«Мы – будущие химики»

№63

(Занятие по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста)

Ляйсана ГАЙФУЛЛИНА,

воспитатель детского сада №54   г.Казани

Цель. Ознакомление детей со свойствами предметов через экспериментирование.

Образовательные задачи:

– расширять и уточнять знания детей о свойствах воды, молока, подсолнечного масла;

– продолжать формировать у детей умение предвидеть последствия  действий.

 Развивающие задачи:

 – развивать познавательный интерес к экспериментированию, умение делать вывод;

 – развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы;

 – развивать внимание, мышление, память.

Воспитывающие задачи:

 – воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах.

Предварительная работа. Просмотр презентации «Мы – будущие химики».

Ход работы

Воспитатель. Ребята, скажите мне пожалуйста что такое «химия»? Вы слышали когда-нибудь такое слово?

Химия – это наука о веществах и их превращениях. Химия окружает нас повсюду. Сегодня мы с вами будем проводить химические опыты. Наблюдая такие эксперименты, можно в дальнейшем искать объяснение, почему происходит так, а не иначе.

Давайте мы с вами начнем с обычных наблюдений и примеров из жизни. Вот некоторые из них.

Вода – это химическое вещество, состоящее из двух элементов, а также солей, растворенных в ней. Человек тоже содержит воду. Известно, что там, где нет воды, нет и жизни. Без пищи человек может прожить около месяца, а без воды – всего лишь несколько суток. Человек сам того не подозревает и осуществляет химические реакции каждую секунду. Воздух, который мы вдыхаем, это смесь газов – химических веществ. В процессе выдыхания выделяется еще одно сложное вещество – углекислый газ. Можно сказать, что мы сами – это химическая лаборатория.

Еще один пример. Мытье рук мылом – это тоже химический процесс воды с мылом.

Химия – это и лекарства, без которых в настоящее время многие люди не могут прожить и дня.

Растения тоже содержат химическое вещество – хлорофилл, которое придает листочку зеленый цвет.

Приготовление пищи – это сложные химические процессы. Например, приготовление теста. Тесто поднимается при добавлении дрожжей.

Многие полагают, что настоящая химия – это вредные вещества, экспериментировать с ними опасно, тем более в домашних условиях. Но есть много очень увлекательных опытов, которые мы сможем провести здесь в группе, не навредив здоровью. И эти домашние химические опыты будут не менее увлекательные и поучительные, чем те, которые идут со взрывами, едкими запахами и клубами дыма.

Давайте мы с вами займем наши рабочие места и начнем экспериментировать.

1-й опыт – «С молоком и красителями».

Оборудование: одноразовые тарелки, посуда для мыла.

Реактивы: красители, молоко, ватные палочки, жидкое мыло.

Молоко по своей консистенции напоминает воду, но содержит жиры, минералы, витамины и другие вещества. Секрет симфонии цветов заключается в капле мыла. Дело в том, что основное свойство мыла – ликвидировать жиры. Когда мыло помещается в молоко, молекулы мыла стараются атаковать молекулы жиров, в свою очередь, молекулы жиров стараются избежать «нападения». Именно этот процесс и отражает стремительное движение цветов.

2-й опыт «Конфеты «скитлс».

Оборудование: 6 маленьких стаканчиков, конфеты «скитлс», тарелки, стаканы с теплой водой.

Краситель начинает слазить с конфет. Еще немного подождем и получаем цветок, разделенную на  равные по площади цветные зоны.

3-й опыт – «С маслом «вулкан».

Оборудование: банка, стакан с водой, пипетка.

Реактивы: красный краситель, масло подсолнечное, таблетка.

Воспитатель. Вы будете с удивлением наблюдать, что жидкости не смешиваются — вода остается на дне и окрашивается, а масло поднимается наверх, потому, что его структура менее тяжелая и плотная. При добавление таблетки в воду он начинает выделять углекислый газ в виде пузырьков, который приподнимает краситель наверх.

4-й опыт – «Вулкан из цветной пены».

Оборудование: бокалы, палки, ложка.

Реактивы: краситель, вода, жидкость для мытья посуды, сода, уксус.

Воспитатель. Такую реакцию мы можем наблюдать из-за смешивания соды с уксусом. При добавлении соды в уксус (гашение соды) выделяется углекислый газ, который расщепляется, а так как мы с вами добавили средство для мытья посуды, он перемешался с углекислым газом и с помощью воздуха поднялся наверх.

Какие же вы все молодцы! Вы все справились с заданием. Надеюсь, вам все понравилось. На этом наше занятие подошло к концу.