Мы дружбою едины!
(Классный час)
Наталия АНТОНОВА,
учитель удмуртского языка и литературы I квалификационной категории, классный руководитель Мало-Лызинской средней школы Балтасинского района
Цель: раскрыть содержание понятий «дружба», «единство», «дружба народов».
Задачи:
– учить дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе;
– воспитание доброжелательности, уважения друг к другу;
– формирование умения видеть и понимать другого человека, проявление уважения к культуре и обычаям других народностей;
– формирование у детей чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам.
Оборудование: презентация на тему: «Мы дружбою едины», видеоролик о Балтасинском районе, музыка.
Ход классного часа
Классный руководитель. Здравствуйте, ребята! Сегодняшний наш классный час посвящен очень важной теме: единству и дружбе народов нашей республики. Ведь сколько народов на свете, столько и языков! В мире нет вещи ценней родного языка. Родной язык – это характер народа, его память, история, духовное могущество. В нем отображаются обычаи и традиции народа, быт, ум и опыт. Уважение к народам начинается с уважения к родному языку. В нашей школе в мире и согласии учатся и работают удмурты, татары и русские. Вместе мы как одна большая семья.
1. Игра «Будем знакомы»
– Поприветствуем друг друга игрой «Будем знакомы». А вы знаете, что моего соседа (соседку) зовут… Он(а) умеет(знает)…и т.д.
(Каждая пара знакомит со своим напарником, называет его имя и интересную информацию о нём, например, «А вы знаете, что моего соседа зовут Айрат? Он не любит, когда к нему обращаются «Андрей». А вы знаете, что мою соседку зовут Лиана? Она хорошо знает татарский язык.)
2. Задание на индивидуальность.
– Ребята, а сейчас я проверю вашу внимательность. Раздаю всем одинаковые листочки и даю следующее задание: «Сложите листок пополам и посередине линии изгиба вырвите бумажку». (Дети выполняют и выясняют, что у всех листочки получились разными: у кого-то не там вырвано, у кого-то кусочек бумаги большой и т.п.)
– Ребята, вот вы сейчас узнали, что не все одинаково поняли моё задание. И поэтому листочки у вас получились разные. (Ученики делают выводы, что не все люди одинаковые, что у каждого есть своя особенность.)
– А что за особенность, какие они ещё могут быть? (Национальность, инициалы, вероисповедание, место жительства и т.д.)
– А в классе есть у нас такие? (Называют отличительные особенности.)
– А что вас объединяет? (Возраст, дружба, взаимопонимание, уважение, класс, школа, район, республика, страна…)
3. Видеоролик о нашем Балтасинском районе
Обсуждение видеоролика, о народах, живущих в нашем районе, их обычаях и традициях.
– Ребята, а какие национальности проживают в нашем районе, в республике, в РФ? (Ребята отвечают.)
– Да, ребята, в России проживают очень много наций, допустим, наша республика называется Татарстан, в ней кроме татар, проживает более 170 национальностей. И все они живут дружно. Возьмем, к примеру, наше село Малые Лызи.
Вы знаете, сколько национальностей проживает в нашем селе? (Удмурты, татары, армяне, русские, чуваши.)
– А в нашем классе? (Удмурты, татары, русские, армяне, марийцы.) Выясняется, что у некоторых детей родители разных национальностей.
А как вы думаете, почему ваши родители разных национальностей? О чём это говорит? Что их объединяет? (Дети рассказывают свои предположения.)
Все мы – ребята, одна большая семья. Вместе живём, работаем, учимся и отдыхаем.
Самый яркий пример дружбе и единству наших народов – это администрация нашей школы. Например, директор школы Марат Фаритович Исмагилов – по национальности татарин, заместитель директора по учебной работе Ольга Мироновна Пчельникова – удмуртка, заместитель директора по воспитательной работе Тамара Валентиновна Плотникова – русская. Они и все наши учителя разных национальностей вместе рука об руку работают с вами, учат вас быть дружными, умными. Воспитывают между вами такие качества как взаимопонимание и уважение к друг другу, прививают умение ценить Родину, любить свой и братские языки, уважать культуру и обычаи народов, живущих у нас в республике.
Получая знания в нашей школе, вы в то же время приобщаетесь к культуре разных народов, узнаёте их обычаи, традиции, учитесь танцевать русские, татарские, удмуртские и другие танцы. Поёте песни разных народов. И у вас здорово получается. Правда? И нет никакого различия, когда татары поют удмуртские песни, удмурты – татарские. И в этом наша гордость и единство. Мы гордимся своим языком и гордимся тем, что знаем другие языки. И это прекрасно ребята.
Докончите выказывание «Единство – это когда…». (Учащиеся высказывают свои предложения.)
А чем ещё вы можете подтвердить дружбу народов нашего района? (Совместное проведение национальных праздников Сабантуй, «Гырон-быдтон», «Берёзка» и т.д)
Физкультминутка. (Танцуют под музыку разных народов.)
4. Мини-лекция
– Дружба или дружеские отношения между людьми показывают насколько они дороги и интересны друг другу, насколько искренне доверяют друг другу. Показателями настоящей дружбы считаются такие характерные черты, как взаимоуважение, обязательность, терпимость и разумная критика, умение признавать свои ошибки.
Дружба – это больше чем приятное общение в кругу знакомых людей!
Настоящие друзья очень хорошо знают друг друга и способны понимать друг друга без лишних слов, на уровне интонации, мимики или едва уловимых движений.
Настоящий друг не равнодушен к вам и вашим эмоциям, старается поддержать в трудную минуту и разделить радостное или успешное событие вместе с вами. При необходимости настоящие друзья готовы поступиться своими интересами ради благополучия друзей.
Равноправие, преданность, умение принимать друг друга такими, какие вы есть, готовность прийти на помощь и уважение – все это делает настоящую дружбу действительно крепкой.
5. Круг совета и прощание
– Вот и подошел к концу наш сегодняшний классный час.
Ребята, а теперь скажите,пожалуйста, какие качества нужны, чтобы между нами всегда были мир и согласие? (Ответы учащихся.)
Давайте будем дорожить дружбой и уважением друг к другу. И тогда никто и ничто нас не разлучит. Всего вам доброго, хороших и верных вам друзей! Подарите друг другу частичку своего тепла! (По цепочке сжимают друг другу руки.)