Методика обучения кувырку вперёд

Ирина КОРНЕЕВА,

учитель физической культуры лицея №146 «Ресурс» г. Казани

Задачи Средства
I. Создать представление
1. Определить готовность ученика к освоению упражнения Определение готовности ученика к освоению упражнения с помощью тестов:

1) тест для определения силовых способностей;

– сгибание-разгибание рук в положении упор лёжа на гимнастической скамье высотой 30 см;

2) тест для измерения гибкости позвоночного столба;

– наклон туловища вперёд в положении стоя;

3) тест для оценки координационных способностей;

– челночный бег;

2. Повторение упражнений, похожих на изучаемое упражнение  Выполнение следующих упражнений:

1)                И.п.-о.с.

1-наклон вперёд, руки вперёд;

2-упор присев;

3- наклон вперёд, руки вперёд;

4-и.п.

2)  И.п.-основная стойка.

1-упор присев;

2-упор лёжа;

3- упор присев;

4-и.п.

3) И.п.-упор сзади сидя

1-сед согнув ноги с упором сзади;

2-группировка сидя;

3- сед согнув ноги с упором сзади;

4-и.п.

группировка в приседе

4) И.п.-лёжа на спине, руки вверх

1-лёжа на спине, согнув ноги, руки вверх;

2-группировка на спине;

3- лёжа на спине, согнув ноги, руки вверх;

4-и.п.

3. Развивать физические качества, необходимые для выполнения данного упражнения. 3.1. Развивать силу рук средствами следующих упражнений:

1) Отжимания от гимнастической скамьи.

– начинать упражнение из статического положения руки разогнуты, плечи над кистями, ноги вместе разогнуты, тело прямое; сгибание рук осуществляется до касания грудью скамьи, разгибание рук осуществляется при сохранении статического положения туловища, без сгибания-разгибания и волновых движений; (подсчитывается количество повторений)

2) Упор присев-упор лёжа:

– упражнение выполняется в положении упор присев; перебирая руками перейти в положение упор лёжа и обратно;

3.2. Развитие гибкости позвоночного столба:

1) И.п.-о.с.

1-правую назад книзу, руки дугами вверх

2- о.с.

3- левую назад книзу, руки дугами вверх

4-о.с.

5, 6, 7-пружинящие наклоны туловища вперёд, руки вперёд

8-и.п.

2) И.п.-ноги врозь, руки на пояс

1-наклон вправо, правая рука в сторону

2-наклон влево, правая рука вверх внутрь

3-наклон вправо, правая рука в сторону

4- и.п.

5- наклон влево, левая рука в сторону

6- наклон вправо, левая рука вверх внутрь

7- наклон  влево, левая рука в сторону

8- и.п.

3.3. Развитие координационных способностей:

1) И.п.-основная стойка.

1-наклон вперёд, руки вперёд

2-упор присев;

3-упор присев на левой, правая назад на носок

4-упор лёжа;

5- упор присев на левой, правая назад на носок

6-упор присев;

7- наклон вперёд, руки вперёд

8-и.п.

2) И.п.-присед, руки вперёд;

1- левая назад на носок, руки вверх;

2-и.п.

3- правая назад на носок, руки вверх

4-и.п.

3) И.п.-о.с

1-правую в сторону к низу, руки в стороны

2-выпад вправо, руки вниз с крестно

3-правую в сторону к низу, руки в стороны

4-и.п.

5-левую в сторону к низу, руки в стороны

6- выпад влево, руки вниз с крестно

7- левую в сторону книзу, руки в стороны

8-и.п.

4) И.п.-о.с.

1-левую в сторону на носок

2- левую руку вперёд

3- правую руку вправо

4-о.с

5-правую в сторону на носок

6-правую руку вперёд

7-левую руку в сторону

8-и.п.

5) И.п.-о.с.

1-руки в стороны

2-стойка ноги врозь прыжком

3- о.с. прыжком

4- о.с.

6) И.п.-о.с.

1-правой рукой гладить живот по часовой стрелке. Левой рукой похлопывать себя по голове.

2-левой рукой гладить живот по часовой стрелке. Правой рукой похлопывать себя по голове.

4. Создать образ о выполняемом упражнении. Прежде чем начать обучение кувырку вперед, надо провести полушутливую беседу, в ходе которой учитель выясняет, кто из учащихся читал сказку «Колобок». После этого у ребят на лицах улыбки, и всем понятно, что колобок круглый, а не какой-то другой.                                                                                                                                     Показ упражнения, делая акцент на основных моментах.                                                                                     1) при опоре на руки полностью разгибать ноги в коленях                                                                                                                                                                                                 2) подавая плечи вперёд, прижать подбородок к груди                                                                                              3) отталкиваясь ногами, сгруппироваться, захватив руками середину голеней
II. Углубленное изучение
1. Способ целостного обучения. Обучить упражнению в облегчённом варианте.

1) выполнение кувырка вперёд по наклонной плоскости;

2) обучение кувырку вперёд в положение «сед»;

3) выполнение кувырка вперёд с помощью учителя;

2. Способ обучения по частям.  
  2.1. Обучение постановке головы на затылок.

1) и.п.-стойка ноги врозь лицом к мату

— наклониться вперёд, поставить руки на мат, подавая плечи вперёд, а голову к коленям, задержаться в этом положении;

2) и.п.-стойка ноги врозь

— наклониться вперёд, поставить руки на мат, подавая плечи вперёд, а голову к коленям, приподняться на носках, задержаться в этом положении;

3) и.п.-упор присев ноги врозь, выпрямить ноги, руки согнуть, провести между ними голову, коснуться затылком пола, выполнить несколько раз

4) и.п.-упор присев ноги врозь, выпрямить ноги, руки согнуть, провести между ними голову, прижимая подбородок к груди, коснуться затылком пола, оттолкнуться ногами, затем руками, плотно группируясь на спине, перейти в положение сидя;

2.2. Обучение перекату.

1) в положении группировка на спине перекаты вперёд-назад, не останавливаясь, несколько раз

2) из положения, сидя в группировке перекат вперёд-назад, вернуться в исходное положение

3) из упора присев, оттолкнувшись руками, перекат назад, вернуться в исходное положение

2.3. Обучение постановке рук у затылочной части головы

1) из упора присев спиной к мату, оттолкнувшись руками, перекатиться до касания мата плечами

2) из упора присев, оттолкнувшись руками, перекатиться до касания мата плечами и установить ладони около головы, направляя пальцы к плечам

2.4. Обучение толчку ногами.

1) кувырок вперёд из исходного положения ноги врозь;

2) кувырок вперёд из положения упор присев;

3) кувырок вперёд через препятствие;

 

III. Совершенствование
  1. Совершенствование упражнения при выполнении кувырка вперёд через препятствие:

1) выполнение кувырка вперёд через гимнастический коврик;

2) выполнение кувырка вперёд через гимнастическую палку;

 

2. Совершенствование упражнения при выполнении на оценку:

1) выступление на школьных соревнованиях;

2) выполнение на уроке на оценку;

 

3. Совершенствование упражнения при выполнении кувырка вперёд после других упражнений:

1) выполнение кувырка вперёд в комбинации с другими акробатическими элементами;

2) выполнение кувырка вперёд в эстафетах, например, после прыжков или бега;