Мнемотехника на уроках в начальных классах
(Мастер-класс)
Миляуша КАМАЛТДИНОВА,
учитель начальных классов Уруссинской начальной школы №1 Ютазинского района
Всем хорошо известно, что никто не хочет учиться плохо, другое дело, не у всех получается учиться хорошо.
Как вы думаете о чём будет наш мастер-класс? (О памяти, …)
Многое зависит от того, как развита наша память. Недаром, профессор И.М.Сеченов считал память «основным условием человеческой жизни». Современному школьнику нужно удерживать и хранить большое количество информации. Что же получается: ребята, у которых плохая память, обречены на неуспех в учёбе? Существует система специальных приёмов, помогающих удерживать большое количество информации в голове и развивающих память в любом возрасте.
Мнемотехника известна с древних времён (как минимум 2000 лет). Мнемоника – искусство запоминания, а мнемотехника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации. Философ и поэт Дж.Бруно преподавал мнемотехнику. Ею интересовались Аристотель, А.Македонский. Феноменальной памятью обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.
Существуют несколько основных приёмов мнемотехники:
– образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации (кодирование);
– рифмизация;
– запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных;
– нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией;
– метод Цицерона на пространственное воображение;
– метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти;
– методы запоминания слов, связанных в рассказ.
Рассмотрим некоторые из них, которые помогают и в жизни, и в работе.
Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации (кодирование)
Как запомнить цвета радуги? Конечно, всем известная фраза «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» и помогает нам с детства запомнить о последовательности цветов в спектре.
Возможны следующие варианты кодирования последовательности цветов:
Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь.
Кот ослу, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки
Кто помнит название падежей в русском языке? Тот, кто помнит с 3 класса смешную фразу: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку».
А также можно выучить следующие строчки для запоминания падежей.
«Имя Ребёнку Дали, Винни Топтыжку Прозвали».
«Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу».
«Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь».
«Иван Родной Дай Водицы – Тётя Просит».
Названия планет, конечно, все знают. А кто назовёт их по мере удаления от Солнца? Тот, кому в школе сказали: «Мы Ведь Знаем, Мама Юли Села Утром На Пилюли!» Так как Плутон в 2006 году исключили из списка планет, я добавляю своим ученикам, что Пилюли потерялись…
Мы Встретимся Завтра, Мой Юный Спутник, У Новой Планеты.
Мы Все Знаем: Многие Юные Сурки Учат Названия Планет.
Морозным Вечером Залез на Мачту Юнга Стремясь Увидеть Незнакомый Порт.
Мама Варит Земляничный Морс, а Юный Сын Уже Не Плачет.
А разве вы никогда не путали последовательность цветов Российского флага?
Как ученикам её запомнить? Тут разные способы существуют: БейСиК, БёСиК… Нам с ребятами нравится ассоциировать с Николаем БаСКовым или со словом БеСКрайний
Цвета флаг нашей Республики мы запомнили словом ЗаБияКа
Легко и просто.
Запишите Римскими цифрами числа: 1, 5, 10,15, 50, 100, 500, 1000.
Записали до 50, а дальше не помним. На практике редко пользуемся ими. А знать надо. Поможет фраза: «Мы Dарим Сочные Lимоны, Xватит Vсем Iх».
Рифмизация
Это перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные
определенным ритмом или рифмой.
Кто не знает песенку: «До, ре, ми, фа, соль, ля, си – кошка едет на такси?»
Прочитайте своему соседу слова: торты, шарфы, банты, жалюзи, щавель, каталог, свекла, квартал.
А теперь давайте проверим правильность поставленного вами ударения в этих словах. Помогут рифмы.
– У бабы Фёклы растёт на грядке свёкла.
– Долго ели тОрты –
– Не налезли шОрты!
– Не говори катАлог, а только каталОг.
– Срубили ель. Сорвали щавЕль.
– Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!
– Солнце. Жарко. Привези
Нам для окон жалюзИ.
– Если есть в тебе таланты,
Завяжи на праздник бАнты.
– Ударение в квартАл – как в слове портАл
Таких рифмовок очень много. Я использую их на уроках русского языка.
Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов
Чайковский – ЧАЙ и КОФЕ
Подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство – ПОДСКАЗ и ОПДООБ
Морфология – МОР и ФОЛ
Синтаксис – СИНий в ТАКСИ
Пунктуация – ПУНКТ УА
Орфография – ОР и ФОтоГРАФИЯ
Давайте проведём эксперимент. Я зачитаю несколько слов, вы их запомните и запишите в том порядке, в котором услышали.
Слова: аллея, кекс, дерево, теннис, гнездо, шпилька, книга, окно, бутерброд.
Проверим. У кого записаны все слова в том порядке, в котором я их зачитывала? Таких нет…
Сложно запомнить группу слов. Я научу вас приёму, который поможет легко и просто запоминать нужные слова. Этот приём я использую при изучении словарных слов. А самое главное – эта работа нравится детям, потому что не надо ничего зубрить!
Метод Цицерона
По легенде Цицерон ходил на работу по одной и той же дороге, где каждый кустик, каждый камешек был ему хорошо знаком. Однажды, идя на выступление, он стал «привязывать» к каждому объекту ключевое слово из своего выступления. Так он повторил свой доклад.
Метод прост. Не только дорогу можно использовать в этом методе, но и комнату, квартиру. Мы с ребятами используем свой кабинет. К объектам кабинета «прикрепляем» нужные слова.
Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо.
Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате.
Вспомнить информацию вы сможете опять, представив себе свою комнату, – все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе».
Существуют некоторые правила «прикрепления» слов:
а) образы «ставятся» на хорошо освещенные места;
б) маленькие образы увеличиваются до больших размеров, большие уменьшаются до маленьких;
в) связка должна быть яркой, необычной;
г) используется динамика;
д) необходима детализация (вкус, слух, осязание);
е) можно прибегать к цвету и яркости.
Изучаем словарные слова с безударной гласной «я»
«Прикрепляем» слова к обстановке кабинета, наглядно это показываем:
Дверь – яблоко из Янтаря
Шкаф – заЯц (на вешалке трясётся)
Кулер – огромная лЯгушка (пахнет болотом)
Часы – Японец (медитирует)
Стена – тысЯча (вместо картин)
Панели – Ягуар бежит к сеЯлке
Угол – Январь, ель
Звезда – Язык
Ель – месЯц, рЯбина, Яйцо, Ягнёнок, Ядро
Под елью – Яичница
– Если изучаются новые слова, то их «прикрепляем» к следующим объектам кабинета.
Повторим последовательность: дверь – Янтарь, шкаф – заЯц и т. д.
А теперь запишите эти все слова. Очень многие запомнили и слова, и их последовательность.
Я не задаю на дом заучивать словарные слова. Мы устно всем классом «прикрепляем» их к объектам кабинета. Повторяем несколько уроков (достаточно 2 – 3). И словарная работа превращается в игру с положительным результатом словарных диктантов. В последнее время мы стали использовать наглядность, что повысило результативность работы. Достаточно показать картинку с уже «прикреплёнными» словами. Несколько секунд, и все слова в голове, а диктант написан успешно.
Все перечисленные методы похожи на увлекательную игру. Запоминание учебного материала становится более эффективным. Секрет мнемотехники прост – это ассоциация (связь нескольких образов).
Мнемотехника может с лёгкостью заменить традиционные шпаргалки, но в отличие от бумажных, хранятся в нашей памяти, а не в кармане.