Моя Земля – мой дом родной!

№ 175

Ольга БУТОВЕЦКАЯ,

учитель физической культуры высшей квалификационной категории средней школы №184 им. М.И.Махмутова г. Казани, отличник физической культуры и спорта

Раиса НАСРЕТДИНОВА,

учитель физической культуры высшей квалификационной категории многопрофильной школы №181 г. Казани

Очень часто задаем себе вопрос: «Где я живу?», а вот ответ на него совсем не однозначен: а) моя улица находится в городе Казани; б) мой город находится в Республике Татарстан; в) моя республика находится в Российской Федерации; г) Российская Федерация находится на материке Евразия; д) Евразия находится на планете Земля. Вот и получилось, что мой дом – «Планета Земля!»

Планета Земля появилась около 4,25 млрд. лет назад. Нашу планету называют голубой, так как 70,8% поверхности Земли занимает вода. Планета является домом около 8,7 млн. видов живых существ, включая человека.

С появление цивилизации, механизации производства в атмосферу стало выбрасываться все больше и больше вредных веществ. В следствии круговорота воды в природе, вредные вещества из воздуха стали попадать в воду и почву и загрязнять ее с каждым годом все больше и больше. «Ну и что же можем сделать мы?» – это простой и насущный вопрос, который задает простой обыватель планеты Земля. На первый взгляд, от одного человека мало что зависит. Но давайте вместе поразмышляем на этот вопрос:

а) каждый человек, живущий в городе, может отказаться от поездки на своем личном автомобиле, а воспользоваться общественным транспортом, а в теплое время года – велосипедом, самокатом, электросамокатом, электровелосипедом;

б) выбрасывать мусор в строго определенных местах, а не бросать его, где придется, лучше пользоваться контейнерами для раздельного сбора мусора, которые сейчас устанавливают во многих дворах нашего города;

в) отказаться от использования в быту полиэтиленовых пакетов, постепенно перейти на применение прочных бумажных пакетов и многоразовых сумок;

г) взять из «Приюта для бездомных животных» хотя бы одного питомца, облегчить им жизнь, окружить его заботой и лаской или оказывать любую посильную помощь: покупать корма, чистить клетки, выгуливать животных;

д) при выгуле собак на улицах города нужно убирать экскременты за своими животными, так как от них человек может заразиться различными паразитами и болезнетворными бактериями, которые попадают в почву, а потом в воду, использовать лучше одноразовые биоразлагаемые бумажные пакеты, которые сейчас появляются во многих дворах в специальных ящичках, раздаются бесплатно владельцам животных;

е) помогать пожилым людям донести мусор до мусорного контейнера;

ж) по возможности использовать некоторые элементы «мусора», давая им «вторую» жизнь;

з) посадить дерево или несколько деревьев в своем дворе, во дворе школы. И это все может сделать один человек! А, если мы сообща, будем выполнять нехитрые правила поведения и пользования общественными местами, от этого наш город, республика и в целом, вся планета станет чище, а мы станем добрее и терпимее друг к другу и окружающей нас среде. А роль учителя – вместе с родителями с детства прививать культуру поведения в общественных местах, в общении друг с другом, обращении с животными, бережное отношение к тетрадям, учебникам, зеленым насаждениям. Для воспитания бережного отношения к окружающей среде, популяризации здорового образа жизни разработано спортивное мероприятие «Моя Земля – мое здоровье!»

Цель мероприятия: воспитание любви и бережного отношения к окружающей среде своего города, школы, двора.

Задачи:

экологическое воспитание;

пропаганда здоровья в полном его понимании;

популяризация здорового образа жизни.

К празднику подготовлены:

– рисунки на тему «Сохраним Землю «голубой» и «зеленой»;

– выставка поделок «Подари вещам вторую жизнь»;

– сочинения на тему «Мой четвероногий друг;

– акция по благотворительному сбору кормов и памперсов для животных для «Приюта для бездомных животных».

Ход мероприятия

Ведущий. Посмотрите вокруг, в каком прекрасном городе мы живем! Нас окружает великая русская река Волга, ее приток Казанка, а около нашей школы течет сразу две реки, а кто знает, как они называются?

Учащиеся. Реки Нокса и Вертелевка.

Ведущий. А также нас окружают множество деревьев, кто может назвать, какие деревья растут около нашей школы?

Учащиеся. Дубы, березы, клены, сосны, ели, туи, ивы…

Ведущий. Чтобы около школы стало еще зеленее, а воздух еще больше деревьев очищало, сегодня после нашего праздника каждый класс посадит свое дерево, поддержим традиционную акцию «Растем вместе» и будем наблюдать, как вместе с нами растут посаженные нами деревья, радуют нас и наших близких. В спортивном зале за лицевой линией волейбольной площадки находятся 3 колонны от IIА; IIБ; IIВ классов по 10 человек в каждой колонне, на расстоянии 3 – 4 м друг от друга. Остальные участники выполняют роли «болельщиков», находятся на скамейках, которые стоят вдоль стен зала.

1-я эстафета – «Посадка деревьев»

Перед каждым классом на расстоянии 1 м друг от друга находятся перевернутые 10 мини-конусов (тарелок) широкой частью вверх. У каждого участника в руках находится по теннисному мячику, на которых написаны названия деревьев, которые они будут «сажать» -класть в футбольный мини-конус.

Задание. Первый участник добегает до первого конуса, кладет в него (сажает дерево) теннисный мячик, возвращается в свою колонну и дотрагивается до руки следующего участника. Второй участник добегает до второго конуса, кладет в него свой мячик и передает эстафету следующему участнику. Побеждает команда, которая первая выполнит задание (посадит все деревья) и поднимет руки в стороны.

Ведущий. Какие вы все молодцы! Попробуем сегодня после праздника посадить настоящие, свои первые деревья!

2-я эстафета – «Очистим морское дно»

Перед каждой командой на расстоянии 4 – 5 м высыпано одно ведро пластиковых крышек от пластиковых бутылок и стоит пустое ведро.

Задание. Осторожно лечь на живот на скейт, отталкиваясь руками от пола, доехать до крышек, собрать несколько крышек с пола (со дна морского), положить их в ведро и вернуться таким же способом обратно к команде, передать скейт следующему участнику. Побеждает команда, которая первая соберет все крышки (очистит дно морское), построится в колонну по одному и поднимет руки в стороны.

3-я эстафета – «Веселый самокат»

Участники каждой команды строятся за общей линией старта в колонну по одному, в руках самокат. По сигналу направляющий в колонне выезжает из-за стартовой линии, передвигается по прямой до поворотной стойки, возвращается к своей команде и передает самокат следующему участнику, а сам становится в конец своей команды.

4-я эстафета – «Чистое озеро» (конкурс болельщиков)

Проводится на баскетбольной площадке. Центральный круг – «озеро», в котором плавает мусор: баночки йогурта, бутылки из-под воды, крышки, одноразовая посуда и т.д. Каждый предмет имеет кольцо из проволоки для зацепа его магнитом. Участники встают по кругу на условных линиях. Рядом лежат коробки с удочками. По сигналу начинают ловить и «улов» собирать в коробку. На выполнение эстафеты даётся 2 мин. Побеждает капитан, который выловит больше предметов. Штрафное очко даётся, если была оказана помощь руками при ловле предметов.

5-я эстафета – «Попади в цель»

На средней линии волейбольной площадки стоят картонные коробки. У участников – «гранаты» (бутылочки ёмкостью 0,5 л, набитые ветошью), которые они должны забросить в коробки. Метают по очереди. Побеждает команда, которая больше попала в цель. Штрафное очко дается, если участник сделал при броске заступ за линию броска.

Ведущий. Природа – дом особый. Надо знать природу, изучать её и охранять.

1-й учащийся (читает стихи М.Крюкова «Не надо мусорить в лесу!»).

Не надо мусорить в лесу

Природы портя всю красу,

Должны мы срочно прекращать

Леса в помойку превращать!

В лесу играйте и гуляйте,

Но мусор там не оставляйте –

Когда лес чист, красив, опрятен,

То отдых в нём вдвойне приятен!

6-я эстафета – «Чистый город»

Команды получают по венику и совку. У первого игрока в руках веник и совок. Напротив каждой команды по прямой до лицевой лини волейбольной площадки рассыпаны фантики от конфет, кусочки картона.

Задание. Первый участник команды во время бега старается захватить совком как можно больше мусора, придерживая его веником, который на линии старта кладет в ведро и передает веник и совок следующему участнику. В эстафете учитывается не только скорость выполнения, но и количество мусора в ведре.

Ведущий. Ребята, вы заметили, что в ваших дворах стоят контейнеры с надписями «для бумаги»; «для пластика»; «для металлических отходов»; «для пищевых отходов». Мы сегодня учимся сортировать мусор по категориям. Для пластика у нас будет использована коробка с надписью «Пластик»; для бумаги применяем коробку с надписью «Бумага»; для металлических отходов используем коробку с надписью «Металлические отходы».

7-я эстафета – «Сбор мусора»

Перед каждой командой стоят 3 коробки на расстоянии 3, 5 и 7 м, на первой написано «Бумага»; на второй – «Пластик»; на третьей написано «Металлические отходы». Перед каждой командой стоит ведро, в котором лежит 10 предметов (3 пластиковые бутылки; 3 металлические банки; 4 листочка бумаги, свернутые в шарики).

Задание. Первый участник берет один предмет из ведра и перемещается к нужной коробке для сбора пластика, бумаги или металлических отходов, кладет туда свой предмет, и возвращается обратно в свою колонну, дотрагивается до руки своего одноклассника, передает ему эстафету. Побеждает команда, которая первая уберет весь мусор, правильно рассортировав его по коробкам.

Есть храм науки – это школа,

А есть еще природы храм,

Войди туда, оставь гордынь,

Не оскверняй его святынь!

Ведущий (читает стихи Э.Мошковской «Разноцветная планета»).

Давайте беречь

От невзгоды любой

Большой и доверчивый

Шар голубой!

Давайте, ребята,

Назло непогодам,

Обнимем планету

Своим хороводом!

Развеем над нею

И тучи и дым,

В обиду её

Никому не дадим!

Этими прекрасными словами хочется закончить наше мероприятие, все дружно перемещаемся на наш школьный двор, и каждый класс сажает свое дерево в поддержку акции «Растем вместе!»