Математический квест
№ 191
(Внеурочное мероприятие-игра в 5 классе)
Роза МУЗАФАРОВА,
учитель математики многопрофильного лицея №187 г. Казани
Математический квест – это игра-путешествие по станциям, на которых команде предлагаются различные математические задания на смекалку, развитие, некоторые носят практический характер, показывают красоту, практичность и доступность предмета «Математика».
Цель: развитие творческих способностей учащихся через привлечение детей к интеллектуальным играм.
УУД:
развивающие:
– развитие организационных и коммуникационных способностей учащихся;
– развитие творческих возможностей учащихся;
– расширение кругозора и развитие логического мышления и смекалки учащихся в области математики;
– развитие познавательного интереса, интеллекта;
образовательные:
– сформировать представление о возможностях математики;
– формирование умения быстро ориентироваться в обстановке;
– формирование познавательной активности;
воспитательные:
– воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний;
– воспитание дружеских, товарищеских отношений, умения работать командой;
– воспитание самостоятельности, дисциплинированности и ответственности для успеха команды.
Участники: учащиеся 5 класса. Количество участников в команде – 6 учащихся.
Тип мероприятия: игра-путешествие по различным станциям, на которых необходимо выполнить определённое задание и получить баллы.
Порядок проведения игры: встреча участников, приветствие команд, представление правил игры, игра команд, подведение итогов.
Продолжительность игры: 60 минут.
Помощники: на каждой станции находятся консультанты – учащиеся 6 классов.
Ход мероприятия
Учитель. Здравствуйте, дорогие наши участники! Сегодня мы собрались с вами на игру «Математический квест» среди учащихся 5-го класса. Давайте мы придумаем название своей команде и друг друга поприветствуем! (Команды придумывают название своей команде и приветствуют друг друга.)
– Отлично, спасибо! Теперь давайте познакомимся с ходом игры. «Математический квест» состоит из 5 станций: «Станция Ребусы», «Станция Логические задачи», «Станция Великие математики», «Станция Кроссворды», «Станция Загадки». Каждой команде выдается свой маршрутный лист, по данному листу вы передвигаетесь и выполняете задания. По всем организационным вопросам можете обращаться к консультантам, которые будут стоять на каждой станции. По окончании игры, сдаете маршрутный лист и ждете подведения итогов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов – победитель. Если количество баллов совпадает, победителем будет являться та команда, которая первее сдала маршрутный лист. Удачи вам!
СТАНЦИЯ «РЕБУСЫ»
Ребус – это загадка, в которой слово или фраза изображены в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами и другими знаками. Разгадать ребус — означает суметь верно прочитать зашифрованное послание. На этой станции, ребята, нужно разгадать ребусы, за каждый правильно разгаданный ребус дается 1 балл.
1.
3.
4.
СТАНЦИЯ «ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ»
Можно разминать ум, решая сложные задачи, но иногда не помешают и легкие «пробежки» в виде логических задачек. Попробуйте решить 4 несложные логические задачки и написать ответы. Максимальное количество баллов – 4 балла.
- Три друга – Алеша, Коля и Саша – сели на скамейку в один ряд. Сколькими способами они могли это сделать?
- Из семи цифр. Пусть записано подряд семь цифр от 1 до 7: 1234567. Легко соединить их знаками “плюс” и “минус” так, чтобы получилось
40: 12 + 34-5 + 6-7 = 40.
Попробуйте найти другие расстановки знаков между теми же цифрами, при которых получилось бы не 40, а 55.
- Двое очистили 400 картофелин: один очищал три картофелины в минуту, другой – две. Второй работал на 25 минут больше первого. Сколько времени работал каждый?
- Используя 6 раз цифру 2, знаки арифметических операций и скобки, запишите выражение, значение которого равно 100.
СТАНЦИЯ «ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ»
Математика – царица и основа всех наук. Без математики нам не подсчитать сколько дней осталось до дня рождения, невозможно описать движение планет, полет бабочек и т.д. На этой станции мы с Вами вспомним биографию, выдающиеся работы известных математиков, которые подарили нам эту науку.
- ___________ родился около 570 г. до н.э. Как и большинство древних греков, о его молодости известно немногое. Как философ, его работы оказали влияние на Платона и Аристотеля, а также на Иоганна Кеплера и Исаака Ньютона. Хотя его подлинность остается дискуссионной, многие математические выводы приписываются ему. Возможно, самая известная из них — теорема __________ (названная в его честь).
- __________ родился примерно в 287 г. до н.э. в Сиракузах, Сицилия. Он хорошо разбирался в математике, физике и астрономии того времени. Он был эрудитом. Однако большинство его литературных произведений не сохранилось. _________ был одним из пионеров геометрии, который вывел формулы для площади круга, объема и площади поверхности сферы. Его метод определения значения числа пи оставался бесспорным и единственным известным способом вычисления окружности круга на протяжении десятилетий.
- _________Александрийский был греческим математиком, которого многие считают основателем геометрии. Элементы _________, сборник из 13 книг, считается одной из самых старых и влиятельных книг по математике. Хотя геометрия является фокусом в Элементах ___________, она также имеет всеобъемлющее введение в теорию элементарных чисел. Его работы по оптике также получили широкое признание. Его системный подход — начиная с аксиом и затем логически получая сложные результаты, оказал влияние на некоторые из величайших умов последующих поколений. Principia Mathematica Ньютона — прекрасный пример этого.
- ________ является одним из основателей классической механики, а также исчисления бесконечно малых. Его взгляды на гравитацию оставались общепринятыми до теории относительности Эйнштейна. Самый замечательный вклад ____________ в математику — исчисление (тогда называемое бесконечно малыми), которое он разработал независимо от своего современника Готфрида Вильгельма Лейбница. Это был _________, который первым объяснил причину приливных возмущений на Земле и помог проверить закономерности движения планет Кеплера. Его работы по оптике дали нам первый в мире преломляющий телескоп.
СТАНЦИЯ «СУДОКУ»
Судоку – это одна из самых популярных игр-головоломок всех времен. Цель судоку – заполнить сетку 9 на 9 цифрами так, чтобы в каждой строке, столбце и сетке 3 на 3 были все цифры от 1 до 9. Судоку – не только логическая головоломка, но и отличная игра для развития мозга. Если играть в судоку каждый день, то вскоре можно увидеть, как твоя способность сосредотачиваться и мыслительная способность увеличиваются. Перед Вами 4 судоку, решив которые Вы можете заработать 4 балла.
СТАНЦИЯ «ЗАГАДКИ»
Загадки способствуют развитию умственных способностей, логического мышления, сообразительности. Мы подготовили для Вас 4 загадки. Каждая правильно отгаданная загадка принесет в Вашу команду 1 балл.
- Я — тире в грамматике,
А кто я в математике?
- Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня…
- Он и острый, да не нос,
И прямой, да не вопрос,
И тупой он, да не ножик, —
Что еще таким быть может?
- Он от солнца прилетает,
Пробивая толщу туч
И в тетрадочке бывает,
А зовется просто – …
ОТВЕТЫ
СТАНЦИЯ «РЕБУСЫ»
- ОКРУЖНОСТЬ 2. ДИАГРАММА 3. СТЕПЕНЬ 4. ДРОБЬ.
СТАНЦИЯ «ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ»
1.Друзья могли сесть 6 способами: 1) Алеша, Коля, Саша; 2) Алеша, Саша, Коля; 3) Коля, Алеша, Саша; 4) Коля, Саша, Алеша; 5) Саша, Алеша, Коля; 6) Саша, Коля. Алеша.
- 123 + 4-5-67 = 55;
1-2-3-4 + 56 + 7 = 55;
12- 3 + 45 -6 + 7 = 55, возможно, учащиеся смогут найти и другие варианты ответов.
- Первый работал 70 минут, второй – 95 минут.
- (222 — 22) : 2 = 100.
СТАНЦИЯ «ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ»
- Пифагор 2. Архимед 3. Евклид 4. Ньютон
СТАНЦИЯ «СУДОКУ»
- 1 строка: 1 3; 2 строка 3 4 1; 3 строка 1; 4 строка 3;
- 1 строка 1 3; 2 строка 3 4 1; 3 строка 2 1; 4 строка 4 3;
3. 1 строка 1 4 3; 2 строка 3 4 1; 3 строка 2 1; 4 строка 4 3;
4. 1 строка 1 3; 2 строка 3 4 1.
СТАНЦИЯ «ЗАГАДКИ»
- Минус 2. Квадрат 3. Угол 4. Луч