«Междометные фразеологизмы»
№ 127
(Разработка интегрированного урока русского языка и литературы в 7-м классе)
Юлия ШИШКИНА,
учитель русского языка и литературы АНОО «Международная школа Казани»
Цель: углубление и расширение представлений учащихся о взаимосвязи разделов языкознания, о русском языке и литературе как филологических дисциплинах.
Задачи:
- Познакомить учащихся с междометными фразеологизмами как единицами языка.
- Развивать умение находить междометные фразеологизмы в тексте на материале рассказов А.П. Чехова.
- Воспитывать «понимающего» читателя, способного проникать в художественное пространство рассказов А.П. Чехова.
- Научить отличать по характерным особенностям междометные фразеологизмы от других лексико-грамматических типов фразеологизмов.
Оборудование: тексты рассказов, схема (приведена в разработке).
Форма проведения: интегрированный урок русского языка и литературы
Предварительная подготовка: учащимся заранее дано задание прочитать рассказы А.П. Чехова «Ванька», «Мальчики», «Палата №6», «Тоска», «Хирургия», акцентируя внимание на речи героев, выделяя карандашом реплики; индивидуальное задание – подготовить рассказ о жизни и творчестве А.П. Чехова.
Ход урока
- Организационный момент.
- Объяснение новой темы.
Слово учителя: Наверное, вам не раз приходилось слышать выражения типа Боже сохрани, ради Бога, слава тебе, Господи или же выражения чёрт тебя подрал, какого дьявола, что за чёрт. Задумывались ли вы о значениях данных выражений?
— В прямом ли значении здесь употреблены слова?
— Можно ли назвать эти фразы устойчивыми?
— Как мы назовём такие выражения? (фразеологизмы).
— Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, обладающие цельным значением. Мы знаем, что фразеологизмы делают нашу речь живой, интересной для собеседника. Вместо того чтобы сказать: «Сегодня он работал плохо», мы, воспользовавшись фразеологизмом, скажем: «Сегодня он работал спустя рукава». Вместо «Он больше не будет выступать на сцене, так как не хочет» мы, с помощью фразеологизма, можем сказать об этом эмоциональнее «Такой талант в землю зарыл!».
— Сегодня на уроке мы с вами будем работать над умением находить фразеологизмы в рассказах А.П. Чехова. Но эти фразеологизмы будут не совсем обычны для вас.
— Ребята, посмотрите на доску. На ней указана тема урока (Междометные фразеологизмы). Какое слово вам не совсем понятно? (междометное)
— Какая это часть речи?
— От какого существительного образовано данное слово и каким способом (существительное междометие, суффиксальный). Запишем в тетрадь тему урока, а также сделаем морфемный разбор прилагательного междометное.
— Для того чтобы понять смысл словосочетания междометный фразеологизм, давайте вспомним, что же такое междометие.
— Собрав воедино все сведения, выведем значение термина междометные фразеологизмы.
— Междометные фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, служащие для выражения эмоций (радости, удивления, возмущения, раздражения, злости, боли, отвращения, недоумения и др.), ощущений, душевных состояний и других реакций, не называя их.
— Запишем данный термин в словарик (попутно вспоминается, для какого стиля характерно использование терминов).
На доске – схема:
Междометные фразеологизмы
обслуживают
сферу эмоций сферу этикета
положительные отрицательные
— Перенесём схему в тетрадь.
- Закрепление темы.
Словарный диктант (работа у доски и в тетрадях).
Добро пожаловать, приехал в гости, увы и ах, с ума сойти, купи тетрадь, в добрый путь, приятного аппетита, счастливо оставаться.
— Среди данных словосочетаний найдите междометные фразеологизмы, пользуясь определением и схемой, и подчеркните их.
— Домашним заданием вам было прочитать несколько рассказов А.П. Чехова, русского классика, обращая внимание на речь его героев. Перед тем, как приступить к работе над текстами произведений, давайте вспомним о жизни и творчестве классика.
Индивидуальное задание – рассказ о жизни и творчестве А.П. Чехова.
— Сегодня работа на уроке будет заключаться в следующем: мы будем дополнять схему, которую я вынесла на доску, а вы записали в тетрадь. Дома вы отмечали карандашом реплики героев А.П. Чехова. Давайте откроем рассказ «Тоска» и найдём в репликах героев междометный фразеологизм и определим его место в схеме.
«И Иона оборачивается, чтобы рассказать, как умер его сын, но тут горбач легко вздыхает и заявляет, что, слава Богу, они, наконец, приехали…» – выражение успокоения, достигнуто то, что планировалось (обслуживает сферу положительных эмоций).
По такой же схеме анализируются междометные фразеологизмы в рассказах:
«Палата №6»:
«Убирайтесь к чёрту! — крикнул он [Андрей Ефимыч] плачущим голосом, выбегая в сени — К черту!» — выражение гнева и отчаяния (обслуживает сферу отрицательных эмоций).
«- Поезжайте одни, прошу вас!
— Чёрта с два! — протестовал Михаил Аверьяныч. Это изумительный город!» – выражает резкий протест, несогласие (обслуживает сферу отрицательных эмоций).
«Мальчики»:
«Очень приятно, милости просим! — сказал радостно отец. — Извините, я по-домашнему, без сюртука… Пожалуйте! Наталья, помоги господину Черепицыну раздеться! Господи боже мой, да прогоните же эту собаку!» (обслуживает сферу этикета).
«Ванька»:
«Бог в помощь, ребят! — сказал Аляхин. — Подскажите на досуге, где мне найти Ваньку Жукова, отданного три месяца назад в ученье сапожнику?» (обслуживает сферу этикета).
«Тоска»:
«Тьфу, чтоб тебя черти! — возмущается горбач, — поедешь ты, старая холера, или нет? Разве так ездят? Хлобысни-ка её кнутом! Но, чёрт!…» (обслуживает сферу отрицательных эмоций).
«Хирургия»:
«Тьфу ты, чёрт… — выговаривает дьячок. — Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!» (обслуживает сферу отрицательных эмоций).
«Гриша»:
«Моё вам почтение!— слышит вдруг Гриша над самым ухом чей-то громкий, густой голос и видит высокого человека со светлыми пуговицами» (обслуживает сферу этикета).
После проделанной работы учащиеся делают вывод: в рассказах А.П. Чехова наиболее обширно представлена группа междометных фразеологизмов, выражающих различные эмоции и эмоциональные оценки. Частотно употребление междометных фразеологизмов, выражающих несогласие, отрицание, неуверенность, пренебрежение. Таким образом, герой А.П. Чехова – это не просто «маленький» человек, а «мелкий», который утратил свойственные ему гуманные качества.
- Подведение итогов урока.
— Что нового сегодня узнали на уроке?
— Что означает термин «междометный фразеологизм»?
— На какие группы можно разделить междометные фразеологизмы?
V. Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение «Роль междометных фразеологизмов в характеристике героев рассказов А.П. Чехова».