Моя семья. Минем гаилә

№ 209

(Лэпбук по УМК «Говорим по-татарски»)

Ландыш ДАВЛЕТБАЕВА,

воспитатель детского сада №1 «Золотая рыбка» села Куюки Пестречинского района

Цели:

– формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме;

– развитие звуковой культуры речи, активизация и обогащение словарного запаса детей, согласование частей речи, развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

образовательные:

– закреплять и активизировать словарь словами на татарском языке;

– закреплять умение детей слушать и отвечать на вопросы;

– закреплять умение общаться в диалоге;

развивающие:

– стимулировать познавательную активность, способствовать развитию диалогической речи и       коммуникативных навыков;

– развивать у детей умение подбирать слова по смыслу на татарском языке;

– развивать и стимулировать внимание, мышление;

– способствовать развитию речи детей на татарском языке, пополнению активного и пассивного татарского словаря детей;

– способствовать правильному произношению звуков, свойственных только татарскому языку, составление предложений;

– развивать связную речь;

воспитательные:

– воспитывать доброжелательность, выдержку;

– воспитывать умение слушать своего товарища, навыки сотрудничества;

– воспитывать самостоятельность.

  1. Загадки

 

  1. Пальчиковая игра (Бармак уены) «Моя семья» («Минем гаилә»)

Цель: продолжить знакомить с темой «Семья», обогащение словаря, активное использование слов татарского языка в речи.

Задачи:

– развивать память, мышление, умение слушать и слышать друг друга;

– учить правильно называть членов семьи;

– воспитывать любовь к семье.

Активные слова: әти, әни, кыз, малай, бабай, әби.

Ход игры

(Дети вспоминают пальчиковую игру и на каждый палец крепят карточки с изображением членов семьи.)

– Бу бармак – бабай (баш бармак – большой палец).

– Бу бармак – әби (имән бармак – указательный палец).

– Бу бармак – әти (урта бармак – средний палец).

– Бу бармак – әни (исемсез бармак – безымянный палец),

– Бу бармак – мин (чәнти бармак мезинец).

 

 

 

  1. «Кто в доме живет?» («Өйдә кем яши?»)

Цель: продолжить знакомить с темой «Семья», обогащение словаря, активное использование слов татарского языка в речи.

Задачи:

– развивать память, мышление, умение слушать и слышать друг друга;

– учить правильно называть членов семьи;

– воспитывать любовь к семье.

Активные слова: әти, әни, кыз, малай,бабай,әби, әйе, юк, исәнме, сау бул.

Ход игры

Ведущий открывает каждое окно и спрашивает:

– Балалар, бу кем?

– Әти (әни, кыз, малай, бабай, әби).

Ведущий предлагает поздороваться с одним из членов семьи:

– Исәнме, әти (әни, кыз, малай, бабай, әби).

Ведущий  предлагает попрощаться с одним из членов семьи:

– Сау бул, әти (әни, кыз, малай).

 

  1. Дидактическая и гра «Угости семью» («Гаиләне сыйла»).

Цель: продолжить знакомить с темой «Семья», «Продукты питания», обогащение словаря, активное использование слов татарского языка в речи.

Задачи:

– развивать память, мышление, умение слушать и слышать друг друга;

– учить правильно называть членов семьи, продукты питания;

– воспитывать любовь к семье.

Активные слова: исәнме, кил монда, утыр, хәлләр ничек, әйбәт, рәхмәт, әти, әни, кыз, малай, бабай, әби, песи, эт, ипи, сөт, алма, чәй, тәмле, аша, эч.

Ход игры

Воспитатель предлагает поздороваться с одним из членов семьи, спросить как дела? пригласить его, посадить, угостить.

– Угости Акбая хлебом, Мияу – молоком.

– Мә, Акбай, ипи аша (Мә, Мияу, сөт эч).

Акбай (Мияу): Рәхмәт, ипи тәмле (сөт тәмле).

Таким же образом угощаем членов семьи.

 

  1. Дидактическая игра «Подари Алсу игрушки».

Цель: закрепление названий игрушек и умение их предложить.

Задачи:

– развивать память, мышление, внимание;

– учить правильно называть членов семьи, игрушки.

Ход игры: назови картинку, как ты подаришь Алсу игрушку.

  1. Дидактическая игра «Давайте, знакомиться».

Цель: запоминание членов семьи.

Задание: назови, кого видишь на картинках.

  1. Дидактическая игра «Веселый поезд» («Шаян поезд»).

Цель: продолжить знакомить с темой «Семья», обогащение словаря, активное использование слов татарского языка в речи.

Задачи:

– развивать память, мышление, внимание;

– учить правильно называть членов семьи.

Активные слова: утыр, әни, кыз, малай, бабай, әби.

Ход игры

Воспитатель. Семья собралась путешествовать. Их надо посадить в поезд. Предложите им сесть на поезд на татарском языке.

– Әти (әни, кыз, малай, бабай, әби), утыр.

– Бу кем?

– Бу – әти (әни, кыз, малай, бабай, әби).

– Ничә әти (әни, кыз, малай, бабай, әби)?

– Өч (бер, ике, дүрт, биш) әти (әни, кыз, малай,бабай).

  1. Дидактическая игра «Кого нет?» («Кем юк?»).

Цель: развивать зрительное внимание и память, активизировать словарь.

Задачи:

– развивать память, мышление, внимание;

– учить правильно называть членов семьи.

Активные слова: бабай, әби. әти, әни, кыз, малай.

Ход игры

– Кем юк?

– Әти (әни, кыз, малай).

– Кем юк?

– Әни юк.

  1. Раскраски на тему «Моя семья».

Цели:

– обучение правильному подбору цветовых сочетаний, развитие и укрепление навыков рисования;

– сосредоточение на теме « Моя семья».

 

 

  1. Загадки о семье.

Цель: развивать логическое мышление, речь, умение анализировать связи между предметами и явлениями.