Музыкальная деятельность в работе с детьми ОВЗ
Мила КАЛИМУЛЛИНА,
музыкальный руководитель
Альбина МАЛКИНА,
педагог-психолог
детского сада №276
г. Казани
В условиях развития современной системы инклюзивного образования одной из главных задач является поиск и разработка оптимальных решений проблем в работе с детьми с ОВЗ. Музыкальное воспитание является доступным и эффективным средством в решении проблем развития чувственно-эмоциональной сферы, развития творческого потенциала, социальной адаптации, самовыражения, коммуникации и самореализации, помогает детям прочувствовать многообразие музыки.
В работе с детьми с ОВЗ представляет сложность получить от ребенка эмоциональный отклик. На начальном этапе работы это очень важно, так как положительный и открытый настрой ребенка располагает к дальнейшей работе и способствует достижению лучших результатов на следующих этапах.
Известно, что музыка, творчество положительно сказываются на эмоциональном фоне ребенка. При этом увеличивается эффективность восприятия информации и активизация как творческой, так и интеллектуальной деятельности.
В работе с детьми, особенно с детьми с ОВЗ, сложно эмоционально задействовать, заинтересовать, раскрыть творческие возможности ребенка, совместная деятельность со взрослым должна быть эмоциональной, доступной, активной, а также включать практическую часть. Таким образом, музыкальная деятельность как можно лучше подходит к решению этих задач.
При взаимодействии музыкального руководителя и педагога-психолога ДОУ был разработан комплекс музыкальных игр для детей с ОВЗ. Применяется в несколько этапов на занятиях с педагогом-психологом и при непосредственной образовательной деятельности музыкального руководителя, в подгрупповой и индивидуальной работе.
На первом этапе, минуя когнитивный процесс, ребенок открывает мир самоощущения, познания себя и других, ребенок учится самовыражению.
- «Мое имя»
Цель: идентификация (соединение «я») ребенка со своим именем.
Задачи:
— формирование у ребенка позитивного отношения к своему я;
— стимулирование творческого самовыражения.
Ребенку предлагается набор шумовых музыкальных инструментов. Выбрав любой из них, ребенок озвучивает с их помощью свое имя.
а) Предлагаем прислушаться к звучанию каждого, у всех оно звучит по-разному: неповторимое, индивидуальное, уникальное.
Инструкция:
«На что похоже твое имя? Оно громкое или тихое? Веселое или грустное? Тебе нравится, как оно звучит?»
б) Предлагаем озвучить вместе с другим ребенком или в коллективе.
«Что изменилось? Ваши имена звучат дружно? Красиво ли звучат ваши имена, когда они вместе?»
На втором этапе ребенок погружается в мир эмоций и человеческих взаимоотношений. Ребенку с ОВЗ бывает сложно выразить свои эмоции с помощью речи. В этом ему на помощь приходят музыкальные инструменты.
- «Мои эмоции»
Цель: Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей.
Задачи:
— развивать умения передавать свое эмоциональное состояние с помощью музыкальных инструментов;
— способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя в группе;
— формировать коммуникативные навыки (положительное отношение к себе и сверстникам, способы работы с собственными эмоциями, понимание эмоций других людей, способы решения конфликтных ситуаций).
а) Ребенку предлагается озвучить персонажа (положительного или отрицательного героя), его эмоциональное состояние.
Инструкция:
«Как звучит волк, который рассердился? Обрадовался? Испугался? Обиделся?»
«Как ты думаешь, почему зайка грустный? (голодный, замерз, обидели и т.д.)
А что мы можем сделать, чтоб он стал радостнее? (накормить, согреть, извиниться)».
б) Детям предлагается решить эмоционально сложную ситуацию с помощью музыкальных инструментов, построить диалог.
Инструкция:
«Твой мишка разозлился и хочет стукнуть зайчика. Покажи злого мишку.
А твой зайчик не обижается и хочет ему помочь. Что может сделать зайчик? (предложить поиграть вместе).
Сыграйте на инструменте, как они дружно играют вместе.
А теперь мишка уже не хочет драться? Какое у него настроение, покажи?»
в) Педагог сам проигрывает на инструменте любую эмоцию и предлагает детям угадать ее.
- «Моя сказка».
Цель: развитие у детей творческого потенциала, воображения, коммуникативных способностей.
Задачи:
— развивать умения передавать эмоциональное состояние героя с помощью музыкальных инструментов;
— способствовать развитию воображения, творческой фантазии, коммуникативных навыков;
-обучать детей разным способам самовыражения, повышать самооценку, уверенность в своих силах.
Педагог раздает детям роли героев и предлагает выбрать каждому инструмент. Затем рассказывает сказку, а дети озвучивают своих героев с помощью музыкальных инструментов.
Результат данного вида деятельности:
- Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.
3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.
4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.
6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.