Межличностные отношения
№ 111
(Урок обществознания в VI классе)
Надежда ФОМИНА,
учитель истории и обществознания Черемшанской кадетской школы-интерната им. Героя Советского Союза И.Н.Конева
Цель: дать представление о межличностных отношениях.
Задачи:
образовательные: познакомить с понятием «межличностные отношения», их особенностями и видами, раскрыть значимость каждого вида отношений;
развивающие: развивать умения работать с текстом, умения и навыки логического мышления;
воспитательные: воспитывать культуру отношений, уважение к чувствам другого человека.
Формируемые УУД:
предметные:
– характеризовать и анализировать межличностные отношения;
– определять виды межличностных отношений на конкретных примерах;
метапредметные:
– развивать умение работать в паре;
– формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;
личностные:
– формирование познавательного интереса к предмету;
– формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Тип уроков: урок изучения нового материала.
Ход урока
I. Oрганизационный момент
II. Мотивация и целеполагание
(Учащимся предлагаются высказывания.)
«Опыт научил меня, что если люди делают что-то против тебя, в конечном счете это пойдет тебе на пользу».
Индира Ганди
«Чтобы узнать людей, нужно иметь с ними дело. Чтобы любить их, нужно делать им добро. Чтобы уважать их, нужно их избегать».
Моисей Сафир
«Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям».
Жан Жак Руссо
Вопросы:
– Как вы думаете, о чем данные высказывания?
– Чему учат изречения этих великих людей?
– Как вы считаете, актуальны ли эти мысли и сегодня?
III. Актуализация опорных знаний
(Организуется беседа по вопросам.)
Вопросы:
1. Дайте определение понятию «личность».
2. Личностью рождаются или становятся?
3. Почему человек становится личностью только в социальной среде?
IV. Изучение нового материала
Учитель. В современном мире люди не могут жить в одиночестве, поэтому они постоянно находятся в контакте между собой.
Как называются такие отношения?
Запишите тему сегодняшнего нашего урока «Межличностные отношения».
Задание: составить кластер с ассоциациями по теме «Межличностные отношения».
Межличностные отношения |
Коллектив |
Симпатия |
Теплые |
Контакт |
Терпимость |
Поведение |
Коммуникация |
Взаимопонимание |
– Какие отношения называются межличностными?
– Что лежит в основе межличностных отношений?
Запись в тетради. Межличностные отношения – это отношения в малой группе, возникающие между хорошо знакомыми людьми в процессе их постоянного общения.
Задание. Прочитать в учебнике материал на стр. 50, выделить и назвать особенности межличностных отношений. (По ходу ответов учащихся составляется схема.)
Межличностные отношения
Чувства, сближающие людей Чувства, разделяющие людей
Задание. Работая в паре, запишите в столбик чувства, которые способствуют сближению людей; в другой столбик — чувства разъединяющие людей.
Задание. Рассмотрите иллюстрации в учебнике, подумайте, как бы вы назвали данные отношения (в случае затруднения учитель может задавать наводящие вопросы).
Учащиеся должны назвать следующие отношения и дать им характеристику:
– личные;
– деловые;
– приятельские;
– семейные;
– товарищеские.
Учитель. А теперь я вам предлагаю обыграть следующие ситуации в паре:
– поздоровайтесь с незнакомым человеком;
– если вам стыдно, признайте вину;
– похвалите человека за хороший поступок;
– заговорите первым при встрече с человеком, которого недолюбливаете;
– Было сложно? Почему?
Учитель. Известно золотое правило нравственности: «Относись к другим людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе».
Как вы понимаете это правило? Оно справедливо?
Мы с вами узнали, что в межличностных отношениях присутствуют чувства, эмоции. Чувства, которые у человека проявляются в межличностных отношениях могут быть самыми разнообразными. Их тысячи. Однако все чувства можно разделить на две категории: положительные и отрицательные.
Человек в своих взаимоотношениях руководствуется, прежде всего тем, что с одними людьми он хочет и ему интересно общаться, с другими – наоборот. Очень часто можно услышать фразы «этот человек мне симпатичен» или «с этим человеком я не хочу общаться». В данном случае присутствует симпатия или антипатия. Разберёмся с этими понятиями.
(Запись в тетради):
Симпатия – внутреннее расположение, привлекательность к кому-либо или чему-либо.
Антипатия – чувство неприязни, нерасположения или отвращения, эмоциональное отношение неприятия кого-либо или чего-либо.
Задание. Нарисуйте словесный портрет человека, который вам симпатичен и того, который вызывает антипатию (на выбор). По завершению ответы заслушиваются.
V. Закрепление материала
Учитель. Согласны ли вы с тем, что людей без недостатков не бывает и даже у самого плохого человека можно найти положительные стороны?
Задание. Составьте памятку, что допустимо, а что нет в личном общении (никогда/иногда/всегда).
Учитель. А сейчас давайте попробуем разобраться в некоторых проблемных ситуациях.
1. Два хороших друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.
– Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы?
2. Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц – Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: «Ты что толкаешься? Вот неловкая растяпа этакая!» Вслед за Ирой Петя громко сказал: «Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги». Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: «Ребята, ну что же вы на неё набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!» И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.
– Кто из детей повёл себя правильно, и почему вы так считаете?
– Как бы вы поступили?
VI. Рефлексия
Учитель. Наш урок подходит к концу.
– Вам понравился урок?
– Чему научил нас этот урок?
– Какие полезные, нужные знания вы извлекли из этого урока?
VII. Подведение итогов урока
Учитель. На уроках мы убедились, что не так-то просто строить межличностные отношения. Стоит прислушаться к заповедям древних: «Тому, кто хочет получить удовольствие от общения, необходимо доверие к тому, с кем общаешься; вера в то, сто он хороший человек, расположен к тебе и готов общаться; уважение к тому, с кем общаешься; признание того, что он равен тебе и с ним надо общаться бережно и вежливо».
«Торопитесь делать добро» – пусть это станет девизом для каждого из вас.
VIII. Домашнее задание
Прочитать параграф 6. Ответить на вопросы.
По желанию составить кроссворд по теме урока.