Методы и средства развития ловкости и гибкости у детей дошкольного возраста с ОВЗ  

Методы и средства развития ловкости и гибкости у детей дошкольного возраста с ОВЗ

 

Юлия СЕРГИВАНОВА,

учитель начальных классов

средней школы №55»

г. Казани

Аннотация. В статье рассматриваются методы и средства развития ловкости и гибкости у детей дошкольного возраста с ОВЗ. Анализируются принципы воспитания и обучения детей с ОВЗ и основные положения методического обеспечения лечебно-коррекционной работы, направленной на двигательное развитие детей с ОВЗ.

Ключевые слова: воспитание, обучение, ОВЗ, лечебно-коррекционная работа, индивидуально-групповой метод, социализация, игровой метод, музыкально-ритмическая терапия, метод цветовой терапии.

 

 

В процессах научения детей основным движениям следует целенаправленно влиять на формирование таких физических качеств, как сила, быстрота, ловкость, гибкость и др. Успешность в освоении важными для жизни умениями и навыками обусловлена от степени развитости физических качеств. Чувственная, психическая и эмоциональная область формируются в ходе воспитания перечисленных выше физических качеств. Именно поэтому настолько важно физическое воспитание малыша. Физическое воспитание считают первой ступенькой в обучении в целом.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие принципы воспитания и обучения детей с ОВЗ:

– единство диагностики и коррекции отклонений в развитии;

– учет генетического хода развития нормально развивающихся детей;

– учет сенситивных периодов в развитии;

– учет актуального уровня и потенциального уровня, т.е. зоны ближайшего развития ребёнка;

– развивающий характер обучения.

Методическое обеспечение лечебно-коррекционной работы, направленной на двигательное развитие детей с ОВЗ основывается на следующих принципиальных положениях:

  1. На начальных этапах коррекционной работы с маленькими детьми (ранний и младший дошкольный возраст), а также в случае тяжелой степени двигательных нарушений наиболее эффективен индивидуальный метод взаимодействия с ребенком, поскольку ребенок беспомощен и максимально зависит от окружающих его взрослых.
  2. На последующих этапах используется индивидуально–групповой метод занятий (наполняемость группы 3–6 человек). Это даёт возможность педагогу уделять достаточное внимание каждому ребенку, но при этом не игнорировать и групповые двигательные взаимоотношения. Для использования этого метода целесообразно применение метода «однородной группы», когда детей объединяют в относительно сходные подгруппы по нозологии, степени нарушений психомоторики, сопутствующих нарушений развития, возрасту и т.д.
  3. Дальнейшая социализация ребёнка вызывает необходимость усиления группового метода при организации коррекционно–воспитательного процесса. Однако и здесь индивидуальный подход к ребёнку сохраняет свое значение, а поэтому целесообразно говорить о коллективно-индивидуальном методе работы с детьми, число которых находится в пределах 7–12 человек.

Положительными моментами группового метода являются формирование двигательных и других взаимоотношений между каждым конкретным ребенком и окружающими его детьми без этого невозможно дальнейшее достижение эффекта социальной адаптации среди сверстников и окружающих сограждан, значительно больше возможностей в плане воспитания необходимых личностных качеств, возможностей использования подражательных реакций, соревнования и др.

  1. На занятиях с детьми раннего и дошкольного возраста основным является игровой метод, посредством которого реализуется основополагающий принцип коррекционной работы, как «коррекция движением через игру». Занятие строится в виде одной большой тематической игры, состоящей из взаимосвязанных (или обособленных) игровых ситуаций, игр–заданий, упражнений-игр, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению поставленных педагогом коррекционных задач.
  2. Важное значение для детей раннего и дошкольного возраста имеет метод повторно–кольцевого построения занятий, сущность которого состоит в том, что предлагаемые в каждом занятии коррекционные упражнения (двигательные режимы) должны постепенно, по частям воспроизводить последовательность этапов двигательного развития здорового ребенка первого года жизни: от поз лежа на спине к пересаживанию, вставанию на четвереньки и т.д.
  3. Также крайне важен для аномальных детей метод предметно-практического взаимодействия детей в процессе занятий. Положительными моментами его являются конкретность, познание свойств материалов, развитие «орудийной логики» (ознакомление с назначением предметов, способов их действия), определенная конечная результативность предметного действия и др.
  4. Кроме перечисленных выше основных методов, необходимо иметь в виду также новые перспективные специфические методы работы с данным контингентом детей:– метод музыкально-ритмической терапии, использование соответствующих возрасту звуковых и музыкальных режимов; – метод цветовой терапии (использование оборудования и инвентаря в соответствующих цветовых гаммах, наиболее приемлемых в плане особенностей зрительного восприятия детей раннего возраста); – метод аналогий с животным и растительным миром (известные образы животных, типичные позы, двигательные повадки); – коррекции двигательных нарушений в водной среде.

На развитие физических качеств дошкольника с ОВЗ оказывают влияние различные средства (виды физических упражнений) физического воспитания. По мнению Степаненковой Э. Я., эффективным средством развития ловкости и гибкости являются упражнения, направленные на развитие способности быстро выполнять движения. Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения не были продолжительными, однообразными. Желательно их повторить в разных условиях, с разной интенсивностью, с усложнениями, или наоборот со снижением требований.

Большое место в развитие ловкости и гибкости занимают такие игры, как «Старая лапта», «Летучий мяч», «Запрещённое движение», «Тень», «Фокины дети», «Зеркало», отношения к «Школе мяча».

Для оптимального развития гибкости и ловкости у детей дошкольного возраста с ОВЗ используются упражнения, способствующие растягиванию мышц и связок опорно–двигательного аппарата. Они выполняются с широкой амплитудой и наибольшего эффекта достигают при систематическом их применении в комплексах утренней гимнастики (наклоны и выпрямление туловища, полуприседания и др.) движения (верхними и Нижними конечностями из разных исходных положений).

При выполнении этих упражнений дошкольникам с ОВЗ желательно давать определённую целевую установку: коснуться мячом, палочками флажков, пальцами рук пола, не сгибая ног в коленях, выполнить мах ногой с касанием носком ладони руки и др. Упражнения на гибкость и ловкость, выполняемые с конкретной целевой установкой повышают активность и сознательность дошкольников всех возрастных групп, стимулируют их большему проявлению своих двигательных способностей.

Помимо общеразвивающих упражнений совершенствованию гибкости и ловкости в определённой степени способствуют прыжки, метание, лазанье, а также разнообразные танцевальные движения с музыкальным сопровождением. Однако необходимо учитывать, что подвижность в суставах увеличивается при повышенной температуре мышц в результате работы (увеличение температуры мышц приводит к повышению их эластичности). Перед выполнением упражнений для развития гибкости и ловкости необходимо разогреться. Поэтому указанным упражнениям должны предшествовать движения, способствующие разогреванию основных мышечных групп туловища и конечностей.