Малыши познают воду
№ 110
(Образовательная деятельность в старшей группе)
Эльвира ГАЙФУТДИНОВА,
воспитатель I квалификационной категории детского сада № 314 г. Казани
Цель: обобщить знания детей о воде.
Задачи:
образовательные:
– расширить представления детей о свойствах воды;
– учить детей проводить несложные опыты с водой;
развивающие:
– развивать мышление, внимание, память, умение анализировать и наблюдать;
– развивать навыки проведения лабораторных опытов, любознательность.
Ход занятия
Восптатель (показывает детям глобус, познакомит с макетом Земли).
Глобус, ребята, открою секрет, –
Шара Земного картонный макет.
Как и Земля, он умеет кружиться,
Красками радуги ярко искрится.
Синие-синие там океаны,
Пёстрой мозаикой разные страны,
Змейками вьются там реки, границы,
Точками чёткими стран всех столицы.
Глобус, ребята, полезно вращать,
Землю родную получше чтоб знать.
Воспитатель. Ребята, какого цвета на глобусе больше всего?
Дети. Голубого.
Воспитатель. Правильно, голубого, потому что вода занимает большую часть всей поверхности земного шара. Но для жизни всего живого на Земле нужна пресная вода, но очень мало. Такая вода находится в реках, озерах, ручейках. А вот в океанах, морях – вода соленая, и ее много.
Скажите, пожалуйста, для чего нужна вода; как мы ее используем?
Дети. Пьем, моем руки, купаемся, моем пол,поливаем цветы и т.д.
Физминутка. Игра «Какая бывает вода?» (с мячом).
(Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч, а дети отвечают и бросают мяч воспитателю в ответ.)
Вода бывает:
— холодная – горячая;
— сильная – слабая;
— сладкая – кислая;
— быстрая – медленная;
— прозрачная – мутная;
— бесцветная – цветная;
— чистая – грязная;
— соленая – пресная;
— живая – мертвая.
Воспитатель. А сейчас приглашаю пройти в нашу лабораторию. Мы будем проводить опыты, эксперименты. Представьте себе, что вы – юные ученые.
Воспитатель (объясняет, как можно работать в лаборатории). Нужно быть аккуратными, внимательными и работать осторожно.
Определение свойств воды:
1-й опыт. Определение прозрачности воды.
Приготовить 2 стакана, в одном налита вода, в другом – молоко. Попытайтесь увидеть, что лежит в каждом из стаканов. (Дети смотрят и делают вывод.)
2-й опыт. Определение формы воды.
Приготовить поднос, стакан, с водой, голубой карандаш. Налить на поднос немного воды. Зарисовать образовавшуюся лужицу. Убрать с помощью губки лужицу и снова налить немного воды. Сравнить рисунок первой лужи с новой лужей. Одинаковой ли они формы? Имеет ли вода форму? (Дети делают вывод.)
Воспитатель. Вода не имеет форму, потому что она жидкая, и, если бы не была бы жидкой, то не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, ее называют жидкостью.
3-й опыт. Определение вкуса.
Приготовить каждому ребенку стакан с водой и предложить попробовать воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Но если мы добавим сахар, то вода станет какой? (Выслушиваются ответы детей.)
4-й опыт. Определение формы.
Воспитатель. Теперь мы воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на наших столах. Обратите внимание на их форму. (Дети отмечают, что форма у них разная (конус, цилиндр).
Воспитатель. У меня есть колба. Какая форма у ее нижней части?
Дети. Шар.
Воспитатель. Перелейте воду в один стаканчик, а потом в другой. Какую форму приняла вода в ваших стаканчиках?
Дети. Формы конуса, цилиндра…
Воспитатель. А в моей колбе какую форму приняла вода?
Дети. Форму шара.
Воспитатель. Нальем воду в резиновую перчатку. Какую форму приняла вода в этом случае?
Дети. Форму перчатки.
Вывод. В отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.
5-й опыт. Определение запаха.
Воспитатель (предлагает детям понюхать воду). Имеет ли запах вода? (Выслушиваются ответы детей.)
Воспитатель. Молодцы, ребята. Сегодня мы много нового узнали о воде. Давайте подведем итог нашим исследованиям. О каких свойствах воды мы с вами сегодня узнали?
Дети.
– Вода – это жидкость.
– Вода не имеет вкуса.
– Чистая вода не имеет запаха.
– Чистая вода прозрачна.
– Вода не имеет собственной формы.
(Воспитатель предлагает посмотреть простой опыт с водой.)
Радужная вода
(Чтобы опыты с водой для дошкольников были занимательнее, то воду лучше окрашивать в разные цвета при помощи обычных акварельных красок. Для эксперимента нужны краски, сахарный песок, бокал из стекла, вода, шприц, четыре маленьких стеклянных стаканчика.)
- В первый стаканчик насыпать сахар не нужно, во второй следует бросить половину чайной ложки сахара, в третий – полную ложку сахара, в четвертый – полторы.
- Теперь в каждый стаканчик нужно добавить воды, размешать сахар.
- Для первого берется красный цвет и размешивается, для второго – зеленый, в третий добавить черный цвет, а в четвертый – желтый.
- Затем надо взять шприц и набрать воду из первого стаканчика с красной водой без сахара. Вылить содержимое шприца в пустой приготовленный бокал.
- Далее набирается с помощью шприца зеленая вода из второго стаканчика, в которой растворено половина чайной ложки сахара, шприц нужно опустить на дно бокала с красной набранной водой и медленно выпустить воду с зеленой краской.
- Теперь такую же процедуру следует провести с третьим стаканчиком, где вода черного цвета с содержанием сахара в количестве одной ложки. Выпустить ее нужно из шприца по аналогии с предыдущим действием.
- И остался четвертый стаканчик. Все то же самое – набирается из него вода при помощи шприца, выпускается на дно бокала.
В конце опыта можно заметить, как в бокале получилась «радужная вода», все цветные слои воды не смешались, а расположились один за другим, имея четкие границы. Чем больше добавлено сахара, тем больше плотность воды, этим и объясняется отсутствие смешения. Чем больше использовать цветов, тем опыт окажется красочнее и нагляднее.