Мнемотаблицы в логопедической работе
№52
Зульфия ФАЙЗУЛЛИНА, Гузель ГАРИФУЛЛИНА, Альфира ИЛЬИНА,
учителя-логопеды детского сада комбинированного вида №18 «Улыбка» г. Азнакаево
Мнемотехника эффективно используется в логопедической практике на этапе автоматизации звуков. При произнесении текста с опорой на зрительный анализатор, ребенок непроизвольно запоминает информацию. Основой мнемодорожек послужили известные скороговорки, чистоговорки, стихи и красочные иллюстрации из книг. Текст и предметные картинки соединяются в один сюжет. Таким образом, развиваются мыслительные процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и рассказать небольшое стихотворение, тем самым способствуя развитию речи детей. Разработанные мнемотаблицы и речевой материал можно успешно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях по автоматизации звуков.
Автоматизация звука [ш]
• На горе, на горушке
Стоит избушка.
В этой избушке
Живет старик со старушкой. (Слайд №1)
• Кошка на окошке
Рубашку шьёт,
Кукушка в сапожках
Избушку метёт. (Слайд №2)
***
Автоматизация звука [ж]
Жук
Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руке –
Пусть лежит в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук
Нос испачкал пылью.
Улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях. (Слайд №3)
***
Жираф
Чтоб жираф не был простужен,
В стужу шарф жирафу нужен.
И жена жирафу вяжет
Шесть шарфов из рыжей пряжи. (Слайд №4)
***
Автоматизация звука [ч]
Много разных есть ключей:
Ключ — родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной. (Слайд №5)
• Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж. (Слайд №6)
• Черепаха в челноке
Везет чернику по реке. (Слайд №7)
***
Автоматизация звука [щ]
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.
Да у щетки половой
Палка есть над головой
Палка щелк щенков с плеча,
Два щенка ушли ворча. (Слайд №8)
• Целый день поет щегол
В клетке на окошке,
Третий год ему пошел,
А он боится кошки. (Слайд №9)
***
Чудовище
Живет в пещере чудовище.
Хранит в лапищах сокровище.
У чудовища – длинный хвостище,
Кривы на лапищах когтищи.
Да ты не бойся, малышка!
Чудовище это – мышка!
Пещера – мышкина норка,
А сокровище – хлебная корка! (Слайд№10)
• Ящерка на ялике
Овощи на ярмарку
В ящике везла (Слайд №11)
Список использованной и рекомендуемой литературы
- 1. Барсукова Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек // Логопед. – №5. – 2009.
- 2. Волина В.В. Праздник букваря. – М.: АСТ-Пресс, 1996.
- 3. Герасимова А.С. Энциклопедия обучения и развития дошкольника. – С-Пб.: Изд. дом «Нева», 2000.
- 4. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. – С-Пб.: Дельта, 1997
- 5. Новоторцева Н.В. «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [ш], [ж], [ч], [щ]. – Ярославль: Академия развития, Академия, К. – 1999.
- 6. Светлова И.Е. Домашний логопед. – М.: Эксмо, 2008.
- 7. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. – М.: Просвещение, 1987.
- 8. Соколенко Н.И. Посмотри и назови. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. – М.: АСТ-ЛТД, 1997.
- 9. Степанов В. Живая азбука. – М.: Фламинго, 2003.
- 10. Теремкова Н.Е. Логопедические домашние задания для детей 6 –7 лет с ОНР. – М.: Гном и Д, 2006.