Мультипликации как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
№ 206
Илюса ЛАПШИНА,
воспитатель детского сада №100 г. Казани
Цель: создание условий для развития социально-коммуникативных умений у дошкольников через средством активной мультстудии.
Задачи:
– ознакомить детей с историей возникновения и развития мультипликации;
– познакомить с последовательностью создания мультфильма, формировать художественные навыки и умения;
– развивать навыки связной речи, умение использовать разнообразные; выразительные средства;
– воспитывать у детей умение работать в группе со сверстниками и взрослыми;
– прививать ответственное отношение к своей работе;
– учить ребёнка анализировать, сравнивать и оценивать сюжет мультфильмов;
– формирование эстетической оценки и предпочтения познавательным и «добрым» мультфильмами.
Согласно опросам родителей, зачастую дети предпочитают играм со сверстниками компьютерные игры, планшеты, просмотры мультфильмов. И если раньше такая тенденция была в основном у школьников, то в настоящее время мы всё чаще замечаем такие ситуации в дошкольном возрасте. Часто родители считают развитым своего ребёнка, только потому, что он знает, как включить планшет, может играть на компьютере или скачать игру в телефоне. Но они забывают, о том, что помимо владения компьютерными технологиями, ребёнку, прежде всего, нужно научиться общаться с окружающими людьми. В связи с этим возникла необходимость поиска такого метода, который вызывал бы у детей неподдельный интерес, желание длительное время заниматься. Результатом такого поиска стало самостоятельное создание детьми мультфильмов. Если детям интересны возможности современных компьютерных технологий, то почему бы не применить их с пользой для развития. Мы для этого использовали образовательный модуль «Мультстудия. Я творю мир», которая рассчитана на детей с 4-х лет и для начальной школы. Мультстудия состоит из набора, в который входит авторская ширма, она может собираться, как и для праворуких, так и для леворуких детей, стенки ширмы магнитные и так же на них можно писать маркерами, что тоже удобна для творчества. В комплекте с ширмой идут разные виды фонов, стекло (антибликовое), чтобы не было мерцаний, веб-камера который снимает и записывает звук, в комплект так же входит специальная программа.
Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для любого ребёнка, так как он становится не только главным художником и скульптором этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта. Создать мультфильм можно как с детьми младшего дошкольного возраста, так и со старшими дошкольниками. Всё зависит от включенности детей в процесс создания мультфильма. Так, дети 3 – 4 лет могут с помощью взрослого создать декорации, нарисовать или слепить персонажей мультфильма; во время съемки – передвигать фигурки, могут озвучить его. Дети же старшего дошкольного возраста уже могут выступать в роли оператора, сценариста, режиссера-мультипликатора.
Создание мультфильма является многогранным инструментом комплексного воздействия на личность ребёнка. Это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как инициативность, любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т.д.
Алгоритм создания мультфильма на примере литературного произведения Габдуллы Тукая «Сказка о козе и баране»:
– 1-й этап – погружение в сказку. Воспитатель с детьми читает сказку, на этом этапе дети учатся переосмысливать поступки героев;
– 2-й этап – это выбор сюжета, сценарий строится на основе литературного произведения Габдуллы Тукая «Сказка о козе и баране»;
– 3-й этап – дети определяются, какой будет мультфильм, рисованный, пластилиновый или кукольный.
Педагог заранее оговаривает с детьми размеры героев и одежду. Дети и педагог принимают активное участие в изготовлении героев и фона к будущему мультфильму. Следующий этап установка декораций на площадке, выбирается один ребенок, который выполняет роль оператора, занимает место у фотоаппарата, остальные дети будут аниматорами которые будут управлять героями, которые заранее подготовили. В кадр не должны попадать посторонние предметы, руки аниматоров, тени; чтобы движения персонажей получились чёткими. Важно сразу показать отснятый материал детям, тогда технологическая цепочка создания фильма детям будет понятна. И самым последним этапом идет монтаж и накладывание голосового сопровождения или же озвучивание каждого персонажа детьми. Готовый мультфильм можно будет посмотреть с детьми в группе через проектор.