Мы творим волшебство

№ 114

(Занятие по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста)

Ляйсана ГАЙФУЛЛИНА,

воспитатель детского сада №54 г.Казани

Цель. Ознакомление детей со свойствами предметов через экспериментирование.

Задачи:

образовательные:

– расширять и уточнять знания детей о свойствах воды, молока, подсолнечного масла;

– продолжать формировать у детей умение предвидеть последствия  действий;

развивающие:

– развивать познавательный интерес к экспериментированию, умение делать вывод;

– развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы;

– развивать внимание, мышление, память;

воспитывающие:

– воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах.

Предварительная работа. Просмотр презентации «Мы – будущие химики».

Ход работы

Воспитатель. Ребята, скажите мне, пожалуйста, что такое химия? Вы слышали когда-нибудь такое слово? (Ответы ребят.)

Воспитатель. Химия – это наука о веществах и их превращениях. Химия окружает нас повсюду. Сегодня мы с вами будем проводить химические опыты. Наблюдая такие эксперименты, можно в дальнейшем искать объяснение, почему происходит так, а не иначе.

Давайте мы с вами начнем с обычных наблюдений и примеров из жизни. Вот некоторые из них. Вода – это химическое вещество, состоящее из двух элементов, а также газов растворенных в ней. Человек тоже содержит воду. Известно, что там, где нет воды, нет и жизни. Без пищи человек может прожить около месяца, а без воды – всего лишь несколько суток. Человек сам того не подозревает и осуществляет химические реакции каждую секунду. Воздух, который мы вдыхаем, это смесь газов – химических веществ. В процессе выдыхания выделяется еще одно сложное вещество – углекислый газ. Можно сказать, что мы сами – это химическая лаборатория.

Еще один пример. Мытье рук мылом – это тоже химический процесс воды с мылом.

Химия – это и лекарства, без которых в настоящее время многие люди не могут прожить и дня.

Растения тоже содержат химическое вещество хлорофилл, которое придает листочку зеленый цвет.

Приготовление пищи – это сложные химические процессы. Например, приготовление теста. Тесто поднимается при добавлении дрожжей.

Многие полагают, что настоящая химия – это вредные вещества, экспериментировать с ними опасно, тем более в домашних условиях. Но есть много очень увлекательных опытов, которые мы сможем провести здесь в группе, не навредив здоровью. И эти домашние химические опыты будут не менее увлекательные и поучительные, чем те, которые идут с взрывами, едкими запахами и клубами дыма.

Давайте мы с вами займем наши рабочие места и начнем экспериментировать.

1-й опыт. (С молоком и красителями).

Оборудование и реактивы: молоко, красители, ватные палочки,  жидкое мыло, одноразовые тарелки, посуда для мыла.

Ход опыта. Опыт работает очень просто. Молоко по своей консистенции напоминает воду, но содержит жиры, минералы, витамины и другие вещества. Секрет симфонии цветов заключается в капле мыла. Дело в том, что основное свойство мыла – ликвидировать жиры. Когда мыло помещается в молоко, молекулы мыла стараются атаковать молекулы жиров, в свою очередь, молекулы жиров стараются избежать «нападения». Именно этот процесс и отражает стремительное движение цветов.

2-й опыт. Конфеты «скитлс».

Оборудование и реактивы: 6 маленьких стаканчиков, конфеты скитлс, тарелки,  стаканы с теплой водой.

Ход опыта. Краситель начинает слазить с конфет. Еще немного подождем и получаем цветок, разделенную на  равные по площади цветные зоны.

3-й опыт. С маслом «вулкан».

Оборудование и реактивы: банка, красный краситель, масло подсолнечное, стакан с водой, таблетка, пипетка.

Ход опыта. Вы будете с удивлением наблюдать, что жидкости не смешиваются – вода остается на дне и окрашивается, а масло поднимается наверх, потому, что его структура менее тяжелая и плотная. При добавление таблетки в воду он начинает выделять углекислый газ в виде пузырьков, который приподнимает краситель наверх.

4-й опыт. Вулкан из цветной пены.

Оборудование и реактивы: бокалы, краситель, вода, жидкость для мытья посуды, палки, сода, ложка, уксус.

Ход опыта. Такую реакцию мы можем наблюдать из-за смешивания соды с уксусом. При добавлении соды в уксус (гашение соды) выделяется углекислый газ, который расщепляется, а так как мы с вами добавили средство для мытья посуды он перемешался с углекислым газом и с помощью воздуха поднялся наверх.

5-й опыт. Надуватель для шарика.

Оборудование и реактивы: шарик, пластиковая бутылка, уксус, сода.

Последовательность действий:

1. В воздушный шарик насыпаем две чайные ложки соды.

2. В пластиковую бутылку наливаем 3 – 4 столовые ложки уксуса.

3. Надеваем шарик на горлышко бутылки и высыпаем соду из шарика в бутылку.

4. Шарик активно надувается.

Воспитатель. Почему так происходит? При смешивании соды и уксуса возникает химическая реакция, в результате которой выделяется углекислый газ. Этого газа становится все больше и больше, он уже не может уместиться в бутылке и выходит из нее. Именно поэтому шарик надувается.

Воспитатель. Какие же вы все молодцы. Вы все справились с заданием. Надеюсь вам всем все понравилось. На этом наше занятие подошло к концу.