Музыкально-оздоровительная работа в детском саду
№ 192
Светлана СЕМЁНОВА,
музыкальный руководитель детского сада № 83 г. Казани
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.
Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкий детский организм.
Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему уважительного отношения к окружающим людям, любви к самому себе. А ведь именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются все органы и системы человека.
Педагоги дошкольных учреждений, в т.ч. и музыканты, комплексно решают задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Музыка – это одно из средств физического развития детей. Н.Ветлугина в «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» отмечает, что пение не только развивает голосовой аппарат, речь, но и укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность. Все это послужило стимулом включать в традиционные музыкальные занятия оздоровительные игры и упражнения, проводить музыкально-валеологические занятия, а в целом, решать вопросы сохранения здоровья детей в детском саду и дома.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующие здоровьесберегающие технологии:
– валеологические песенки-распевки;
– дыхательная гимнастика;
– артикуляционная гимнастика;
– оздоровительные и фонопедические упражнения;
– игровой массаж;
– пальчиковые игры;
– речевые игры, коммуникативные игры;
– музыкотерапия.
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.
План-конспект музыкально-валеологического занятия «Чем пахнет осень?»
(Для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: формировать у детей привычку к здоровому образу жизни посредством здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности.
Задачи:
– обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение от встречи с музыкой;
– расширять знания детей об осени, ее приметах;
– укреплять здоровье в пении, движении, играх.
Оборудование: осенние листочки, музыкальные инструменты, видеоролик.
Ход занятия
(Под музыку дети забегают в зал, выполняют упражнение – импровизацию
«Осень». На полу разложены осенние листочки.)
- Музыкальное приветствие. «Здравствуйте, ладошки!» (Самомассаж биологически активных точек.)
- Осенняя загадка. Речевое упражнение на развитие выразительности речи, мимики и движений.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
Дети повторяют упражнение с разной интонацией и мимикой: спокойно, сердито, плаксиво, громко, шепотом.
- Пение. «Снова осень» (сл. и муз. С.Семёновой).
Музыкальный руководитель. Ребята, вам нравится осень? Тихо и красиво осенью в саду. Интересно, чем пахнет осень? Давайте спросим у листочков.
- Дыхательное упражнение «Что нам шепчут листья?»
Что нам шепчут листья?
Подойдем и спросим.
Листья отвечают: (на выдохе) Осень, осень, осень.
- Фонопедическое упражнение. Ветер осенью шумит: ф-ф-ф-ф
И листочками шумит: ш-ш-ш-ш!
А листочки опадают: п-п-п-п.
Вместе с ветерком летают: ш-ш-ш-ш.
Ребята, правда, листочки похожи на наши ладошки?
- Пальчиковая гимнастика.
На мою ладошку лист похож у клена.
Осенью он желтый, летом был зеленый.
(Дети берут листочки, поют и танцуют.)
- Песня «Листопад». Мелодекламация.
(Проговаривание текста песни нараспев.)
- Игра «Листочки, летайте»
( 1-я часть – бегают врассыпную, 2-я часть – приседают, или встают парами по цвету листочков или убирают листочки на стульчики.)
Музыкальный руководитель.
Хорошо на свете, если солнце светит!
Ну, а если дождь – гулять то не пойдешь!
Зато можно рассказывать осенние сказки.
- Осенняя сказка. (Речевая игра с музыкальными инструментами.)
Тихо бродит по дорожке осень в золотой одежке, (киндеры стучат)
Где листочком зашуршит, (киндеры шуршат)
Где дождинкой зазвенит, (треугольники звенят)
Ветерок вдруг налетел, (киндеры шуршат)
По деревьям зашумел.
Громче, громче завывает, (тремоло бубнов)
Тучки в небе собирает
Дождик – динь, дождик – кап. (треугольники звенят)
И не кончится никак, (тремоло треугольников)
Все стучит, звенит, поет, осень яркая идет! (все инструменты)
- Оркестр «Осень». («Осенний вальс», муз. А.Петрова.)
Музыкальный рукоодитель.
Да, красиво получилось. Осень – славная пора!
Любит осень детвора? Да!
Так, чем же пахнет осень? Дождем, опавшими листочками.
А еще грибами в лесу, овощами в огороде, но об этом мы с вами поговорим на следующем занятии.
- Релакс.
(Дети прощаются и уходят. Звучит музыка П.Мориа.)