Математические олимпийские игры
(Классный час для учащихся 4 класса)
Людмила АЛЕКСЕЕВА,
учитель начальных классов средней школы №68 г. Казани
Цель урока: расширение круга знаний учащихся, а так же раскрытие межпредметной связи математики и физической культуры.
Задачи:
образовательные:
– расширить круг знаний учащихся;
– раскрыть межпредметную связь математики и физической культуры;
развивающие:
– нацелить на сотрудничество и творчество;
– повысить познавательный интерес к математике и здоровому образу жизни;
– научить умению логически мыслить, анализировать и обобщать;
воспитательные:
– воспитать у учащихся инициативность, смекалку;
– развить доброжелательное отношение друг к другу;
– воспитать чувство патриотизма.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, дидактический раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент (5 мин.)
Учитель. Здравствуйте! Давайте улыбнемся друг другу, порадуемся нашей встрече. Помните: «Улыбнись миру, и мир улыбнется тебе». (Слайд 1) Приветствие методом «Мэнэдж Мэт». – А теперь поприветствуйте друг друга: партнеры по левому плечу дайте пять друг другу; партнеры по правому плечу – ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга и пожелаем всем успеха. II. Мотивационный этап (Музыка на фоне, напоминающая олимпийские игры; на доске соответсвующие картины.) (Слайл 2) Учитель. Сегодня ночью лыжи мне приснились, Я там на них каталась не спеша! Наверно это к счастью, сон такой увидеть, Катаюсь я на лыжах, а словно из сказочного сна. –А каким общим словом можно объединить и музыку, которую вы слышали, и картинки, и мой сон? (Олимпиада) – Сегодня и мы поучаствуем в Олимпийских играх, но не в спортивных, а математических. (Слайд 3) – Что вы знаете об Олимпийских играх ? – Назовите родину Олимпийских игр? (Олимпийские игры – крупнейшие международные спортивные соревнования, которые проводятся каждые 4 года. Родиной является Древняя Греция.) – Это название пришло из глубины веков. У древних греков было много богов, и по преданию жили они на горе Олимп. Самым главным среди богов был бог огня – Зевс. В его честь проводились спортивные игры у подножия горы Олимп. Именно поэтому игры стали называть Олимпийскими. ( Слайд 4) – Где в 2022 году проходили игры? – Правильно, ребята! В городе Пекин проходили (Слайд 5) 24-е Зимние Олимпийские игры. Это большое событие для стран, потому что в них участвовали самые лучшие спортсмены мира, чтобы посоревноваться друг с другом в разных видах спорта. Игры проходили с 4 по 20 февраля 2022 года. – А мы сегодня проведем свои олимпийские состязания. III. Основной этап Учитель. Посмотрите на доску, что вы видите? (Геометрические фигуры) (Слайд 6) – Предлагаю вам выбрать любую фигуру, а затем разделиться на три команды: треугольники, круги и квадраты. (Учащиеся делятся на группы по фигурам.) – Математические Олимпийские игры объявляются открытыми! – Итак, в Олимпийских играх участвуют три команды. Ваша задача: набрать как можно больше очков, чтобы стать Олимпийскими чемпионами! (У учителя 5 колец, на которых написаны названия зимних видов спорта.) – На доске кольца с разными зимними видами спорта, которые нужно пройти. 1-е соревнование Учитель. Итак, название нашего первого соревнования вы скажете, после того, как выполните задание. Оно поможет нам выявить капитанов команд. (Слайд 7) – Посмотрите на доску и скажите что вы видите. (Разнообразные геометрические фигуры.)
– Каждому ученику необходимо будет найти максимальное количество своих фигур на скорость. Тот кто первый находит количество фигур встает с места и если правильно, то становится капитаном команды. Если у остальных не такой ответ, делайте хлопок. – Проверьте себя. (Слайд 8) – Каждая команда получает одно очко. (Выявление лидеров команд.) – Ребята, а в названии какого вида Олимпийских игр присутствует название фигура? (Фигурное катание) (Слайд 9) – Фигурное катание – конькобежный олимпийский вид спорта, основная идея которого заключается в передвижении спортсмена или пары спортсменов по льду на коньках и выполнении специальных элементов под музыку. Фигурным катанием занимаются как мужчины, так и женщины. – А вот и первое ваше пройденное состязание. (Учитель раздает кольца. Каждая команда получает по одному очку.) 2-е соревнование (2-е кольцо) – Как вы считаете, к какому виду спорта это относится: – стиль брасс; – на спине; – подводное; – синхронное? (Плавание) Учитель. Правильно! Следующий вид спортивных состязаний – это спортивное плавание. (Слайд 10) А то, что я сейчас перечислила, виды плавания. – Плавание – это олимпийский водный вид спорта, который заключается в преодолении различных дистанций вплавь и за наименьшее время. – Перед каждой командой лежит лист с заданием. Это неравенство. Нужно по очереди выполнить неравенство и поставить знак фломастером на листе А4 под своим номером, крайний ученик вешает лист на доску.
НЕРАВЕНСТВА
(Учитель вывешивает правильный лист.) – Что вы заметили ? (Симметрию.) – Нужно ли соблюдать в плавании симметрию? (Да, в брассе) (слайд 11 ) — Правильно, молодцы! А вы Знаете, что на Олимпийских играх в Атланте, наша сборная по плаванию выиграла 4 золотые медали. (За быстроту – очко, за правильность – очко) 3-е соревнование (3-е кольцо) – гребля (Слайд 12) Физминутка Академическая гребля – вид гребного спорта, гонки на академических судах. Спортсмены сидят в лодках спиной к направлению движения и гребут вёслами. В этой игре необходимы слаженные движения, четкость и точность выполняемых движений, которые и нам сейчас предстоит выполнить по командам синхронно, ведя счет. • Прыгнуть столько, сколько получится в ответе: 49:7=7 (1-я команда) • Присесть столько, столько получится в ответе: 36:9 =4 (2-я команда) • Хлопнуть над головой в ладоши столько, сколько получится в ответе: 35:5 =7 (3-я команда) (За точность одно очко.) 4-е соревнование (4-е кольцо) – Четвертый вид зимнего спорта –это хоккей. (Слайд 13) – Ребята, что вы можете рассказать об этом виде спорта? – Правильно, хоккей – это командная игра на льду на коньках в шайбу, загоняемую в ворота ударами клюшки. В данном состязании каждая команда постарается забить шайбу в ворота соперников. Для этого вы должны были подготовить по 2 задачи на смекалку для каждой команды.
Учитель. Есть еще следж хоккей – новый для России вид Паралимпийского спорта, появившийся у нас в 2008 г. (Слайд 14) Это скоростная, требующая большого физического напряжения, игра для мужчин с нарушенной двигательной функцией нижней части тела. (За правильный ответ 1 очко.) 5-е соревнование (5-е кольцо) Учитель. Следующее соревнование будет творческое или «художественное». – Какой вид соревнования связан с художеством? (Художественная гимнастика.) – Худо́жественная гимна́стика – вид спорта, заключающийся в выполнении под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений и элементов без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента). (Слайд 15) – Посмотрите на кольца. Что они вам напоминают? (Эмблему.) (Слайд 16) — – Где мы ее можем увидеть? – Из каких фигур она состоит? – Для олимпийских игр была создана олимпийская эмблема. 5 колец переплетённых на белом поле. Это – символ 5 частей света, объединённых в Олимпийском движении. Какого они цвета? (Голубой, чёрный, красный, жёлтый, зелёный.) – Ваша задача заключается в том, что вам нужно создать на скорость олимпийскую эмблему на чем-либо. (Учитель показывает пример продукта. За скорость очко, за аккуратность очко.) IV. Итог урока Учитель. Ну что ж, завершились наши математические соревнования, и настала пора подвести итоги ваших достижений в командном зачёте и выводы. (Слайд 17) Сегодня каждая команда получит медаль «Математической олимпиады». Олимпийская медаль – знак отличия за личное или командное спортивные достижения в соревнованиях на Олимпийских играх. Это самая важная и значимая медаль в спорте. Награждение Учитель. Закончу наше занятие высказыванием «Без математики даже спорт не обходится! Это очень интересная наука, которая находит применение даже в олимпийских видах спорта». (Слайд 18) |