Моя семья – моя основа
№ 191
(Занятие внеурочной деятельности по курсу «Я – гражданин»)
Фирзия ХАБИБУЛЛИНА,
заместитель директора по учебной работе, учитель начальных классов высшей квалификационной категории многопрофильного лицея №187 г. Казани
Цель: формировать интерес к истории своей семьи и чувство сплоченности на основе представлений о семье; воспитывать заботливое отношением к ним и потребность радовать добрыми делами; помогать ребенку в осознании себя как полноправного члена семьи.
Задачи:
– способствовать воспитанию у детей чувства уважения и любви к близким людям;
– способствовать формированию правильного отношения к семье, её членам, их взаимоотношениям;
– способствовать сплочению и развитию классного коллектива;
– создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
Оборудование: подготовленная презентация с семейными фотографиями; презентация к заданию «Семейные обязанности»; компьютер, видеопроектор, экран; наглядность (лепестки ромашек, сердце, ромашки на липучках).
Оформление доски: фотогалерея из фотографий, на которых запечатлены члены семей учеников.
Ход занятия
- Организационный момент
(Звучит песенка. Дети рассаживаются полукругом.)
Учитель. Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы в замечательной телестудии нашего лицея. Вы будете участниками передачи. (Слайд 1)
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
– Я буду сегодня телеведущей. А наши гости – телезрителями. Посмотрите на них, подарите им свои улыбки. Итак… Сядьте поудобнее. Мы начали!
- Вводная часть
Телеведущий. Добрый день, уважаемые телезрители! Сегодня в нашей студии учащиеся 2«А» класса многопрофильного лицея №187 г. Казани. Они пришли на нашу передачу, чтобы поговорить о … (Слайд 2) А вот о чём мы будем говорить, вы узнаете, послушав сказку. Которая начинается так:
«Жил-был мальчик, который был один-одинешенек на свете. И никого-то у него не было…». (Слайд 3) (Появляется фигурка мальчика на доске.) Ребята, а разве так бывает, что у человека совсем никого нет? Как вы считаете? (Нет.)
1-й ученик.
Очень трудно самому
Жить на свете одному.
Вместе с мамой жить и папой
Хочется всегда ребятам.
Ну, тогда давайте мы изменим сказку, и у нашего героя появятся родные люди. Кого мы поставим рядом с мальчиком? (…) (Слайд 4) (Рядом с мальчиком появляются фигурки членов семьи.) Как можно одним словом назвать родных людей, которые живут вместе? (Слайд 5) (Семья.) Так о чём мы сегодня будем говорить? (О семье.) Как мы назовём нашу передачу? (Слайд 6) (Запись на доске «Моя семья – моя опора».) Правильно, сегодня на передаче мы будем говорить о самых близких людях, о семье.
Ребята, а как вы думаете, как появилось слово семья? (Ответы детей) (Слайд 7)
Как появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала Земля –
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
«Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?»
Ева тихонько ответила: «Я»
«Кто их воспитает, царица моя?»
И Ева покорно ответила: «Я»
«Кто есть приготовит, о радость моя?»
Ева всё также ответила: «Я»
«Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?»
«Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я», (Слайд 8)
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот так на Земле появилась …СЕМЬЯ.
– А как ещё можно сказать о том, что такое семья?
2-й ученик. Семья – это много понятий разных,
Семья – это будни, (Слайд 9)
Семья – это праздник, (Слайд 10)
Семья – это радость твоя и моя. (Слайд 11)
Семья – это ты! Семья – это я! (Слайд 12)
(Иллюстрирование на интерактивной доске – по ходу чтения учеником стихотворения появляются картинки, обозначающие слова, о которых шла речь.)
– А что для вас значит семья? (Ответы детей.)
Я предлагаю вам первую игру «Четвертый лишний». (Слайд 13)
Задание: определить, кто из этих людей не является родственником?
* Мама, соседка, бабушка, сестра.
* Бабушка, подруга, сестра, мама.
* Сестра, продавец, бабушка, брат.
* Дворник, брат, папа, дедушка.
* Дедушка, папа, водитель, прадед.
III. Основная часть
В каждой семье есть люди, имена которых много значат для нее. Сейчас мы проверим, знаете ли вы членов семьи…
- О маме. (Слайд 14) Ребята, однажды Знаменитый Сыщик получил задание разыскать человека с необычными задатками. Досье было у него в руках. Он открыл папку и прочитал:
а) пробегает по дому 6 километров в день;
б) готовит по 12 часов в неделю;
в) моет около 96 килограммов посуды;
г) обладает отличными способностями следственной и розыскной работы.
Картинка Сыщика и сведения из папки
Сыщик закрыл папку и вздохнул: «Это невозможно! Никто не может столько успеть сделать!». И все-таки после долгих поисков он нашел такого человека.
А как вы думаете, кто же этот человек? (Мама) (Слайд 15) Не просто мама. А Супермама! У каждого из вас она именно такая.
(Слайд 16) Я предлагаю сказать красивые слова о своей маме. Какая она – ваша мама? (Милая, нежная, ласковая……)
На слайде появляются эти слова
Как хорошо вы говорили о мамах!
Мама… Вы были маленькие, еще не умели говорить, а она понимала вас без слов. Угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Мама учила вас говорить, ходить… Каждый из вас может сказать: «Моя мама самая лучшая!»
(Слайд 17) Символом Семьи читается цветок ромашки. И сегодня мы составим свою ромашку из отдельных лепестков. А вот и первый лепесток у ромашки. (МАМА)
- О папе. Я думаю, маме одной было бы трудно, если бы рядом не было кого-то ещё. А кого именно нам скажет…
3-й ученик.
Самый сильный, самый смелый.
За меня стоит горой…
Вы конечно, догадались!
(Слайд 18) Это – … (папа)! Мой герой! (Слайд 19) (лепесток ромашки ПАПА)
Вы правильно назвали этого героя. Значит, любите и уважаете его.
Физкультминутка (Пальчиковая гимнастика) (Слайд 20)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Ну а этот пальчик – я.
Вместе дружная семья.
3) О бабушках и дедушках
А кто заботился о ваших папах и мамах, когда они были маленькими? (Бабушки и дедушки)
Вот как говорят о бабушках и дедушках авторы. Помогут… …, … (Слайд 21)
4-й ученик.
Много у бабушки нашей хлопот
Варит нам бабушка сладкий компот,
Шапочку тёплую надо связать,
Сказку весёлую нам рассказать.
(Слайд 22) Трудится бабушка целые дни.
Бабушка, милая, сядь, отдохни. (Слайд 23) (лепесток БАБУШКА)
5-й ученик.
(Слайд 24) Дедушка очень у нас деловой:
Ходит по дому, забыл про покой.
Бабушке он помогает весь день,
Делать ему это вовсе не лень. (Слайд 25) (лепесток ДЕДУШКА)
Бабушки и дедушки очень любят своих внуков и гордятся их успехами.
6-йученик.
(Слайд 26) Две бабушки на лавочке
Сидели на пригорке.
Рассказывали бабушки:
«У нас одни пятерки».
Друг друга поздравляли,
Друг другу жали руки ,
Хотя экзамен сдали,
Не бабушки, а … внуки.
- Братья и сёстры (Слайд 27)
А теперь разговор о младших в семье.
7-й ученик.
Папа ушел на работу,
Мама продукты ушла покупать.
И у меня есть забота-
Братика в люльке качать.
Погода на улице – чудо!
Друзья зовут погулять!
Но я не могу – я буду
Братика в люльке качать.
(Слайд 28) (появляются лепестки ромашки: БРАТ, СЕСТРА)
Какой лучик забыли? (Себя) (Слайд 29) Что же за ромашка у нас получилась? (СЕМЬЯ.) Семью можно представить ромашкой, а всех членов семьи – её лепестками.
Итак, папа и мама, дедушка и бабушка, ты сам, твои братья и сестры, все они – твоя семья.
- О себе. Мы поговорили о старших и младших членах вашей семьи. А как же вы сами? (Слайд 30) Все: бабушка и дедушка, мама и папа с нетерпением ждали вашего рождения. Они полюбили вас, еще не родившихся.
Любили все вас без особых причин:
За то, что ты – внучка,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
И за то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей. (В. Берестов)
- Моё имя. Над вашим именем все долго голову ломали. Хотелось, чтобы оно было необычным и звучным. Кроме обычного имени есть и много других. Давайте поиграем в игру «Назови ласково». А чтобы вам было проще называть, смотрите на вас самих маленьких. (Слайд 31) Вы должны ласково назвать своего соседа, так как его могут называть дома. Называем по цепочке. Я первая.
- Хранители семьи. (Слайд 32) Вот мы и познакомились с вашими семьями. Я вижу, что вы очень счастливые дети! Счастье, это когда вы с удовольствием идёте в школу, а потом с радостью возвращаетесь домой. Любите ли вы бывать дома?(Да)Почему каждому человеку так дорог его дом? (Здесь мы выросли, здесь наши родные, которые нас любят, здесь тепло и уютно.)
(Слайд 33) У древних римлян существовали боги – хранители дома, которым молились все домочадцы. Каждая семья имела двух покровителей, изображения которых помещались на самом видном месте. А звали римских богов – хранителей дома – Пенаты. От имени этих древних римских Богов назвали и родной дом.
Когда человек после долгого отсутствия возвращается домой, он говорит:
– Вот я и вернулся в свои родные пенаты.
Физкультминутка (Слайд 34)
Встаньте около парт. Игра «Согласен – не согласен»
Я буду говорить вам фразы, если вы согласны со мной, поднимайте обе руки вверх, а если не согласны – приседайте.
Семья – это близкие люди. +
У всех мам есть дочка и сын. –
Моя бабушка – это мама моей мамы. +
Бабушка и дедушка – это мои родители. –
Мой дедушка – это папа моего папы. +
Семья – это люди, которые любят и уважают друг друга. +
Я внучка мамы и папы. –
Каждому человеку нужна семья. +
III. Продолжение основной части
- Обязанности в семье.
- Но чтобы каждому хотелось вернуться в свой дом, надо много трудиться. И у каждого члена семьи есть свои обязанности по дому. От них зависит порядок.
(Слайды 35 – 36) Расскажите по рисунку, кто в вашем доме выполняет это дело. (На доске слайд с картинками дел членов семьи.) А в каких домашних делах участвуешь ты? Можешь ли ты выполнять какое-то дело, которое в твои обязанности не входит? Считаете ли вы вашу семью дружной?
Послушайте, как автор стихотворения говорит нам о дружной семье. А помогут…, …, ….
8-й ученик.
Маму очень я люблю,
Папу тоже я люблю.
Мама мне печет коврижки,
Папа мне читает книжки.
Папа, мамочка и я –
Наша дружная семья.
9-й ученик.
Я и бабушку люблю,
Я и дедушку люблю.
Я всегда им помогаю,
Пол мету и пыль стираю.
Мама, папа, дед и я –
Наша дружная семья.
10-й ученик.
И сестренку я люблю,
И братишку я люблю.
С братом плаваем, ныряем,
А с сестрой в снежки играем.
Мама, папа, дед и яБаба, брат, сестра моя –
Вместе. Наша дружная семья.
- 10. Традиции семьи.
Дружной семью можно назвать не только тогда, когда члены ее живут мирно, без ссор. Главное, чтобы здесь хранили традиции и дорожили ими.
А) Одна из традиций семьи – отмечать праздники. А бывают ли праздники в вашем доме? Назовите самые любимые праздники в вашей семье?
Б) Семья сильна любовью, уважением и семейными традициями. Одной из них, по праву, считается семейный фотоальбом. (Слайды 37 – 38)
«Экскурсия по фотогалерее»
(Рассказ детей о моментах, запечатлённых на фотографиях.)
Вы выбрали и принесли фотографии своих родных. На них мы видим, как вам вместе тепло и уютно дома, спокойно в поездке или путешествии. Какая хорошая и дружная у вас семья.
В) Самая важная традиция у всех семей – это знать своих предков. А, чтобы их не забыли ваши дети и внуки нужно составить Родовое дерево.
(Слайд 39) Как могучий, густой лес берёт силу от маленьких деревьев, так и наша страна обогащается семьями. Ведь мы – частичка своей Родины. Каждый человек должен знать историю своей семьи, свою родословную. Это и есть частица истории нашей Родины. Свои Семейные деревья было принято создавать уже очень давно, во времена царей, рыцарей. Посмотрите какие Родовые деревья были созданы. (Слайды 40 – 42) Позже и другие люди стали составлять свои Семейные деревья. (Слайды 43 – 44)
Дома вместе с родными вы создадите своё родовое дерево. Для этого нужно будет написать имена своих родственников, например, мама Оля, папа Коля и т.д. или приклеить фотографии. Посмотрите, как можно выполнить эту работу. (Слайды 45 – 47)
Когда работы будут у всех готовы. Мы организуем выставку.
- Итог урока. Рефлексия
– Итак, о чём же мы с вами разговаривали на нашей телепередаче?
Нашу передачу мы начали со слов о семье, и закончить тоже хочется такими же словами. Помогут мне… и …
11-й ученик.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
12-й ученик.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
13-й ученик:
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья! – вместе с девочками
Пусть в ваших семьях сияет солнышко мира и доброты!
Вот и подошла к концу наша передача. Покажите смайликом своё настроение. (Слайд 48)
Я считаю, что семью можно изобразить не только ромашкой, но и большим сердцем. Например таким (показ на доске) Только оно какое-то скучное. Предлагаю украсить его цветами. Тот, кому понравилась наша передача, и кто мечтает живёт в такой дружной семьей «посадите» раскрывшиеся цветы Ромашки внутри сердца. А тот, кто что-то не понял сегодня или кому было не интересно на занятии, «посадите» цветы за пределами нашего большого Сердца. (Дети выбирают цветок и «сажают» его.)
Ребята, вот какое замечательное цветочное сердце Семьи у нас получилось. Вы все живете в хороших семьях, и я, надеюсь, что свои лучшие семейные традиции вы переселите в наш школьный дом. Пусть жизнь в нем всегда будет яркой, интересной и запоминающейся. Я благодарю всех ребят и гостей за участие в телепередаче «Моя семья – моя опора». До новых встреч! (Слайд 49)