Мы идем в кафе

№ 86

(Основная непосредственная деятельность для детей старшей дошкольной группы)

Елена ОВЧИННИКОВА, 

воспитатель детского сада  №143 г. Казани  

Римма ЗИЯТДИНОВА, 

воспитатель детского сада  №143 г. Казани  

 Цель занятия: формирование культуры поведения за столом; сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Кафе». Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость; воспитывать уважение к труду работников, закреплять правила поведения в общественных местах.

Задачи:

организовать сотворчество детей, родителей, воспитателей в освоении данной темы

— создать условия для участия детей и родителей в проектировании и оформлении развивающей предметно-пространственной среды

— расширить и углубить знания детей о правилах поведения за столом и в общественных местах;

— познакомить детей с видами и назначением предметов сервировки стола;

— знакомить с процессом приготовления разных блюд;

— закреплять у детей навыки правильного поведения за столом;

— воспитать культурного и аккуратного человека.

— развивать и обогащать сюжет игры «Кафе»;

— развивать творческое воображение, способность совместно развивать игру;

— развивать инициативу, организаторские способности, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;

— формировать умение договариваться, умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре, планировать, обсуждать действия всех играющих;

— воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

Воспитатель: Ребята, я сегодня хочу вас всех позвать в кафе. Вы согласны?

Дети: да!

Воспитатель: Отлично, тогда быстро все садимся в автобус!

         Мы в автобус дружно сели (дети садятся)

         И в окошко посмотрели (смотрят по сторонам)

         Наш шофер педаль нажал (нажимают «на педаль»)

         И автобус побежал (бег на месте).

Вот мы и приехали в кафе!

(Дети и воспитатель проходят в «Кафе» — заранее подготовленное место)

Воспитатель: Посмотрите ребята, как здесь красиво! (На экране появляется изображение кафе)

Директор кафе (переодетый ребенок): Здравствуйте,  к сожалению, наше кафе не работает!

Воспитатель: Здравствуйте, а почему?

Директор кафе: Потому что у нас нет сотрудников

Воспитатель: Что же делать ребята? А я так хотела вместе с вами пообедать в кафе. Может, мы с вами сможем помочь нашему новому другу?

(Дети охотно соглашаются.)

Воспитатель: ребята, а кто обычно работает в кафе? Давайте вместе с вами вспомним, а помогут нам в этом загадки!

         Кто гостей всегда встречает, и с улыбкой провожает?

         Кто поможет стол найти и гостей всех посадить?(администратор)

         Он меню нам принесет, и еду нам подает. (официант)

Кто сварил душистый суп?

         И гарнир из разных круп?

         Кто нам булочек испек?

Или яблочный пирог?

        (повар)

С математикой он дружит

И считает все в уме

Все прибавит или вычтет

Выдаст счет тебе и мне.

         (кассир)

Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием!!!

А сейчас нам надо выбрать: кто у нас будет администратором, кто поваром, а кто официантом? В этом нам поможет считалочка.

(Воспитатель вместе с детьми по считалочке выбирает персонал для кафе.)

Воспитатель: Наконец мы с вами выбрали персонал для нашего кафе! Но кафе все еще не может начать свою работу, что нам надо сделать?

Дети: составить меню, купить продукты, приготовить разные блюда и правильно сервировать столы.

Воспитатель: Смотрите, я нашла примерное меню, которое обычно есть в каждом кафе или ресторане.  (Показывает меню), (идет обсуждение, что дети будут готовить, и какие продукты для этого им пригодятся).

Воспитатель: Отправляемся в магазин! (на экране изображение магазина и витрины) Детям предстоит правильно выбрать продукты для супа, салата и для напитков! (дидактическая игра «Что лишнее?»)

Игра: «Магазин»

Воспитатель: Молодцы ребята, вы отлично справились и с этим заданием!

Продукты мы с вами купили, их мы отдаем нашему шеф повару, а сами начнем готовить столы для наших гостей!

Ребята, скажите мне пожалуйста, чем обычно украшают стол к приходу гостей?

Что в первую очередь надо сделать?

(Ответы детей)

Воспитатель: правильно, сначала обязательно надо накрыть стол скатертью, наш стол сразу же станет праздничным и красивым, можно поставить цветы с вазой или же вазу с фруктами.

Воспитатель: а дальше что надо сделать?

Дети: расставить тарелки, ложки, вилки, чашки.

Воспитатель: правильно!

С начала мы с вами поставим тарелки для второго, слева от нее мы поставим вилку, а справа столовую ложку и маленькую ложку, а так же нож. Над тарелкой мы ставим чашку с блюдцем!

Вот наш стол уже готов!

Воспитатель: ребята, а как вы думаете, как надо встречать гостей?

Дети: приветливо, надо улыбаться и всегда здороваться!

Воспитатель: правильно, иначе гости все испугаются и не придут к нам.

Воспитатель: А как гости должны вести себя в кафе?

Дети: Нельзя шуметь, кричать, мешать другим гостям. Надо быть вежливым, говорить здравствуйте, спасибо, пожалуйста и до свидание.

Воспитатель: давайте послушаем стихи об этикете.

         ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЭТИКЕТ
Что ж такое этикет?
Кто-то знает, кто-то — нет.
Это ПРАВИЛА такие
ПОВЕДЕНИЯ, когда
Мы привычки все плохие
Забываем навсегда.
Ты усвоил ЭТИКЕТ,
И дурных привычек нет!

ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА
Четыре волшебные слова –
ЭТИКЕТА  основа.
Вы часто их говорите,
Звучат они очень красиво:
ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИЗВИНИТЕ,
ПОЖАЛУЙСТА и СПАСИБО.

  ЗА СТОЛОМ
(И дома, и в гостях)
Известно с детства это всем:
«Когда я ем, я глух и нем».
А хоть словечко ЭТИКЕТ
Разрешит сказать иль нет?
Жуёшь – закрытым рот держи.
Проглоти – потом скажи.
*       *       *
Чтоб не стали твои пальцы
Сыра, колбасы хватальцы,
Вилка есть при каждом блюде.
И воспитанные люди
Вилкой всё себе берут
И назад её кладут.

А в салате, видишь, — ложка.
Положи себе немножко,
Не наваливай холмом:
Съешь – еще возьмёшь потом.

Ложку общую из салата
Не облизывают, ребята!

*       *       *
Винегрет, салат, картошку,
Чтобы взять, используй ложку,
Только общую, не ту,
Что в твоем бывала во рту.
*       *       *
Не хватай еду руками –
Будет очень стыдно маме.
ЭТИКЕТ добавит тут:
Только хлеб рукой берут.

Блюдо с хлебом далеко,
Дотянуться нелегко.
Рукавом в салат не лезь,
Не бей фужера нежного.
За столом соседи есть –
Попроси их вежливо.
И припомни снова
Волшебное слово.
Хлеб тебе подаст сосед –
Поблагодари в ответ.

Не вытирай свой рот рукой –
Салфетка есть перед тобой.

Чтобы что-то резать, нож
В руку правую берёшь,
Вилку в руку левую,
Сидишь королевою.
Кто дома есть научится,
В гостях не будет мучиться.
*       *       *
Не вертись, спокойно кушай
И не чавкай, словно хрюша.
*       *       *
Что же нам сказать на это?
Кто не знает ЭТИКЕТА
И не соблюдает, тот
Невоспитанным слывёт.
Вот!
Такое поведение
Достойно осуждения.
И ему мороженое
Летом не положено!

Воспитатель: Вот какие интересные стихи я нашла об этикете, я надеюсь, вы твердо усвоили правила поведения за столом и в общественных местах!

Воспитатель: Ура ребята, наше кафе готово к открытию!!!

Приглашаются гости в кафе. Администратор вежливо встречает гостей, официант принимает заказ и разносит заказ, повар все готовит. Кассир выставляет всем счет.

Воспитатель: Дорогие наши гости, в качестве сувенира наш шеф повар предлагает вместе с ним испечь фирменные пирожки! Вы согласны?

Дети: Да!

Занятие заканчивается продуктивной деятельностью «пирожки для гостей».