Музыкальные иллюстрации к фольклорным памятникам на уроках русской литературы

№70

Надежда ДОРОГИНИЦКАЯ,

учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №55 с углубленным изучением отдельных предметов  г. Казани

 Знакомство с русским фольклором, как правило, вызывает у школьников самые разнообразные впечатления и реакции – от естественного любопытства до полного неприятия. Отдаленность материала по времени, полное несовпадение языковых норм и сюжетных линий с современными понятиями и представлениями выдвигают ощутимые преграды перед педагогом, поставившим перед собой (в соответствии с программой) непростую задачу знакомства детей с культурными ценностями Древней Руси. Здесь в помощь учителю приходят доступные современные      средства: ЭОР, кино, живопись и, конечно, музыка.

Педагог, стремящийся приобщить детей к пониманию русского фольклора, вызывает у школьников эмоциональный настрой и одновременно пробуждает живой интерес к звучащему музыкальному шедевру. Воздействуя таким образом на внутренний мир ребенка, учитель способен показать классу замысел и красоту изучаемого фольклорного памятника.

К сожалению, мы не имеем достоверных нотных или аудиозаписей, способных донести до нас музыкальные образы древних авторов. Интерес к русскому музыкальному фольклору в полной мере проявился лишь в 18 веке, когда энтузиастам, собирателям старинной музыки удалось создать нотацию многих народных песен, сказаний, попевок, наигрышей на инструментах. Позже, уже в середине 19 в., стараниями петербургского музыкального критика и музыковеда В. Стасова отчетливо проявились тенденции использования фольклорного музыкального материала в профессиональном композиторском искусстве. Восприняв идеи В. Стасова и М. Глинки, группа молодых, музыкально одаренных авторов во главе с М. Балакиревым объединились в творческий коллектив, остроумно названный тем же Стасовым «Могучей кучкой». Обращение к фольклорному музыкальному материалу положило начало многочисленным талантливейшим интерпретациям, а в конечном итоге — к созданию русского профессионального музыкального искусства. Использование звучания этой музыки вполне допустимо на уроках литературы в процессе вовлечения детей в сказочный и былинный мир русского народного творчества. Здесь очень важно подготовить учеников к началу урока с тем, чтобы мгновенно переориентировать их, освободить от впечатлений, полученных на предыдущих предметных занятиях, и быстро привести в надлежащее состояние для последующего полноценного восприятия нового материала. Опытные педагоги владеют целым арсеналом таких приемов, но, на наш взгляд, весьма эффективным здесь может оказаться именно музыкальное вступление к уроку, создающее необходимое настроение и эмоционально ориентирующее класс.

 Поставив в конкретном случае задачу использовать звучание шедевров русской оперной и симфонической классики в качестве прелюдии к очередной литературной теме, мы остановились на некоторых фольклорных и литературных памятниках, изучаемых по программе средней школы.

В хронологической последовательности прежде всего речь идет о былинах и историческом эпосе. В 4-м классе знакомятся с былиной о богатом госте и гусляре Садко, нашедшем счастье на дне морском. Музыка Римского-Корсакова, заполняющая те короткие мгновения, когда учащиеся входят в класс, создает необходимое настроение и погружает детей в сказочную атмосферу. Здесь могут звучать знаменитые такты симфонических эскизов «Садко», создающих образ неодолимого могущества морской стихии.  Одновременно на интерактивном экране появляются полотна Айвазовского, Репина, Васнецова. Музыка может возникать в качестве фона и в течение урока – фрагменты из оперы «Садко» (например, арии гостей), музыка из мультфильма «В синем море, в белой пене», симфонические эскизы «Море» К. Дебюсси.  Запоминающимся должно быть и окончание урока: фрагменты джазовой сюиты Левиновского-Бутмана на темы симфонической поэмы Римского-Корсакова «Шехерезада». Полные оптимизма и ритмической пластики, они станут символом бурной и веселой жизни новгородского гусляра.

Аналогичная концепция может быть предложена для уроков в 8-м классе, посвященных многожанровому произведению «Слово о полку Игореве». Вступительные такты «Богатырской симфонии» А. Бородина прозвучат перед началом урока, создавая образ былинной славы древней Руси. Картины Васнецова, Рериха, Глазунова, гравюры Фаворского, иллюстрации Бисти   сменяют друг друга на экране.  Затем в ходе изучения «Слова» музыкальным фоном урока могут послужить фрагменты оперы Бородина «Князь Игорь». Отдельно имеет смысл остановиться на Половецких плясках с показом балетных номеров на экране. К окончанию урока, утверждая в детях эмоциональный подъем после близкого знакомства с   героическим эпосом, должна прозвучать ария князя Игоря «О дайте, дайте мне свободу».

Сказки Пушкина, написанные в жанре сказочного русского фольклора, неизменно привлекали внимание крупнейших российских музыкантов.  Огромную музыкальную историю имеет поэма «Руслан и Людмила», на сюжет которой Михаилом Глинкой написана одноименная опера. Сказочный сюжет побудил композитора к созданию ряда фрагментов, передающих волшебные звуковые картины. И прежде всего – это «Марш Черномора», которым целесообразно подбодрить детей, входящих в класс. Сцена свадебного пира может происходить на фоне «Торжественной песни» Глинки, рассказ Финна хорошо прозвучит в сопровождении «Вальса-фантазии». Многие фрагменты поэмы ярко проиллюстрируют пьесы из «Картинок с выставки» Мусоргского. Например, «Гном» (сцены с Наиной), «Старый замок» (встреча Руслана с Головой), «Баба-яга» (битва киевлян с печенегами), «Богатырские ворота» (финал поэмы).  Покидая класс под звуки стремительной увертюры к опере, ученики 6-го класса надолго сохранят впечатления от сказочного поэтического шедевра юного Пушкина.  Похожая схема музыкальной иллюстративности может быть использована практически на всех уроках, посвященных знакомству с русским фольклором и литературными произведениями, написанными в близких к фольклору жанрах. В частности, пьеса Снегурочка, сказочный сюжет которой почерпнут А. Островским из сборника А. Афанасьева, имеет замечательные музыкальные интерпретации Римского-Корсакова и Чайковского. Разумеется, выбор музыкальных фрагментов, представленных здесь,  достаточно условен. Это лишь схема, которая может натолкнуть креативного педагога на собственные поиски в этой пока мало  изученной области – поиске соответствия между художественным произведением и музыкальной классикой.

 Инструментальные и вокальные произведения, а также оперы и балеты на темы фольклорных русских произведений создавали и композиторы, пришедшие в 19-20 веке на смену великой пятерки. Здесь можно упомянуть А. Лядова  (музыкальные поэмы «Баба-яга», «Волшебное озеро», «Кикимора»), И. Стравинского (балеты «Жар-птица», «Петрушка»), Д. Шостаковича (опера «Сказка о попе и работнике его Балде») и  многих других блестящих музыкантов, использовавших национальный фольклорный материал. Именно поэтому, знакомя детей на уроке русской литературы с образцами народного творчества, следует всенепременно сопровождать чтение древних строк фрагментами из музыкальных опусов отечественных композиторов. При этом для учителя появляется редкая возможность приобщить детей к образцам прекрасного в профессиональной музыке, не принижая значения прекрасного в народном творчестве.