Мое село: прошлое рядом
№ 149
(Проектная работа)
Аниса ГАЙСИНА,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории Кутлу-Букашской средней школы Рыбно-Сдободского района
Целенаправленное ознакомление учащегося с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины школьника связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, — значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине. В учебниках по истории Татарстана материалы о истории наших городов и сел освящается в недостаточном объеме. Собранный нами материал позволит больше узнать об истории родного края, а также будет использоваться на уроках истории России и Татарстана, так и во внеклассной работе.
Результатом проведения проектной работы станет сбор материала об истории родного села и восстановление хронологической последовательности прошедших событий и представление их в научно- практической конференции юных краеведов нашего района. А все наработанные материалы собрать и оформить в виде брошюры. Это будет «наша повесть» о прошлом нашего села.
Целевая аудитория: учащиеся VI класса, их родители, учителя школы.
Какие цели ставлю перед учащимися?
1. К концу пятого занятия завершить командам работу с пятью источниками сбора материала:
– материалы музея истории села;
– беседы со старожилами и местными жителями села Кутлу-Букаш, деревни Тябердино-Челны;
– интернет-ресурсы;
– архивный отдел музея;
– фото материалы.
2. К концу восьмого занятия проектной деятельности завершив экскурсию по памятным местам нашего села формировать у учащихся знания о древнем Чаллынском городище, которое датируется XII – XVI вв., представляет собой остатки древнего города, принадлежавшего в разное время таким государствам, как Казанское ханство, Волжско-Камская Булгария.
3. До конца одиннадцатого занятия изучить жизнь и деятельность выдающегося теолога, медика, философа и поэта Идрис Зульмухаммеда, живший на территории нашего села в XVII в. и посетить его родник;
4. До конца последнего занятия демонстрировать навыки слаженной работы, активного слушания, командного духа.
Какие цели ставлю перед собой?
1. Сплотить коллектив каждой команды.
2. Провести 14 занятий с учащимися в ходе проектной деятельности в запланированные сроки и надлежащем качестве.
3. Стать по отношению к ученикам консультантом, научным руководителем, энтузиастом, координатором, экспертом.
4. Проводить рефлексию после каждого занятия для того, чтобы лучше подготовиться к последующим занятиям, учитывая обратную связь учеников и личные наблюдения.
5. Создать условий для развития мышления учащихся, расширения их познавательного интереса, и на этой основе возможностей их самообразования и самореализации в процессе практического применения знаний.
Задачи, требующие выполнения до начала реализации проекта:
1. Формирование списка из учащихся VI – VII классов.
2. Оповещение родителей о старте проектной деятельности, в которой будут участвовать их дети.
3. Подбор упражнений для тимбилдинга, направленных на сплочение коллектива учеников обоих классов для работы в командах (по одному упражнению для каждого занятия).
4. Распределение учащихся на 4 команды для реализации проектной работы (в каждой команде будут ученики из обоих классов, обоих полов).
5. Получение разрешения у директора школы на пользование кабинетом истории, компьютерным классом для отдельных занятий, актовым залом для проведения научно-практической конференции.
6. Подготовка канцтоваров, необходимых ученикам во время практических занятий (бумага, клей, маркеры, ножницы и т. д.).
7. Подготовка необходимых материалов для занятий: планы уроков, презентации, раздаточные материалы и т. д.
8. Получения разрешения у директора музея истории села на посещение и пользование архивными материалами во время практических занятий.
Перечень занятий
1. Тема занятия. Знакомство участников проекта между собой и ознакомление с темой проекта.
Цель. Знакомство и сплочение учеников в новых командах.
2. Тема. Наше село в далеком прошлом. Путешествие вглубь веков.
Цели. Обучение учащихся творческих групп различным приёмам исследовательской деятельности (обработки материалов). Планирование этапов реализации проекта учениками. Просмотр видеофильма о Чаллынском городище.
3. Тема. Здесь пыль веков.
Цели. Посетить музей истории села Кутлу-Букаш. Ознакомление учащихся с письменными и вещественными историческими источниками связанными с историей нашего села. Ознакомление учащихся с первыми сведениями о Чаллынскоом городище – с одним из древнейших исторических памятников нашего края. Планирование этапов изучения истории Чаллынского городища.
4. Тема. Археологическая наука и ее значение в воссоздании прошлого.
Цели. Опираясь на имеющиеся в Кутлу-Букашском краеведческом музее материалы об археологических объектах в районе раскопок поселения Чаллынское городище, составить его комплексное описание, которое обоснует уникальность этой местности и необходимость создания здесь археологического памятника. Пропаганда значимости археологических памятников, их сохранение и восстановление культурного наследия древнего городища. Найти и связаться с людьми, принимавшими участие в раскопках.
5. Тема. Сторожилы села – хранители исторической памяти.
Цели. Организация встречи со старожилами села. Провести анкетирование односельчан, с целью сбора информации об истории возникновения нашего села. Анализ полученной информации.
6. Тема. Подготовка к экскурсии.
Цели. Правильный отбор экскурсионных объектов. Распределение заданий по группам на время экскурсии. Провести инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте.
7. Тема. Экскурсия как форма активизации учащихся на достижение поставленной цели.
Цели. Наглядное ознакомление с вещественными памятниками истории и культуры расположенными на территории Челнинского городища. Наглядно показать систему укреплений данного городища из четырех линий земляных валов и рвов, защищающих прямоугольная площадь размерами 100×115 м. Сбор вещественных памятников на территории древнего поселения, с целью ознакомления с видами занятий, верования, обрядов населения данного городища.
8. Тема. Экскурсия как форма активизации учащихся на достижение поставленной цели.
Цели. Наглядное ознакомление с вещественными памятниками истории и культуры расположенными на территории Челнинского городища. Продолжить сбор вещественных памятников на территории древнего поселения, с целью ознакомления с видами занятий, верования, обрядов населения данного городища. Ознакомиться с состоянием данной территории, которая находится в плачевном состоянии, практически на грани исчезновения.
9. Тема. Жизнь и деятельность Идриса Зульмухаммеда.
Цели. Познакомиться с жизнью и деятельностью выдающегося теолога, медика, философа и поэта XVII в. живший в нашем селе. Посетить могилу Идриса Зульмухаммеда. Выявить состояние родника И.Зульмухаммеда.
10. Тема. Проблема сохранения исторических памятников нашего села.
Цели. Проведение социологического опроса и анкетирования школьников, выпускников школы, жителей посёлка по вопросам истории, значимости, сохранности памятников. Изучить нормативно – правовые документы, материалы средств массовой информации и сайтов Интернет по вопросам сохранения и защиты памятников истории и культуры.
11. Тема. Этап создания продукта.
Цель. Работа над созданием продукта.
12. Тема. Предварительная презентация готового продукта в классе.
Цели. Внести изменения и поправки в готовом продукте. Проведение необходимых приготовлений для успешного проведения научно- практической конференции для юных краеведов нашего района.
13. Тема. Организация и проведение научно- практической конференции.
Цели. Проведение и организация научно-практической конференции юных краеведов района. Обсуждение и коллективное принятие решений об охране исторических памятников нашего района.
14. Тема. Анализ реализованного проекта.
Цель. Совместное обсуждение учителем и учащимися результатов проектной работы.