Межличностные отношения

№ 111

(Урок обществознания в VI классе)

Надежда ФОМИНА,

учитель истории и обществознания Черемшанской кадетской школы-интерната им. Героя Советского Союза И.Н.Конева

Цель: дать представление о межличностных отношениях.

Задачи:

образовательные: познакомить с понятием «межличностные отношения», их особенностями и видами, раскрыть значимость каждого вида отношений;

развивающие: развивать умения работать с текстом, умения и навыки логического  мышления;

воспитательные: воспитывать культуру отношений, уважение к чувствам другого человека.

Формируемые УУД:

предметные:

– характеризовать и анализировать  межличностные отношения;

– определять виды межличностных отношений на конкретных примерах;

метапредметные:

– развивать умение работать в паре;

– формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

личностные:

– формирование познавательного интереса к предмету;

– формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Тип уроков: урок изучения нового  материала.

Ход урока

I. Oрганизационный момент

II. Мотивация и целеполагание

(Учащимся предлагаются высказывания.)

«Опыт научил меня, что если люди делают что-то против тебя, в конечном счете это пойдет тебе на пользу».

 Индира  Ганди

«Чтобы узнать людей, нужно иметь с ними дело. Чтобы любить их, нужно делать им добро.  Чтобы уважать их, нужно их избегать».

Моисей Сафир

«Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям».

Жан Жак Руссо

Вопросы:

– Как вы думаете, о чем данные высказывания?

– Чему учат изречения этих великих людей?

– Как вы считаете, актуальны ли эти мысли и сегодня?

III. Актуализация опорных знаний

(Организуется беседа по вопросам.)

Вопросы:

1. Дайте определение понятию «личность».

2. Личностью рождаются или становятся?

3. Почему человек становится личностью только в социальной среде?

IV. Изучение нового материала

Учитель. В современном мире люди не могут жить в одиночестве, поэтому они  постоянно находятся в контакте между собой.

Как называются такие отношения?

Запишите тему сегодняшнего нашего урока «Межличностные отношения».

Задание: составить кластер с ассоциациями по теме «Межличностные отношения».

 

Межличностные отношения

     Коллектив

     Симпатия

    Теплые

Контакт

Терпимость

   Поведение

Коммуникация

Взаимопонимание

 

– Какие отношения называются межличностными?

– Что лежит в основе межличностных отношений?

Запись в тетради. Межличностные отношения – это отношения в малой группе,  возникающие между хорошо знакомыми людьми в процессе их постоянного общения.

Задание. Прочитать в учебнике материал на стр. 50, выделить и назвать особенности межличностных отношений. (По ходу ответов учащихся составляется схема.)

Межличностные отношения

 

 

Чувства, сближающие людей                      Чувства, разделяющие людей

 

Задание. Работая в паре, запишите в столбик чувства, которые способствуют сближению людей; в другой столбик — чувства разъединяющие людей.

Задание. Рассмотрите иллюстрации в учебнике, подумайте, как бы вы назвали данные отношения (в случае затруднения учитель может задавать наводящие вопросы).

Учащиеся должны назвать следующие отношения и дать им характеристику:

– личные;

– деловые;

– приятельские;

– семейные;

– товарищеские.

Учитель. А теперь я вам предлагаю обыграть следующие ситуации в паре:

– поздоровайтесь с незнакомым человеком;

– если вам стыдно, признайте вину;

– похвалите человека за хороший поступок;

– заговорите первым при встрече с человеком, которого недолюбливаете;

– Было сложно? Почему?

Учитель. Известно золотое правило нравственности: «Относись к другим людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе».

Как вы понимаете это правило? Оно справедливо?

Мы с вами узнали, что в межличностных отношениях присутствуют чувства, эмоции. Чувства, которые у человека проявляются в межличностных отношениях могут быть самыми разнообразными. Их тысячи. Однако все чувства можно разделить на две категории: положительные и отрицательные.

Человек в своих взаимоотношениях руководствуется, прежде всего тем, что с одними людьми он хочет и ему интересно общаться, с другими – наоборот. Очень часто можно услышать фразы «этот человек мне симпатичен» или «с этим человеком я не хочу общаться». В данном случае присутствует симпатия или антипатия. Разберёмся с этими понятиями.

(Запись в тетради):

Симпатия – внутреннее расположение, привлекательность к кому-либо или чему-либо.

Антипатия – чувство неприязни, нерасположения или отвращения, эмоциональное отношение неприятия кого-либо или чего-либо.

Задание. Нарисуйте словесный портрет человека, который вам симпатичен и того, который вызывает антипатию (на выбор). По завершению ответы заслушиваются.

V. Закрепление материала

Учитель. Согласны ли вы с тем, что людей без недостатков не бывает и даже у самого плохого человека можно найти положительные стороны?

Задание. Составьте памятку, что допустимо, а что нет в личном общении (никогда/иногда/всегда).  

Учитель. А сейчас давайте попробуем разобраться в некоторых проблемных ситуациях.

1. Два хороших друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.

– Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы?

2. Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц – Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: «Ты что толкаешься? Вот неловкая растяпа этакая!» Вслед за Ирой Петя громко сказал: «Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги». Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: «Ребята, ну что же вы на неё набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!» И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.

– Кто из детей повёл себя правильно, и почему вы так считаете?

– Как бы вы поступили?

VI. Рефлексия

Учитель. Наш урок подходит к концу.

– Вам понравился урок?

– Чему научил нас этот урок?

– Какие полезные, нужные знания вы извлекли из этого урока?

VII. Подведение итогов урока

Учитель. На уроках мы убедились, что не так-то просто строить межличностные отношения. Стоит прислушаться к заповедям древних: «Тому, кто хочет получить удовольствие от общения, необходимо доверие к тому, с кем общаешься; вера в то, сто он хороший человек, расположен к тебе и готов общаться; уважение к тому, с кем общаешься; признание того, что он равен тебе и с ним надо общаться бережно и вежливо».

«Торопитесь делать добро» – пусть это станет  девизом для каждого из вас.

VIII. Домашнее задание

Прочитать параграф 6. Ответить на вопросы.

По желанию составить кроссворд по теме урока.