Мы идем в кафе
№ 86
(Основная непосредственная деятельность для детей старшей дошкольной группы)
Елена ОВЧИННИКОВА,
воспитатель детского сада №143 г. Казани
Римма ЗИЯТДИНОВА,
воспитатель детского сада №143 г. Казани
Цель занятия: формирование культуры поведения за столом; сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Кафе». Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость; воспитывать уважение к труду работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
Задачи:
— организовать сотворчество детей, родителей, воспитателей в освоении данной темы
— создать условия для участия детей и родителей в проектировании и оформлении развивающей предметно-пространственной среды
— расширить и углубить знания детей о правилах поведения за столом и в общественных местах;
— познакомить детей с видами и назначением предметов сервировки стола;
— знакомить с процессом приготовления разных блюд;
— закреплять у детей навыки правильного поведения за столом;
— воспитать культурного и аккуратного человека.
— развивать и обогащать сюжет игры «Кафе»;
— развивать творческое воображение, способность совместно развивать игру;
— развивать инициативу, организаторские способности, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;
— формировать умение договариваться, умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре, планировать, обсуждать действия всех играющих;
— воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
Воспитатель: Ребята, я сегодня хочу вас всех позвать в кафе. Вы согласны?
Дети: да!
Воспитатель: Отлично, тогда быстро все садимся в автобус!
Мы в автобус дружно сели (дети садятся)
И в окошко посмотрели (смотрят по сторонам)
Наш шофер педаль нажал (нажимают «на педаль»)
И автобус побежал (бег на месте).
Вот мы и приехали в кафе!
(Дети и воспитатель проходят в «Кафе» — заранее подготовленное место)
Воспитатель: Посмотрите ребята, как здесь красиво! (На экране появляется изображение кафе)
Директор кафе (переодетый ребенок): Здравствуйте, к сожалению, наше кафе не работает!
Воспитатель: Здравствуйте, а почему?
Директор кафе: Потому что у нас нет сотрудников
Воспитатель: Что же делать ребята? А я так хотела вместе с вами пообедать в кафе. Может, мы с вами сможем помочь нашему новому другу?
(Дети охотно соглашаются.)
Воспитатель: ребята, а кто обычно работает в кафе? Давайте вместе с вами вспомним, а помогут нам в этом загадки!
Кто гостей всегда встречает, и с улыбкой провожает?
Кто поможет стол найти и гостей всех посадить?(администратор)
Он меню нам принесет, и еду нам подает. (официант)
Кто сварил душистый суп?
И гарнир из разных круп?
Кто нам булочек испек?
Или яблочный пирог?
(повар)
С математикой он дружит
И считает все в уме
Все прибавит или вычтет
Выдаст счет тебе и мне.
(кассир)
Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием!!!
А сейчас нам надо выбрать: кто у нас будет администратором, кто поваром, а кто официантом? В этом нам поможет считалочка.
(Воспитатель вместе с детьми по считалочке выбирает персонал для кафе.)
Воспитатель: Наконец мы с вами выбрали персонал для нашего кафе! Но кафе все еще не может начать свою работу, что нам надо сделать?
Дети: составить меню, купить продукты, приготовить разные блюда и правильно сервировать столы.
Воспитатель: Смотрите, я нашла примерное меню, которое обычно есть в каждом кафе или ресторане. (Показывает меню), (идет обсуждение, что дети будут готовить, и какие продукты для этого им пригодятся).
Воспитатель: Отправляемся в магазин! (на экране изображение магазина и витрины) Детям предстоит правильно выбрать продукты для супа, салата и для напитков! (дидактическая игра «Что лишнее?»)
Игра: «Магазин»
Воспитатель: Молодцы ребята, вы отлично справились и с этим заданием!
Продукты мы с вами купили, их мы отдаем нашему шеф повару, а сами начнем готовить столы для наших гостей!
Ребята, скажите мне пожалуйста, чем обычно украшают стол к приходу гостей?
Что в первую очередь надо сделать?
(Ответы детей)
Воспитатель: правильно, сначала обязательно надо накрыть стол скатертью, наш стол сразу же станет праздничным и красивым, можно поставить цветы с вазой или же вазу с фруктами.
Воспитатель: а дальше что надо сделать?
Дети: расставить тарелки, ложки, вилки, чашки.
Воспитатель: правильно!
С начала мы с вами поставим тарелки для второго, слева от нее мы поставим вилку, а справа столовую ложку и маленькую ложку, а так же нож. Над тарелкой мы ставим чашку с блюдцем!
Вот наш стол уже готов!
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, как надо встречать гостей?
Дети: приветливо, надо улыбаться и всегда здороваться!
Воспитатель: правильно, иначе гости все испугаются и не придут к нам.
Воспитатель: А как гости должны вести себя в кафе?
Дети: Нельзя шуметь, кричать, мешать другим гостям. Надо быть вежливым, говорить здравствуйте, спасибо, пожалуйста и до свидание.
Воспитатель: давайте послушаем стихи об этикете.
ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЭТИКЕТ
Что ж такое этикет?
Кто-то знает, кто-то — нет.
Это ПРАВИЛА такие
ПОВЕДЕНИЯ, когда
Мы привычки все плохие
Забываем навсегда.
Ты усвоил ЭТИКЕТ,
И дурных привычек нет!
ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА
Четыре волшебные слова –
ЭТИКЕТА основа.
Вы часто их говорите,
Звучат они очень красиво:
ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИЗВИНИТЕ,
ПОЖАЛУЙСТА и СПАСИБО.
ЗА СТОЛОМ
(И дома, и в гостях)
Известно с детства это всем:
«Когда я ем, я глух и нем».
А хоть словечко ЭТИКЕТ
Разрешит сказать иль нет?
Жуёшь – закрытым рот держи.
Проглоти – потом скажи.
* * *
Чтоб не стали твои пальцы
Сыра, колбасы хватальцы,
Вилка есть при каждом блюде.
И воспитанные люди
Вилкой всё себе берут
И назад её кладут.
А в салате, видишь, — ложка.
Положи себе немножко,
Не наваливай холмом:
Съешь – еще возьмёшь потом.
Ложку общую из салата
Не облизывают, ребята!
* * *
Винегрет, салат, картошку,
Чтобы взять, используй ложку,
Только общую, не ту,
Что в твоем бывала во рту.
* * *
Не хватай еду руками –
Будет очень стыдно маме.
ЭТИКЕТ добавит тут:
Только хлеб рукой берут.
Блюдо с хлебом далеко,
Дотянуться нелегко.
Рукавом в салат не лезь,
Не бей фужера нежного.
За столом соседи есть –
Попроси их вежливо.
И припомни снова
Волшебное слово.
Хлеб тебе подаст сосед –
Поблагодари в ответ.
Не вытирай свой рот рукой –
Салфетка есть перед тобой.
Чтобы что-то резать, нож
В руку правую берёшь,
Вилку в руку левую,
Сидишь королевою.
Кто дома есть научится,
В гостях не будет мучиться.
* * *
Не вертись, спокойно кушай
И не чавкай, словно хрюша.
* * *
Что же нам сказать на это?
Кто не знает ЭТИКЕТА
И не соблюдает, тот
Невоспитанным слывёт.
Вот!
Такое поведение
Достойно осуждения.
И ему мороженое
Летом не положено!
Воспитатель: Вот какие интересные стихи я нашла об этикете, я надеюсь, вы твердо усвоили правила поведения за столом и в общественных местах!
Воспитатель: Ура ребята, наше кафе готово к открытию!!!
Приглашаются гости в кафе. Администратор вежливо встречает гостей, официант принимает заказ и разносит заказ, повар все готовит. Кассир выставляет всем счет.
Воспитатель: Дорогие наши гости, в качестве сувенира наш шеф повар предлагает вместе с ним испечь фирменные пирожки! Вы согласны?
Дети: Да!
Занятие заканчивается продуктивной деятельностью «пирожки для гостей».