Моя семья. Минем гаилә
№ 209
(Лэпбук по УМК «Говорим по-татарски»)
Ландыш ДАВЛЕТБАЕВА,
воспитатель детского сада №1 «Золотая рыбка» села Куюки Пестречинского района
Цели:
– формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме;
– развитие звуковой культуры речи, активизация и обогащение словарного запаса детей, согласование частей речи, развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
образовательные:
– закреплять и активизировать словарь словами на татарском языке;
– закреплять умение детей слушать и отвечать на вопросы;
– закреплять умение общаться в диалоге;
развивающие:
– стимулировать познавательную активность, способствовать развитию диалогической речи и коммуникативных навыков;
– развивать у детей умение подбирать слова по смыслу на татарском языке;
– развивать и стимулировать внимание, мышление;
– способствовать развитию речи детей на татарском языке, пополнению активного и пассивного татарского словаря детей;
– способствовать правильному произношению звуков, свойственных только татарскому языку, составление предложений;
– развивать связную речь;
воспитательные:
– воспитывать доброжелательность, выдержку;
– воспитывать умение слушать своего товарища, навыки сотрудничества;
– воспитывать самостоятельность.
- Загадки
- Пальчиковая игра (Бармак уены) «Моя семья» («Минем гаилә»)
Цель: продолжить знакомить с темой «Семья», обогащение словаря, активное использование слов татарского языка в речи.
Задачи:
– развивать память, мышление, умение слушать и слышать друг друга;
– учить правильно называть членов семьи;
– воспитывать любовь к семье.
Активные слова: әти, әни, кыз, малай, бабай, әби.
Ход игры
(Дети вспоминают пальчиковую игру и на каждый палец крепят карточки с изображением членов семьи.)
– Бу бармак – бабай (баш бармак – большой палец).
– Бу бармак – әби (имән бармак – указательный палец).
– Бу бармак – әти (урта бармак – средний палец).
– Бу бармак – әни (исемсез бармак – безымянный палец),
– Бу бармак – мин (чәнти бармак – мезинец).
- «Кто в доме живет?» («Өйдә кем яши?»)
Цель: продолжить знакомить с темой «Семья», обогащение словаря, активное использование слов татарского языка в речи.
Задачи:
– развивать память, мышление, умение слушать и слышать друг друга;
– учить правильно называть членов семьи;
– воспитывать любовь к семье.
Активные слова: әти, әни, кыз, малай,бабай,әби, әйе, юк, исәнме, сау бул.
Ход игры
Ведущий открывает каждое окно и спрашивает:
– Балалар, бу кем?
– Әти (әни, кыз, малай, бабай, әби).
Ведущий предлагает поздороваться с одним из членов семьи:
– Исәнме, әти (әни, кыз, малай, бабай, әби).
Ведущий предлагает попрощаться с одним из членов семьи:
– Сау бул, әти (әни, кыз, малай).
- Дидактическая и гра «Угости семью» («Гаиләне сыйла»).
Цель: продолжить знакомить с темой «Семья», «Продукты питания», обогащение словаря, активное использование слов татарского языка в речи.
Задачи:
– развивать память, мышление, умение слушать и слышать друг друга;
– учить правильно называть членов семьи, продукты питания;
– воспитывать любовь к семье.
Активные слова: исәнме, кил монда, утыр, хәлләр ничек, әйбәт, рәхмәт, әти, әни, кыз, малай, бабай, әби, песи, эт, ипи, сөт, алма, чәй, тәмле, аша, эч.
Ход игры
Воспитатель предлагает поздороваться с одним из членов семьи, спросить как дела? пригласить его, посадить, угостить.
– Угости Акбая хлебом, Мияу – молоком.
– Мә, Акбай, ипи аша (Мә, Мияу, сөт эч).
Акбай (Мияу): Рәхмәт, ипи тәмле (сөт тәмле).
Таким же образом угощаем членов семьи.
- Дидактическая игра «Подари Алсу игрушки».
Цель: закрепление названий игрушек и умение их предложить.
Задачи:
– развивать память, мышление, внимание;
– учить правильно называть членов семьи, игрушки.
Ход игры: назови картинку, как ты подаришь Алсу игрушку.
- Дидактическая игра «Давайте, знакомиться».
Цель: запоминание членов семьи.
Задание: назови, кого видишь на картинках.
- Дидактическая игра «Веселый поезд» («Шаян поезд»).
Цель: продолжить знакомить с темой «Семья», обогащение словаря, активное использование слов татарского языка в речи.
Задачи:
– развивать память, мышление, внимание;
– учить правильно называть членов семьи.
Активные слова: утыр, әни, кыз, малай, бабай, әби.
Ход игры
Воспитатель. Семья собралась путешествовать. Их надо посадить в поезд. Предложите им сесть на поезд на татарском языке.
– Әти (әни, кыз, малай, бабай, әби), утыр.
– Бу кем?
– Бу – әти (әни, кыз, малай, бабай, әби).
– Ничә әти (әни, кыз, малай, бабай, әби)?
– Өч (бер, ике, дүрт, биш) әти (әни, кыз, малай,бабай).
- Дидактическая игра «Кого нет?» («Кем юк?»).
Цель: развивать зрительное внимание и память, активизировать словарь.
Задачи:
– развивать память, мышление, внимание;
– учить правильно называть членов семьи.
Активные слова: бабай, әби. әти, әни, кыз, малай.
Ход игры
– Кем юк?
– Әти (әни, кыз, малай).
– Кем юк?
– Әни юк.
- Раскраски на тему «Моя семья».
Цели:
– обучение правильному подбору цветовых сочетаний, развитие и укрепление навыков рисования;
– сосредоточение на теме « Моя семья».
- Загадки о семье.
Цель: развивать логическое мышление, речь, умение анализировать связи между предметами и явлениями.