Математический квест

№ 191

(Внеурочное мероприятие-игра в 5 классе)

Роза МУЗАФАРОВА,

учитель математики многопрофильного лицея №187 г. Казани

Математический квест – это игра-путешествие по станциям, на которых команде предлагаются различные математические задания на смекалку, развитие, некоторые носят практический характер, показывают красоту, практичность и доступность предмета «Математика».

Цель: развитие творческих способностей учащихся через привлечение детей к интеллектуальным играм.

УУД:

развивающие:

– развитие организационных и коммуникационных способностей учащихся;

– развитие творческих возможностей учащихся;

– расширение кругозора и развитие логического мышления и смекалки учащихся в области математики;

– развитие познавательного интереса, интеллекта;

образовательные:

– сформировать представление о возможностях математики;

– формирование умения быстро ориентироваться в обстановке;

– формирование познавательной активности;

воспитательные:

– воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний;

– воспитание дружеских, товарищеских отношений, умения работать командой;

– воспитание самостоятельности, дисциплинированности и ответственности для успеха команды.

Участники: учащиеся 5 класса. Количество участников в команде – 6 учащихся.

Тип мероприятия: игра-путешествие по различным станциям, на которых необходимо выполнить определённое задание и получить баллы.

Порядок проведения игры: встреча участников, приветствие команд, представление правил игры, игра команд, подведение итогов.

Продолжительность игры: 60 минут.

Помощники: на каждой станции находятся консультанты – учащиеся 6 классов.

Ход мероприятия

Учитель. Здравствуйте, дорогие наши участники! Сегодня мы собрались с вами на игру «Математический квест» среди учащихся 5-го класса. Давайте мы придумаем название своей команде и друг друга поприветствуем! (Команды придумывают название своей команде и приветствуют друг друга.)

– Отлично, спасибо! Теперь давайте познакомимся с ходом игры. «Математический квест» состоит из 5 станций: «Станция Ребусы», «Станция Логические задачи», «Станция Великие математики», «Станция Кроссворды», «Станция Загадки». Каждой команде выдается свой маршрутный лист, по данному листу вы передвигаетесь и выполняете задания. По всем организационным вопросам можете обращаться к консультантам, которые будут стоять на каждой станции. По окончании игры, сдаете маршрутный лист и ждете подведения итогов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов – победитель. Если количество баллов совпадает, победителем будет являться та команда, которая первее сдала маршрутный лист. Удачи вам!

СТАНЦИЯ «РЕБУСЫ»

Ребус – это загадка, в которой слово или фраза изображены в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами и другими знаками. Разгадать ребус — означает суметь верно прочитать зашифрованное послание. На этой станции, ребята, нужно разгадать ребусы, за каждый правильно разгаданный ребус дается 1 балл.

1.

 

3.

4.

 

СТАНЦИЯ «ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ»

Можно разминать ум, решая сложные задачи, но иногда не помешают и легкие «пробежки» в виде логических задачек. Попробуйте решить 4 несложные логические задачки и написать ответы. Максимальное количество баллов – 4 балла.

  1. Три друга – Алеша, Коля и Саша – сели на скамейку в один ряд. Сколькими способами они могли это сделать?
  2. Из семи цифр. Пусть записано подряд семь цифр от 1 до 7: 1234567. Легко соединить их знаками “плюс” и “минус” так, чтобы получилось

40: 12 + 34-5 + 6-7 = 40.

Попробуйте найти другие расстановки знаков между теми же цифрами, при которых получилось бы не 40, а 55.

  1. Двое очистили 400 картофелин: один очищал три картофелины в минуту, другой – две. Второй работал на 25 минут больше первого. Сколько времени работал каждый?
  2. Используя 6 раз цифру 2, знаки арифметических операций и скобки, запишите выражение, значение которого равно 100.

СТАНЦИЯ «ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ»

Математика – царица и основа всех наук. Без математики нам не подсчитать сколько дней осталось до дня рождения, невозможно описать движение планет, полет бабочек и т.д. На этой станции мы с Вами вспомним биографию, выдающиеся работы известных математиков, которые подарили нам эту науку.

  1. ___________ родился около 570 г. до н.э. Как и большинство древних греков, о его молодости известно немногое. Как философ, его работы оказали влияние на Платона и Аристотеля, а также на Иоганна Кеплера и Исаака Ньютона. Хотя его подлинность остается дискуссионной, многие математические выводы приписываются ему. Возможно, самая известная из них — теорема __________ (названная в его честь).
  2. __________ родился примерно в 287 г. до н.э. в Сиракузах, Сицилия. Он хорошо разбирался в математике, физике и астрономии того времени. Он был эрудитом. Однако большинство его литературных произведений не сохранилось. _________ был одним из пионеров геометрии, который вывел формулы для площади круга, объема и площади поверхности сферы. Его метод определения значения числа пи оставался бесспорным и единственным известным способом вычисления окружности круга на протяжении десятилетий.
  3. _________Александрийский был греческим математиком, которого многие считают основателем геометрии. Элементы _________, сборник из 13 книг, считается одной из самых старых и влиятельных книг по математике. Хотя геометрия является фокусом в Элементах ___________, она также имеет всеобъемлющее введение в теорию элементарных чисел. Его работы по оптике также получили широкое признание. Его системный подход — начиная с аксиом и затем логически получая сложные результаты, оказал влияние на некоторые из величайших умов последующих поколений. Principia Mathematica Ньютона — прекрасный пример этого.
  4. ________ является одним из основателей классической механики, а также исчисления бесконечно малых. Его взгляды на гравитацию оставались общепринятыми до теории относительности Эйнштейна. Самый замечательный вклад ____________ в математику — исчисление (тогда называемое бесконечно малыми), которое он разработал независимо от своего современника Готфрида Вильгельма Лейбница. Это был _________, который первым объяснил причину приливных возмущений на Земле и помог проверить закономерности движения планет Кеплера. Его работы по оптике дали нам первый в мире преломляющий телескоп.

СТАНЦИЯ «СУДОКУ»

Судоку – это одна из самых популярных игр-головоломок всех времен. Цель судоку – заполнить сетку 9 на 9 цифрами так, чтобы в каждой строке, столбце и сетке 3 на 3 были все цифры от 1 до 9. Судоку – не только логическая головоломка, но и отличная игра для развития мозга. Если играть в судоку каждый день, то вскоре можно увидеть, как твоя способность сосредотачиваться и мыслительная способность увеличиваются. Перед Вами 4 судоку, решив которые Вы можете заработать 4 балла.

СТАНЦИЯ «ЗАГАДКИ»

Загадки способствуют развитию умственных способностей, логического мышления, сообразительности. Мы подготовили для Вас 4 загадки. Каждая правильно отгаданная загадка принесет в Вашу команду 1 балл.

  1. Я — тире в грамматике,

А кто я в математике?

  1. Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат,

Ведь зовут меня…

  1. Он и острый, да не нос,

И прямой, да не вопрос,

И тупой он, да не ножик, —

Что еще таким быть может?

  1. Он от солнца прилетает,

Пробивая толщу туч

И в тетрадочке бывает,

А зовется просто – …

ОТВЕТЫ

СТАНЦИЯ «РЕБУСЫ»

  1. ОКРУЖНОСТЬ 2. ДИАГРАММА 3. СТЕПЕНЬ 4. ДРОБЬ.

СТАНЦИЯ «ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ»

1.Друзья могли сесть 6 способами: 1) Алеша, Коля, Саша; 2) Алеша, Саша, Коля; 3) Коля, Алеша, Саша; 4) Коля, Саша, Алеша; 5) Саша, Алеша, Коля; 6) Саша, Коля. Алеша.

  1. 123 + 4-5-67 = 55;

1-2-3-4 + 56 + 7 = 55;

12- 3 + 45 -6 + 7 = 55, возможно, учащиеся смогут найти и другие варианты ответов.

  1. Первый работал 70 минут, второй – 95 минут.
  2. (222 — 22) : 2 = 100.

СТАНЦИЯ «ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ»

  1. Пифагор 2. Архимед 3. Евклид   4. Ньютон

СТАНЦИЯ «СУДОКУ»

  1. 1 строка: 1 3; 2 строка 3 4 1; 3 строка 1;    4 строка 3;
  2. 1 строка 1 3; 2 строка 3 4 1; 3 строка 2 1;    4 строка 4 3;
    3. 1 строка 1 4 3;   2 строка 3 4 1;   3 строка 2 1;   4 строка 4 3;
    4. 1 строка  1 3;   2 строка  3 4 1.

СТАНЦИЯ «ЗАГАДКИ»

  1. Минус 2. Квадрат 3. Угол    4. Луч