Методы и средства развития ловкости и гибкости у детей дошкольного возраста с ОВЗ
Методы и средства развития ловкости и гибкости у детей дошкольного возраста с ОВЗ
Юлия СЕРГИВАНОВА,
учитель начальных классов
средней школы №55»
г. Казани
Аннотация. В статье рассматриваются методы и средства развития ловкости и гибкости у детей дошкольного возраста с ОВЗ. Анализируются принципы воспитания и обучения детей с ОВЗ и основные положения методического обеспечения лечебно-коррекционной работы, направленной на двигательное развитие детей с ОВЗ.
Ключевые слова: воспитание, обучение, ОВЗ, лечебно-коррекционная работа, индивидуально-групповой метод, социализация, игровой метод, музыкально-ритмическая терапия, метод цветовой терапии.
В процессах научения детей основным движениям следует целенаправленно влиять на формирование таких физических качеств, как сила, быстрота, ловкость, гибкость и др. Успешность в освоении важными для жизни умениями и навыками обусловлена от степени развитости физических качеств. Чувственная, психическая и эмоциональная область формируются в ходе воспитания перечисленных выше физических качеств. Именно поэтому настолько важно физическое воспитание малыша. Физическое воспитание считают первой ступенькой в обучении в целом.
Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие принципы воспитания и обучения детей с ОВЗ:
– единство диагностики и коррекции отклонений в развитии;
– учет генетического хода развития нормально развивающихся детей;
– учет сенситивных периодов в развитии;
– учет актуального уровня и потенциального уровня, т.е. зоны ближайшего развития ребёнка;
– развивающий характер обучения.
Методическое обеспечение лечебно-коррекционной работы, направленной на двигательное развитие детей с ОВЗ основывается на следующих принципиальных положениях:
- На начальных этапах коррекционной работы с маленькими детьми (ранний и младший дошкольный возраст), а также в случае тяжелой степени двигательных нарушений наиболее эффективен индивидуальный метод взаимодействия с ребенком, поскольку ребенок беспомощен и максимально зависит от окружающих его взрослых.
- На последующих этапах используется индивидуально–групповой метод занятий (наполняемость группы 3–6 человек). Это даёт возможность педагогу уделять достаточное внимание каждому ребенку, но при этом не игнорировать и групповые двигательные взаимоотношения. Для использования этого метода целесообразно применение метода «однородной группы», когда детей объединяют в относительно сходные подгруппы по нозологии, степени нарушений психомоторики, сопутствующих нарушений развития, возрасту и т.д.
- Дальнейшая социализация ребёнка вызывает необходимость усиления группового метода при организации коррекционно–воспитательного процесса. Однако и здесь индивидуальный подход к ребёнку сохраняет свое значение, а поэтому целесообразно говорить о коллективно-индивидуальном методе работы с детьми, число которых находится в пределах 7–12 человек.
Положительными моментами группового метода являются формирование двигательных и других взаимоотношений между каждым конкретным ребенком и окружающими его детьми без этого невозможно дальнейшее достижение эффекта социальной адаптации среди сверстников и окружающих сограждан, значительно больше возможностей в плане воспитания необходимых личностных качеств, возможностей использования подражательных реакций, соревнования и др.
- На занятиях с детьми раннего и дошкольного возраста основным является игровой метод, посредством которого реализуется основополагающий принцип коррекционной работы, как «коррекция движением через игру». Занятие строится в виде одной большой тематической игры, состоящей из взаимосвязанных (или обособленных) игровых ситуаций, игр–заданий, упражнений-игр, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению поставленных педагогом коррекционных задач.
- Важное значение для детей раннего и дошкольного возраста имеет метод повторно–кольцевого построения занятий, сущность которого состоит в том, что предлагаемые в каждом занятии коррекционные упражнения (двигательные режимы) должны постепенно, по частям воспроизводить последовательность этапов двигательного развития здорового ребенка первого года жизни: от поз лежа на спине к пересаживанию, вставанию на четвереньки и т.д.
- Также крайне важен для аномальных детей метод предметно-практического взаимодействия детей в процессе занятий. Положительными моментами его являются конкретность, познание свойств материалов, развитие «орудийной логики» (ознакомление с назначением предметов, способов их действия), определенная конечная результативность предметного действия и др.
- Кроме перечисленных выше основных методов, необходимо иметь в виду также новые перспективные специфические методы работы с данным контингентом детей:– метод музыкально-ритмической терапии, использование соответствующих возрасту звуковых и музыкальных режимов; – метод цветовой терапии (использование оборудования и инвентаря в соответствующих цветовых гаммах, наиболее приемлемых в плане особенностей зрительного восприятия детей раннего возраста); – метод аналогий с животным и растительным миром (известные образы животных, типичные позы, двигательные повадки); – коррекции двигательных нарушений в водной среде.
На развитие физических качеств дошкольника с ОВЗ оказывают влияние различные средства (виды физических упражнений) физического воспитания. По мнению Степаненковой Э. Я., эффективным средством развития ловкости и гибкости являются упражнения, направленные на развитие способности быстро выполнять движения. Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения не были продолжительными, однообразными. Желательно их повторить в разных условиях, с разной интенсивностью, с усложнениями, или наоборот со снижением требований.
Большое место в развитие ловкости и гибкости занимают такие игры, как «Старая лапта», «Летучий мяч», «Запрещённое движение», «Тень», «Фокины дети», «Зеркало», отношения к «Школе мяча».
Для оптимального развития гибкости и ловкости у детей дошкольного возраста с ОВЗ используются упражнения, способствующие растягиванию мышц и связок опорно–двигательного аппарата. Они выполняются с широкой амплитудой и наибольшего эффекта достигают при систематическом их применении в комплексах утренней гимнастики (наклоны и выпрямление туловища, полуприседания и др.) движения (верхними и Нижними конечностями из разных исходных положений).
При выполнении этих упражнений дошкольникам с ОВЗ желательно давать определённую целевую установку: коснуться мячом, палочками флажков, пальцами рук пола, не сгибая ног в коленях, выполнить мах ногой с касанием носком ладони руки и др. Упражнения на гибкость и ловкость, выполняемые с конкретной целевой установкой повышают активность и сознательность дошкольников всех возрастных групп, стимулируют их большему проявлению своих двигательных способностей.
Помимо общеразвивающих упражнений совершенствованию гибкости и ловкости в определённой степени способствуют прыжки, метание, лазанье, а также разнообразные танцевальные движения с музыкальным сопровождением. Однако необходимо учитывать, что подвижность в суставах увеличивается при повышенной температуре мышц в результате работы (увеличение температуры мышц приводит к повышению их эластичности). Перед выполнением упражнений для развития гибкости и ловкости необходимо разогреться. Поэтому указанным упражнениям должны предшествовать движения, способствующие разогреванию основных мышечных групп туловища и конечностей.