Методика формирования функциональной грамотности

 

Люция СЕЛЕЗНЁВА,

учитель русского языка и литературы средней школы №2 пгт. Актюбинский Азнакаевского района

Читать – это еще ничего не значит:  что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.

К.Д.Ушинский

Основной вид учебной деятельности в школе – это чтение. Но в последние пять лет мы говорим о читательской грамотности как способности достижения поставленной цели, возможности участвовать в социальной жизни, применяя полученные знания. Функциональная грамотность начинается, безусловно, с читательской культуры, где ценным умением является применение информации из текста в изменённой ситуации.

В своей практике ориентируюсь всегда на текст, и благодаря интерпретации и анализу текста обучающиеся не только выстраивают ответы, они связывают сообщение текста с собственными убеждениями и опытом. Читательская культура в соединении с поиском ответа выявлять связь между прочитанным и современной реальностью. И это становится для ученика бесценным опытом. Чтобы понять внутренний смысл текста, его отдельные сообщения необходимо связать друг с другом и истолковать. Толкование или интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Иногда для этого нужно установить скрытую связь, иногда понять подразумеваемое сообщение, осмыслить подтекст. Истолковывая текст, читатель делает явными скрытые допущения или утверждения, как всего текста, так и любой его части. Толкование опирается на целый ряд умственных действий. К примеру, для ответа на вопрос учащимся приходится иногда делать выводы из сообщения текста, различать главные и второстепенные детали, кратко формулировать основные мысли или на основе сказанного в тексте делать умозаключения о предшествующем событии.

  1. Для формирования функциональной грамотности предлагаю использовать РЭШ. Ссылка: https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events поможет найти жизненно интересные тексты.
  2. Особо интересными станут уроки в разделе «Лексика» с использованием разработанных заданий на сайте РЭШ – Российская электронная школа. Необходимо воспользоваться автономным блоком «Функциональная грамотность», формирующим метадпредметный уровень обучающихся.

Разработка урока русского языка с применением этой ссылки и организацией работы над повышением функциональной грамотности школьников отразит практическую сторону работы учителя и обучающихся над повышением читательской грамотности.

Но главное надо помнить, что изучение предмета идёт через текст, и каждый урок должен формировать функциональную грамотность, поэтому надо качественно строго относиться к выбору текста. Взыскательно подбирая текст для анализа, необходимо усвоить, что он должен воздействовать на обучающихся ч/з реализацию основных направлений воспитательной деятельности. Многогранные направления: патриотическое, гражданское, эстетическое, трудовое, экологическое воспитание, духовно- нравственная сфера, ценностное отношение к жизни и здоровью, адаптация к меняющимся условиям социальной и природной среды – все они способствуют формированию функциональной грамотности.

Используемая литература

  1. Примерная рабочая программа основного общего образования «Русский язык» для 5 – 9 классов общеобразовательных организаций. – М., 2021.
  2. РЭШ. Функциональная грамотность. 6 класс: https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events
  3. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению. – М.: РАО, 2015.