическую атмосферу, положительный эмоциональный фон, настроить детей на позитивное восприятие друг друга;

– формировать у детей понятия «друг», «дружба»;

– учить их видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других; мотивировать, объяснять свои суждения;

– видеть, какие друзья их окружают;

– вызвать положительно-эмоциональные переживания общения;

– формировать понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны;

– воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам разных национальностей.

Предварительная работа:

– изучение группы: наблюдение за общением детей, выявление особенностей общения;

– разучивание с детьми пословиц, стихов о дружбе; работа над смыслом пословиц;

– чтение художественной литературы о дружбе, взаимоотношениях детей;

– слушание аудиозаписи песен «Все вместе», «Дружба начинается с улыбки», «Песня о дружбе».

Материал и оборудование: мультимедийный проектор, карта, изображение «Моря радости», «Острова дружбы»; силуэт кораблика, помощника капитана; аудиозапись песен «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»,

«Если с другом вышел в путь», «Чунга-чанга»; отрывок из мультфильма «Катерок».

Ход непосредственно образовательной деятельности:

(Дети входят в группу под пение: «Я, ты, он, она – вместе дружная семья». Здороваются с гостями.)

Воситатель. Садитесь, пожалуйста, в круг на ковер. Давайте поздороваемся друг с другом. Но сделаем мы это не совсем обычным способом. (Дети берутся за руки и каждый по очереди поет строчку из песни «Улыбка» В. Шаинского. Последний куплет поют все хором. Ребята смотрят друг на друга и дарят сидящему рядом свою добрую искреннюю, веселую улыбку.)

– О чем эта песня?

– Как вы думаете, почему улыбка обладает такой волшебной силой?

(Потому что улыбающийся человек настроен доброжелательно. Слово «доброжелательность» состоит из двух частей – «добро» и «желать». Значит, доброжелательный человек – тот, кто желает вам добра.)

– А вы умеете улыбаться? Чему (кому) вы чаще всего улыбаетесь?

– В жизни можно обойтись без улыбки? Почему? (Тогда все люди были бы грустные, злые и не дружили бы друг с другом, потому что «дружба начинается с улыбки».)

– Если вы хотите, чтобы вам улыбались, улыбайтесь сами, проявляйте внимание к людям, будьте добры и отзывчивы.

– А что такое дружба? (Дружба – это когда не сорятся по пустякам. Нужно делится с друзьями игрушками и книгами, помогать друзьям, если у них что-то не получается, не зазнаваться, не хвастаться и не лгать. Уметь дружить – значит уметь уступать, с благодарностью принимать помощь, советы и замечания друзей.)

– Есть ли у вас друзья? Какие они?

– Чем отличается друг от остальных людей? Кого мы называем другом?

(Чтение стихотворения «Лучший друг».)

Мой любимый друг хороший –

Это сверстник мой Алеша

Бескорыстный, верный, честный

С ним всегда мне интересно!

Он умеет друга слушать,

Я ему открою душу:

Обо всем ему скажу,

Все игрушки покажу.

Заводила, фантазер,

В играх ловок он и скор.

Понимает шутки, смех

Друг Алеша лучше всех!

Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать?

– Я вам предлагаю отправиться на «Остров дружбы». Путь нам предстоит долгий и не близкий. У всех хватит смелости и сил?

– Я думаю, что нам не помешает перед дальнейшей дорогой выполнить очень полезное упражнение, которое поможет лучше всё услышать, рассмотреть и прочувствовать.

– Все встанем. Упражнение так и называется: «Заряд бодрости». (Предложить детям встать свободно, вытянуть вперед два пальчика – большой и указательный.)

– Возьмитесь пальцами правой и левой руки до мочки ушей. Помассируйте ушки, проговаривая: «Ушки, ушки слышат всё!» в одну и другую сторону (8 – 10 раз) А теперь опустите руки и тряхните ладошками.

– Приготовьте указательный палец, вытяните руку и поставьте его между бровями над носом. Помассируйте эту точку со словами: «Просыпайся третий глаз!» (8 – 10 раз)

– Соберите пальцы руки в кулачок, найдите внизу шеи ямку, положите туда кулачок и со словами: «Я дышу, дышу, дышу!» — помассируйте ямку (8-10 раз) в одну и другую сторону.

– Теперь скажем: «Я всё слышу! Я всё вижу! Я всё чувствую!». (Перед детьми раскладывается карта с изображением «Моря радости».)

– Ребята, посмотрите на карту. Что на ней нарисовано? (Море)

– Как вы думаете, какое название у этого моря?

– Это море называется «Море радости».

– Почему у него такое название? Как вы думаете? (Дети высказывают предположения.)

– И сегодня мы отправляемся в плавание по волнам «Моря радости».

– А вот и кораблик, на котором мы поплывем. (На карту крепится силуэт кораблика.)

– Я капитан, а это мой помощник (Крепится силуэт помощника.)

– Посмотрите на лицо этого человека. (Веселое.) Как вы догадались?

– Да, этот человек добродушный, радостный, он улыбается, у него веселое настроение.

– Хотите попасть на корабль и отправиться на «Остров дружбы»? (Да.) Но на корабль мой помощник пускает самых веселых, радостных и улыбчивых детей, потому что он сам очень веселый человек. Ведь недаром он бороздит воды «Моря радости».

– Все готовы? Прошу занять места на палубе нашего кораблика. (Звучит песня «Если с другом вышел в путь».)

– А пока наш корабль мчится по волнам навстречу новому и интересному, вспомним пословицы о дружбе.

  1. Нет друга – ищи, а найдешь – береги.
  2. Друг – ценный клад, ему всякий рад.
  3. Дружба дороже денег.
  4. Дружба что стекло – разобьёшь, не склеишь.
  5. За друга держаться – ничего не бояться.

Воспитатель. Дорогие путешественники, взгляните на карту. Что за чудо остров вырос прямо посередине «Моря радости»? (Картина с изображением Африки.)

– Так вот куда пригласил нас мой помощник. Это «Остров дружбы».

– Посмотрите ребята, все люди, живущие на этом острове совсем не похожи на нас.

– Кто из вас знает, где живут дети с темным цветом кожи? (В Африке.)

– Мы не знаем языка народов Африки, поэтому поздороваемся без слов. Некоторые племена здороваются носами. Вот так. Теперь мы с вами поздоровались по-африкански.

– Почему у людей Африки такая темная кожа? (Жарко.)

– Действительно в Африке очень жарко, и одежда у людей поэтому легкая. Свои наряды жители Африки дополняют украшениями из костей, бус, раковин или перьев.

– Африканские дети, как и все дети планеты Земля, любят играть.

– Как и мы любят животных, природу.

– Ходят учиться в школу.

– А как они дружны и веселы!

– А разве дружить могут только похожие на нас люди? (Нет.)

– Но больше всего африканские дети любят танцевать.

– Давайте посмотрим, как это получается у героев одного мультфильма и потанцуем вместе с ними. (Показ отрывка из мультфильма «Катерок», танец «Чунга-чанга».)

– Ну что ж ребята, мы познакомились с жителями жарких стран. Народы африканских стран живут не так богато как мы, но всё равно они любят и гордятся своими странами, обычаями, традициями.

А сейчас, в память о том, что мы побывали на этом острове, оставим свои автопортреты.

– Ребята, у вас на столах силуэты фигурок людей. Каждая из фигурок будет носить ваше имя. Каждый из вас должен нарисовать, на контуре фигуры человека, себя в той одежде, в которой вы пришли сегодня и со всеми деталями своей внешности. (По завершении задания предложить детям наклеить силуэты фигурок в любое место моря или острова. Рассматривая рисунки, отметить сходство и различие. Особое внимание уделить различиям.)

– Люди отличаются друг от друга, например, возрастом (младенцы, маленькие дети, подростки, взрослые, пожилые), цветом кожи, индивидуальными особенностями (цвет волос, очки, рост), профессиями (водители, повара, учителя и т.д.), национальностью (татары, русские, чуваши, удмурты).

– Наши человечки тоже не похожи друг на друга, но все они равны и стали жителями чудо-острова, который называется «Остров дружбы».

– Но настало время прощаться с веселыми жителями острова. Нам следует возвращаться в детский сад.

– Займите свои места на палубе нашего кораблика, мы отплываем. А чтобы путь был лёгким, споём песню «Если с другом вышел в путь».

– Вот мы снова в нашем уютном, веселом детском саду.

В: Жители «Острова дружбы» передали нам конверт и просили открыть, когда вернемся в детский сад. А в этом конверте лежат карточки с цифрами от 1 до 10. Их нужно разложить в правильной последовательности от 1 до 10, перевернув их мы сможем прочитать что-то очень важное. (Дети выполняют задание под музыку. Получилось МИР и ДРУЖБА.)

В: МИР И ДРУЖБА – почему это важные слова?

– А вы по-настоящему дружные ребята?

– Для вас будет важно, какого цвета кожа или какой разрез глаз у того, кто захочет с вами играть?

– А что важно для дружбы? (Доброта, отзывчивость, внимание к другому.)

– Действительно, мы такие разные – взрослые и дети Земли: мы разговариваем на разных языках, живем в разных домах, по–разному одеваемся. Вы пока дети, но станете взрослыми. И от вас будет зависеть мир и счастье на нашей планете, от того, научились ли вы дружить с детства.

– Мы с вами сегодня замечательно провели время. Что больше всего понравилось вам сегодня?

– Главное чудо света – это человек. Хотите к нему прикоснуться?

Тогда встанем в круг, крепко возьмёмся за руки, посмотрим друг другу в глаза и произнесем прекрасные слова: «Здравствуй, человек»!

А какой это человек выбирайте сами: добрый, умный, смелый, красивый, хороший, весёлый, великодушный, интересный, великолепный, трудолюбивый, жизнерадостный, забавный, изобретательный, классный, любимый, воспитанный, любознательный, любопытный, милый, модный, наблюдательный, мудрый, обаятельный.

Стих «Давайте дружить» И. Модина (все вместе).

Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птица с небом,

Как травы с лугом,

Как ветер с морем,

Поля с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами…