Музыкальная деятельность в работе с детьми ОВЗ

Мила КАЛИМУЛЛИНА,

музыкальный руководитель

Альбина МАЛКИНА,

педагог-психолог

 детского сада №276

 г. Казани

В условиях развития современной системы инклюзивного образования одной из главных задач является поиск и разработка оптимальных решений проблем в работе с детьми с ОВЗ. Музыкальное воспитание является доступным и эффективным средством в решении проблем развития чувственно-эмоциональной сферы, развития творческого потенциала, социальной адаптации, самовыражения, коммуникации и самореализации, помогает детям прочувствовать многообразие музыки.

В работе с детьми с ОВЗ представляет сложность получить от ребенка эмоциональный отклик. На начальном этапе работы это очень важно, так как  положительный и открытый настрой ребенка располагает к дальнейшей работе и способствует достижению лучших результатов на следующих этапах.

Известно, что музыка, творчество положительно сказываются на эмоциональном фоне ребенка. При этом увеличивается эффективность восприятия информации и активизация как творческой, так и интеллектуальной деятельности.

В работе с детьми, особенно с детьми с ОВЗ, сложно эмоционально задействовать, заинтересовать, раскрыть творческие возможности ребенка, совместная   деятельность со взрослым должна быть эмоциональной, доступной, активной, а также включать практическую часть. Таким образом, музыкальная деятельность как можно лучше подходит к решению этих задач.

При взаимодействии музыкального руководителя и педагога-психолога ДОУ был разработан комплекс музыкальных игр для детей с ОВЗ. Применяется в несколько этапов на занятиях с педагогом-психологом и при непосредственной образовательной деятельности музыкального руководителя, в подгрупповой и индивидуальной работе.

На первом этапе, минуя когнитивный процесс, ребенок открывает мир самоощущения, познания себя и других, ребенок учится самовыражению.

  1. «Мое имя»

Цель: идентификация (соединение «я») ребенка со своим именем.

Задачи:

— формирование у ребенка позитивного отношения к своему я;

— стимулирование творческого самовыражения.

Ребенку предлагается набор шумовых музыкальных инструментов. Выбрав любой из них, ребенок озвучивает с их помощью свое имя.

а) Предлагаем прислушаться к звучанию каждого, у всех оно звучит по-разному: неповторимое, индивидуальное, уникальное.

Инструкция:

«На что похоже твое имя? Оно громкое или тихое? Веселое или грустное? Тебе нравится, как оно звучит?»

б) Предлагаем озвучить вместе с другим ребенком или в коллективе.

«Что изменилось? Ваши имена звучат дружно? Красиво ли звучат ваши имена, когда они вместе?»

На втором этапе ребенок погружается в мир эмоций и человеческих взаимоотношений. Ребенку с ОВЗ бывает сложно выразить свои эмоции с помощью речи. В этом ему на помощь приходят музыкальные инструменты.

  1. «Мои эмоции»

Цель: Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей.

Задачи:

—  развивать умения передавать свое эмоциональное состояние с помощью музыкальных инструментов;

— способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя в группе;

— формировать коммуникативные навыки (положительное отношение к себе и сверстникам, способы работы с собственными эмоциями, понимание эмоций других людей, способы решения конфликтных ситуаций).

а) Ребенку предлагается озвучить персонажа (положительного или отрицательного героя), его эмоциональное состояние.

Инструкция:

«Как звучит волк, который рассердился? Обрадовался? Испугался? Обиделся?»

«Как ты думаешь, почему зайка грустный? (голодный, замерз, обидели и т.д.)

А что мы можем сделать, чтоб он стал радостнее? (накормить, согреть, извиниться)».

б) Детям предлагается решить эмоционально сложную ситуацию с помощью музыкальных инструментов, построить диалог.

Инструкция:

«Твой мишка разозлился и хочет стукнуть зайчика. Покажи злого мишку.

А твой зайчик не обижается и хочет ему помочь. Что может сделать зайчик? (предложить поиграть вместе).

Сыграйте на инструменте, как они дружно играют вместе.

А теперь мишка уже не хочет драться? Какое у него настроение, покажи?»

в) Педагог сам проигрывает на инструменте любую эмоцию и предлагает детям угадать ее.

  1. «Моя сказка».

Цель: развитие у детей творческого потенциала, воображения, коммуникативных способностей.

Задачи:

—  развивать умения передавать эмоциональное состояние героя с помощью музыкальных инструментов;

— способствовать развитию воображения, творческой фантазии, коммуникативных навыков;

-обучать детей разным способам самовыражения, повышать самооценку, уверенность в своих силах.

            Педагог раздает детям роли героев и предлагает выбрать каждому инструмент. Затем рассказывает сказку, а дети озвучивают своих героев с помощью музыкальных инструментов.

Результат данного вида деятельности:

  1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
    2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.
    3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.
    4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
    5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.
    6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.