Макулатура – на страже экологии

(Экологический час)

Валентина КИБЯКОВА,

библиотекарь Зверосовхозской средней школы Мамадышского района

Цели. Воспитание ответственности за сохранение окружающей среды; формирование представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов; формирование и развитие экологической культуры у школьников.

Задачи. Привлечение максимального количества обучающихся, родителей, педагогов, жителей поселка к сбору макулатуры.

Оборудование: проектор, ноутбук.

Оформление: выставка книг, памятка-призыв «Собирай макулатуру!», памятка «Требования к собираемой макулатуре», бумажная коробка, рулон  туалетной бумаги, лоток для яиц, горшок для высадки семян, кусок рубероида, картон, связка макулатуры.

1-й слайд. Эпиграф.

Да и жизнь всего народа, прямо с этого бы года,

Вышла в русло бы ручья, обработки вторсырья.

Этак каждый будет рад, береги природу, брат!

Развивай в себе культуру, собирай макулатуру!

Ход экологического часа

Библиотекарь.

Ты – человек! Зависит от тебя,

как будет жить, дышать твоя планета:

тебе врученные моря, поля, леса

храни как драгоценные заветы…

Ведь лучше хвойным воздухом дышать,

чем вырубать деревья для бумаги…

В переработку тонны мусора собрать,

чем рощи засорять, луга, овраги…

Очистить от бумажных гор подвал – леса сберечь

и новых дней страницы

расскажут, как ты бережно хранишь

богатства Родины великой.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о сборе макулатуры, узнаем много интересного из истории сбора макулатуры, познакомимся с новым понятием как «вторичное сырье», узнаем, что производят из макулатуры, а также о требованиях к принимаемой макулатуре.

2-й слайд. Макулатура как вторичное сырьё.

1-й ученик. Что представляет собой вторичное сырье? «Вторсырьём» называют только те отходы производства и потребления, которые по своей природе являются материальными ресурсами и которые возможно и целесообразно использовать вторично в качестве сырья или изделий непосредственно или после дополнительной обработки. Вторичное сырье – не только источник дешевых ресурсов для нового производства, но и защита окружающей среды от загрязнения. Зачем выбрасывать то, что еще может послужить человеку?

Такое вторичное сырье как использованные, пришедшие в негодность упаковочные коробки из картона, старые газеты, использованные тетради и учебники, журналы, книги  принято называть макулатурой.

35 слайды. Зачем сдавать макулатуру?

2-й ученик. Зачем сдавать макулатуру? Макулатура – это отличная  ресурсная основа для изготовления новых изделий.

Бумага, произведенная из макулатуры, значительно дешевле, ее переработка уменьшает количество отходов, позволяет сэкономить воду и электроэнергию. В процессе ее производства не используется никаких химикатов.

6-й слайд. Деревья отдают свои жизни каждый день.

3-й ученик. Основной материал, из которого производится бумага – это дерево. Чтобы  произвести бумагу, надо вырубить множество деревьев, которые росли долгие годы. А посадить новое дерево и вырастить – это большие затраты и усилия. Сбор макулатуры позволит сохранить леса от массовой вырубки.

7-й слайд. Из истории сбора макулатуры.

Библиотекарь. В недавнем прошлом ваши родители, бабушки, дедушки собирали макулатуру практически во всех предприятиях, организациях и учебных заведениях, используя при этом соревновательный принцип.

Два раза в год мальчишки и девчонки в красных галстуках, воодушевленные перспективой занять первое место среди пионерских отрядов, обходили дворы, а иногда и свалки в поисках бумажных трофеев.

Без стеснения они стучались в двери соседей и вытаскивали из дома пачки журналов и газет. Желание получить грамоту на школьной линейке и победу в битве за макулатуру было очень почетно. Каждая школа  имела свой план по сдаче макулатуры.

8-й слайд. Из истории сбора макулатуры.

4-й ученик.

Её все принимают за хламьё,

И работник, и чиновник,

И солдат, и полковник.

Но вот что скажу я вам, друзья,

Переработка вторсырья

Выгодна и не проста,

В ней плюсов много мы найдём.

Если бы каждый человек

Разделял мусор в свой век,

Проводил бы сортировку,

На утиль, на ТБО,

На отходы потребленья,

То тогда бы из вторсырья

Появилась бы разноцветная скамья,

Ручка, фломастер и ластик,

Линейка, игрушка – ведь все это пластик.

Коль мысль моя вам ясна,

То сдадите макулатуры сполна,

Зачем рубить живую ель?

Когда можно сдать макулатуру,

Подключить аппаратуру

И получить целлюлозную структуру.

5-й ученик.

Недовольный ходит Юра

По квартирам, по домам,

Юра спрашивает хмуро

У соседских пап и мам,

Юра спрашивает хмуро:

– Есть у вас макулатура?

Он не в духе: взялся сдуру

Собирать макулатуру.

Кто-то Юру оглядел:

– Без тебя хватает дел.

Старичок захлопнул дверь

Перед носом Юры

И бормочет:

– Верь-не верь,

Нет макулатуры.

Вышла тетка в черной шали –

Ей обедать помешали,–

Говорит:

– Ты кто такой?

Ты меня не беспокой!

Кто уходит в парк культуры,

Кто к врачу на процедуры,

И звучит в ушах у Юры:

«Нет у нас макулатуры».

Вдруг какой-то парень длинный

Заявляет Юре вслед:

– Зря ты ходишь с кислой миной,

Потому и толку нет.

Юра вмиг расправил брови,

В дверь стучится полон сил,

У хозяйки «Как здоровье?»

Юра весело спросил.

– Есть у вас макулатура? –

Говорит хозяйка:

– Есть…

Не желаешь ли присесть?..

6-й ученик. В мире существует огромное количество продукции, производимой именно из собранной макулатуры. Мы попробуем перечислить наиболее популярные их виды.

9 – 14 слайды. Что производят из макулатуры?

1. Эковата. В будущем именно этот материал будет востребован на строительном рынке, в мире теплоизоляционных материалов.

2. Плиты из бумажного волокна. Применяются во время проведения строительных и ремонтных работ по внутренней отделке комнат. Представляют собой плиты тщательно просушенной, спрессованной макулатурной массы.

3. Кровельные материалы, контейнеры для транспортировки овощей, одноразовые автомобильные коврики, средства личной гигиены, особо тонкую бумагу для оригами и даже одноразовую одежду.

4. Упаковочные материалы – наиболее популярная продукция, получаемая в процессе переработки макулатуры. Из макулатуры изготавливают лотки для яиц, упаковку для бытовой техники, горшки для высадки семян и одноразовые стаканчики.

5. Офисная бумага.

15-й слайд. Акция в школе «Собери макулатуру – сохрани дерево!

7-й ученик. Лозунг «Собери макулатуру – сохрани дерево!» известен всем, кто готов заняться столь важным делом – сбором макулатуры.

16-й слайд. Интересные факты.

8-й ученик. Каждый из нас выбрасывает огромное количество мусора. Чтобы не утонуть в грудах мусора и не отравиться продуктами его разложения, его надо как-то утилизировать, или, проще говоря, куда-то девать. Пока что человечество придумало три принципиально разных пути утилизации мусора: организация свалок, вторичное использование отходов и сжигание их. Вторичное использование отходов – наиболее ресурсосберегающий путь, а именно охрана лесов от уничтожения в угоду все возрастающим потребностям человечества в бумаге, древесине.

9-й ученик. Если бумага будет использоваться для дальнейшего производства, значит, благодаря этому станет меньше мусора. Собственно бумага ущерба не наносит. Целлюлоза, входящая в состав бумаги, – естественный природный материал. Но бумага, особенно многоцветная, требует соответствующего обращения. Ведь она содержит не только безвредную целлюлозу, но и свинец. В состав красителей для такой бумаги обязательно входит другой опасный металл – кадмий. В ней содержатся всевозможные добавки для глянца. Если вы полистаете красиво иллюстрированный журнал, никаких проблем у вас не будет. Но ни в коем случае нельзя жечь такую бумагу или заворачивать в нее пищевые продукты.

17-й слайд. Вторая жизнь бумаги.

10-й ученик. Вы задумывались, что происходит с газетой, журналом или брошюрой после того, как вы ее прочтете? Если вы ее выбросили, она окажется на свалке, где ей предстоит мирно догнивать среди другого мусора: пакет из бумаги разлагается в естественных природных условиях около месяца, изделия из бумаги – несколько месяцев, время разложения картонного коробка – около года.

А если вы сдали ее как вторичное сырье (макулатуру), то она получит вторую жизнь. Сначала всю сданную макулатуру рассортируют на бумагу и картон, затем она пойдет в переработку. На предприятии ее измельчат, смешают с водой до получения однородной полужидкой массы, мылом и специальными растворителями из нее вымоют типографскую краску. Затем из массы удалят проволочные скобки, клей, частицы пластиков, минеральные частицы грязи. Очищенная масса сформируется в бумажную ленту.

18-й слайд. Сбереги дерево – сдай макулатуру.

Библиотекарь. Акция «Собери  макулатуру — сохрани дерево!» организована и в нашей школе. Экономия бумаги и ее рациональное использование, это один из смыслов сбора макулатуры. Дорогие ребята, просим принять в ней активное участие. Уверена, каждая семья располагает достаточным количеством прочитанных газет, журналов, старых потрепанных книг, остатками обоев, устаревшими и ненужными картонными ящиками, в общем, кучей макулатуры, от которой нужно  и можно избавляться с толком и пользой.

19-й слайд. Школьная библиотека – активный участник сбора макулатуры в школе.

Библиотекарь. Как и в каждой библиотеке, у нас возникает необходимость исключения из фонда некоторых книг: одни пришли в ветхость, другие устарели по содержанию, истек срок хранения архивной документации, они списываются по акту и сдаются в макулатуру. Средства,  вырученные от сбора макулатуры, будут израсходованы на покупку энциклопедий, словарей, на оформление библиотеки.

20-й слайд. Люди, не выбрасывайте старую бумагу!

Библиотекарь. Значимость сбора макулатуры огромна: это совместные дела, крепкая дружба, сохранение окружающей среды в чистоте, сохранение здоровья  нынешнего и  будущих поколений, что делает нашу жизнь лучше. Природа дает для жизни все, нужно лишь научиться правильно всем пользоваться.

21-й слайд. Природа наш дом, будем беречь вместе.

Библиотекарь. Вот и заканчивается экологический час. Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано. Земля – величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня. «Кто же, если не мы? Когда же, если не сейчас?»

22-й слайд. Природа, как добрая улыбчивая мать…