Моё управленческое кредо

Наталия ЧЕЛНОКОВА,

директор Ульянковской основной школы Кайбицкого района

Школа, о школе, для школы… Выбор профессии в юности передо мной не стоял – я твёрдо знала, что буду работать педагогом… И вот уже 24 года, как я работаю в школе. Ульянковская основная общеобразовательная школа Кайбицкого района – моя родная школа, единственное место моей педагогической деятельности. Учитель русского языка и литературы, классный руководитель, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, руководитель – вехи моей педагогической деятельности. Я люблю свою работу, поэтому школа для меня –  моя жизнь. Руководитель сельской школы… Стаж работы директором у меня небольшой, всего четыре года. Под моим руководством учителя, ученики, технический персонал. Кто поможет охватить все сферы деятельности, этот бескрайний океан работы? Заместители директора, те, через кого непосредственно осуществляется руководство. Одна из главных задач  для меня как руководителя – подобрать себе достойных, творчески относящихся к своим обязанностям, уважаемых учениками и учителями профессионалов – заместителей, организовать их на эффективную успешную деятельность. Часто вспоминаю фразу, произнесенную героиней фильма «Москва слезам не верит»: «Трудно руководить тремя, а когда трех научишь организовываться, тогда легко и с тремя тысячами».

Вторая задача – коллектив учителей. Мне как директору очень важно, чтобы это была команда единомышленников, любящих свою работу и учеников, творческих, сплоченных общими идеями профессионалов, способных к общению с учениками и их родителями. Формирование такой команды, думаю, принесет успех школе. Например, в следующем учебном году планируем применить на практике новую технологию проведения долговременного модульного деятельностного педагогического совета как средства профессионального развития педагога в процессе реализации ФГОС. И не обязательно избавляться от пенсионеров и ждать молодых. Люди с опытом работы тоже нужны школе, если они не утратили свою компетентность, творческую инициативу и душой болеют за свою школу.

Ежегодно, подводя итоги очередного учебного года, я анализирую, какие задачи поставлю перед собой, своими коллегами на новый учебный год. Куда и как поведу я «школьный корабль», чтобы все участники образовательного процесса чувствовали себя комфортно, добивались определённых результатов в соответствии со своими возможностями, были успешными. Вопрос эффективности управления образовательным учреждением в постоянно изменяющихся условиях развития современного общества является актуальным для каждого директора школы.

Анализируя собственную управленческую деятельность, отмечаю актуальные моменты, которые позволяют решать основную задачу – становление эффективной системы управления школой и образовательным процессом, направленной на развитие личности ученика и обеспечение качества образования в школе.

Что меня волнует в первую очередь? Конечно, компетентность и профессионализм педагогов. Поэтому большое внимание уделяю методической работе. В результате выстраивается система, цель которой – повышение профессионального мастерства учителей. Компоненты системы: курсовая переподготовка, включение учителей в конкурсы профессионального мастерства, неформальная организация методической работы в школе, участие в инновационной деятельности – направлены на достижение этой цели.

По моему мнению, в центре школьного образования должна находиться не та или иная заранее зафиксированная в некоем стандарте сумма знаний, а сама способность вырабатывать новое индивидуальное знание, а стало быть, способность мышления. Итогом работы учителя должна быть не сумма знаний ученика, а сумма его мышления: то, в какой мере у выпускников сформированы продуктивные мыслительные способности к порождению новых знаний, способности работы в открытых информационных пространствах, способности к образованию на протяжении всей жизни.

Школа должна быть такой, где ребёнок чувствует себя уютно и комфортно, где он ощущает себя успешным человеком независимо от полученных отметок. Именно в школе человек начинает строить свою маленькую карьеру, которая возможно и откроет перед ним двери в дальнейшую, новую жизнь.

Уверенность в том, что наша школа – это и храм, и театр, и мастерская, и целый мир, позволяет действовать в правильном направлении.

Важным моментом в организации деятельности управленческой команды школы является планирование действий и управленческих решений на учебный год по основным направлениям работы, мониторинг осуществления образовательного процесса. По окончании учебного года проводим анализ  выполненных действий и достигнутых результатов, выявляем проблемы. Я, находясь в процессе работы, чётко вижу ещё и те проблемы, которые возникают в течение учебного года. Одни из них решаются оперативно, другие ставятся во главу угла следующего учебного года. Фактически получается, что и управленческая команда, и директор как лидер этой команды, должны находиться в постоянной рефлексивной позиции по отношению к тем процессам, которые протекают в школе и по отношению к своей собственной управленческой деятельности.

Задача школы – включение учащихся в различные виды деятельности, чтобы дети развивались в соответствии с тремя фазами: становление, формирование, преобразование, а в конечном итоге стали социализированными, конкурентными, успешными, нравственными людьми.

Детям надо отдаваться без остатка. Школа должна стать вторым домом и для учеников, и для преподавателей. Дети – это непосредственные создания. Они прекрасно чувствуют наше к ним отношение и отвечают взаимностью. Их несложно повести за собой, для них надо стать первопроходцем и путеводным маяком в мир знаний.

Моя работа для меня давно перестала быть просто работой. Она превратилась в смысл, который каждый человек ищет в своей жизни. Только руководитель знает, как трудно быть настоящим лидером. Не тем, кого назначили приказом, а тем, кого действительно уважает и поддерживает коллектив, за кем он идет, как говорится, и в огонь и в воду и с кем добивается самой трудновыполнимой цели. Моя жизнь состоялась: я горжусь своей школой, люблю свой коллектив, моя работа, трудная и ответственная, мне в радость, я полна творческих замыслов и уверенности в том, что все задуманное обязательно сбудется.

Сегодня директор школы не только определяет приоритеты развития своего образовательного учреждения, но и несет за это полную ответственность. Ответственность высока, огромны духовные и временные затраты. Но тем почетнее труд, тем полнее радость руководителя от осознания важности и полезности дела, которому ты посвящаешь жизнь.