Мир вокруг нас
Дания КОПЫЛОВА,
воспитатель I квалификационной категории детского сада № 77 г. Казани
В течение двух месяцев на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром дети знакомятся с социальной действительностью — мир, который окружает нас: природа, люди, животные.
Задачи:
Познавательные:
– формировать у детей представление о нашей планете Земля. Учить находить и называть правильно объекты окружающего мира – суша, вода, леса, лед на глобусе, макете нашей Земли, соотносить с цветовой гаммой;
– закрепить понятие «живая и неживая природа», давать объяснения этим терминам: живое все растет, питается, к живой природе относятся – любые, животные, растения; к неживой — небо, солнце, дождь, снег;
– классификация животных на диких и домашних;
– повторение времен года;
– формирование элементарных математических представлений: закрепить счет в пределах 3-х, соотношение количества предметов с цифрами в пределах 3-х; закрепление знаний геометрических фигур;
– ориентировка во времени: знание частей суток;
– развития внимания, зрительной памяти, закрепление знаний полученных на занятиях по английскому языку.
Физические:
– учить детей выполнять движения в соответствии с текстом, изображать животных, учить переключаться на разные виды деятельности. Воспитание оценочного отношения к окружающему миру.
Социальные.
– подвести детей к выводу, что необходимо беречь нашу Землю, охранять живую и неживую природу.
Эмоциональные:
– воспитывать желание поделиться своими знаниями с другими — это использование сюрпризного момента «Телепузик», что хорошо переключает на активную работу;
– игровые приемы;
– воображаемая ситуация (путешествие) — раскрепощает детей, делает процесс естественным.
Ход занятия
(Дети с воспитателем входят в группу в одной линии и образуют круг на игровой зоне. Звучит музыка «Вместе весело шагать».)
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами об интересных вещах. Наша Земля живая и прекрасная. Она – общий дом для всех. Космонавты видели нашу Землю, и она казалась им большой голубой звездой. Наша Земля круглая и она все время вращается. Поэтому и бывает день и ночь, разные времена года.
– Какие времена года вы знаете? Какое время года сейчас?
– Посмотрите, ребята, я принесла глобус. (Показывает глобус.) Это – макет нашей Земли.
– Какими красками он разукрашен? (Голубой, желтый, коричневый белый.)
– Больше всего какого цвета? (Голубой – это океаны, моря, реки, озера.)
– А зеленый цвет? (Это – леса. Желтый, оранжевый – суша. Коричневый – горы, чем выше, тем темнее. Белый цвет – снега.)
– Видите, какая разноцветная наша Земля!
Поиграем в игру. Она поможет лучше узнать о нашей планете.
Игра «Что есть на Земле?»
(Показывает квадраты цветной бумаги – зеленая.)
– Что этот цвет обозначает на глобусе? (Лес.) Что растет в лесу? (Цветы, деревья, кусты.)
(Показывает синий цвет.)
– Что обозначает этот цвет? (Море, реки, океаны.)
– Что есть, и что растет и живет в море, реке? (Рыбы, растения – водоросли.)
Показывает желтый цвет. (Пустыня.)
Показывает коричневый цвет. (Горы.) Какие горы? (Высокие.)
Показывает белый цвет. (Снег. Север, холодно.)
– Ребята, вы хотите отправиться в путешествие по нашей планете? (Квадраты с цветом и темой глобуса.) И так поехали. (Дети выполняют движения все вместе.)
Мы шагаем, друг за другом (Шагают.)
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые порхают (Зеленый.)
В поле бабочки летают (Летают.)
Зайки быстро скачут в поле
Очень весело на воле (Прыгают.)
Подражайте же зайчаткам
Непоседливым ребяткам.
Впереди из-за куста
Смотрит рыжая лиса
Мы лису перехитрим
На носочках побежим. (Бег по кругу.)
Что это перед нами? (Горы.)
А горы все выше, а горы все круче. А горы уходят под самые тучи. (Руки тянутся вверх.)
Но мы с вами дружно пойдем
В горах мы тропинку найдем (Коричневый.)
Возьмемся за руки очень осторожно,
Держась за руки продвигаемся (Колонна, руки в стороны.)
По горным узким тропинкам идем.
Где мы с вами находимся? (На Севере.)
Как холодно здесь. Мы замерзаем с вами? (Белый.)
Снег да снег лед да лед.
А по льду пингвин идет. (Изображает движения пингвинов.)
Очень скользкий лед, но пингвин не упадет.
К чему мы подошли? К речке быстро мы спустились.
Наклонились и умылись. (Движения наклона и умывания.)
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно. (Синий.)
Делать так руками нужно (Движения.)
Вышли на берег гурьбой
И отправились домой.
Молодцы! Давайте пройдем на стульчики
И сядем на свои места. (Звучит музыка «Вместе весело шагать».)
Ребята! На нашей планете всем есть место. Кто обитает на планете? (Люди, животные.)
А что нужно, чтобы все живое на планете существовало? (Воздух.)
Есть ли на Земле воздух? Где он находится? (Показывает на глобусе воздушную оболочку – атмосферу.) Воздух есть, ребята, в любых местах. Кому нужен воздух для дыхания? (Растениям, животным, людям.)
Давайте покажем как мы дышим?
Эксперимент «на ладошку подуть».
– Есть, дети, на земле вода? Кому нужна вода для жизни? Почему нужно беречь? Что станет, если не будет воды? (Без воды нельзя будет умываться – мы будем грязные. Все погибнет. Мы не должны допустить этого.)
– Есть ли на Земле пища для людей, животных, растений? Что едят люди, животные? Чем питаются растения? (Ответы детей.) Правильно. На земле все живые существа находят для себя питание.
– А что такое природа? (Это – солнце, ветер, облака, птицы, животные и т.д.)
– Что относится к неживой природе? (Солнце, небо, земля, ветер и т.д.)
– Что относится к живой природе? (Растения, люди, птиц, животные.)
– Как живет человек и с кем? (Ответы детей.)
– Правильно. У каждого на планете Земля есть свой дом.
– Посмотрите на картинку. Назовите, какие животные дикие? (Это те, которые не могут жить с человеком. Они сами о себе заботятся.)
– Каких диких животных вы знаете? (Волк, лиса, медведь, заяц.) (Показывает.)
– Каких животных можно назвать домашними? (Само слово говорит, что они живут дома, рядом с человеком.)
– Назовите домашних животных. (Собака, кошка, куры, корова.) (Показывает.)
– Ребята, у вас на столе есть картинки. (Лежат рисунком вниз.) Откройте, у каждого из вас есть картинка с животным. Подумайте и решите какое у вас животное домашнее или дикое . У нас на доске два дома. Принесите картинку животного и поставьте в тот дом, где живет это животное. (Идут к доске и выкладывают в ряд.)
– Ребята! Планета Земля вертится вокруг Солнца и происходит смена суток. Посмотрите на макет (изображены действия детей в разное время суток) и скажите какие части суток есть? (Называют.) Что вы делаете утром, днем, вечером, ночью? (Показывает указкой на макет.)
– Ребята! Вы узнали лесных жителей? (Зайцы, белки, медведь.) Сколько их?
Игра «День-ночь»
– Ребята, день. Запомните на какой полке сколько животных?
На слово « ночь» – закрываем глаза и положим голову на стол.
Начали.
– День. Что изменилось?
– Ночь.
(Играем три раза.)
– Молодцы. Сейчас отдохнем.
Физминутка
– Встали, дети. («Ветер дует нам в лицо»… и др.)
– Какая у нас планета Земля красивая! Природа радует нас, мы любуемся ею.
– Посмотрите у меня здесь в руках много разных видов природы. Все это живет, существует на планете. Назовем виды природы. (Лес, горы и т.д.)
– Дети, природа на планете Земля красивая. Ее надо беречь. Ребята, а как мы будем ее беречь?
Сейчас поиграем в игру «Хорошо-плохо». Я называю историю, а вы говорите хорошо это или плохо.
– Сломать ветку у дерева… (Плохо)
– Посадить новое дерево… (Хорошо)
– Дергать кошку за хвост… (Плохо)
– Угостить кошку молоком… (Хорошо)
– Убрать мусор с лесной полянки… (Хорошо)