Литературная викторина по сказкам

 

(Для детей старшей группы)

Наталья ЛАПТЕВА, Галия ВАЛИМОВА,

воспитатели детского сада №65  г. Казани

Цели:

– закрепить знания детей о содержании сказок, прочитанных ранее;

– познакомить ребят дошкольного возраста с жизнью и творчеством К.И.Чуковского;

– вызвать эмоциональный интерес.

Задачи:

– показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту;

– способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать;

– закрепить знания о произведениях К.И.Чуковского.

Предварительная работа.  Чтение произведений К.И.Чуковского. Рассматривание иллюстраций. Просмотр мультфильмов по одноименным произведениям. Прослушивание аудиозаписей со сказками К.И.Чуковского. Обыгрывание отрывков из произведений детского поэта. Рисование героев сказок К.И.Чуковского, оформление выставки в группе.

Ход викторины

Воспитатель. Корней Иванович Чуковский родился 31 марта 1882 году в Петербурге. Этот человек подарил всем нам очень много радости и веселья. Он написал очень много произведений для детей. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по сказкам К.И.Чуковского. Начинаем викторину? Но прежде чем начать нам нужно разделиться на две команды. (Дети поочередно берут перевернутые карточки, на карточках нарисованы Айболит или Мойдодыр.) Вот у нас получилось две команды: команда «Айболит» и команда «Мойдодыр».

I тур. Вспомни сказку

Воспитатель. Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку. (Поочередно каждой команде.)

  1. Веселится народ –

Муха замуж идёт

За лихого, удалого

Молодого… (комара). «Муха-Цокотуха»

  1. Нет-нет! Соловей

Не поёт для свиней

Позовите-ка лучше… (ворону). «Телефон»

  1. И мне не надо

Ни мармелада, ни шоколада.

А только маленьких,

Ну очень маленьких… (детей). «Бармалей»

  1. Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор… (Айболит). «Айболит»

  1. Только вдруг из-за кусточка,

Из-за синего лесочка,

Из далёких из полей

Прилетает… (воробей). «Тараканище»

  1. А посуда вперёд и вперёд

По полям, по болотам идёт.

И чайник сказал утюгу

Я больше идти… (не могу). «Федорино горе»

  1. А за ним – то народ

И поёт, и орёт:

— Вот урод, так урод!

Что за нос, что за рот!

И откуда такое… (чудовище). «Крокодил»

  1. Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке… (темно). «Краденое солнце»

  1. Свинки замяукали: мяу-мяу,

Кошечки захрюкали:… (хрю- хрю). («Путаниц)

II тур – «Загадки»

Воспитатель. А сейчас я хочу предложить вам вопросы по произведениям К.И.Чуковского. Вы, ребята, будьте внимательны. Отвечайте быстро и четко. (Поочередно для каждой команды.)

  1. Что просили мартышки в сказке «Телефон»? (Книжки)
  2. От кого убежали кастрюли, ложки да чашки? (От бабушки Федоры)
  3. Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении «Телефон»? (Они объелись лягушками)
  4. Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)
  5. Кто напал на муху-цокотуху? (Паук)
  6. Какая сказка К.И.Чуковского начинается именинами, а кончается свадьбой? (Муха-цокотуха)
  7. В какой сказке Танечка и Ванечка убежали в Африку? (Бармалей)
  8. В сказке «Доктор Айболит» есть животное по имени гиппопотам. Как еще называем мы этого зверя? (Бегемот)

III тур. «Черный ящик»

– В ящике любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон». Что это? (Калоша)

– В ящике то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр». Что это? (Мочалка)

– В ящике то, чем угощали бабочку в сказке «Муха-цокотуха». Что это? (Варенье)

– В ящике то, чем лечил бегемотиков доктор в сказке «Доктор Айболит». Что это? (Шоколад)

Воспитатель. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.

Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

IV тур. Соревнование

(На столе лежат предметы из разных сказок К.И.Чуковского. Каждая команда должна отобрать те вещи, которые подходят только к их сказке.)

1-я команда – сказка «Мойдодыр». (Мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа, мочалка)

2-я команда – сказка «Федорино горе». (Тарелка, блюдце, половник, кастрюля, ложка, сковородка)

Воспитатель. Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет «Федорино горе».

V тур. Выбери ответ. Презентация.

Воспитатель. Молодцы! Вот и подошла к концу наша викторина. Кто бы ни оказался впереди, мы можем с уверенностью сказать, что сегодня победила дружба, смекалка и находчивость.

Подведение итогов. Награждение команд (грамоты и раскраски по сказкам К.И.Чуковского).