Литература – урок рассуждений и мечтаний
(О пользе творческой работы на уроках литературы)
Юлдыз ХУСНУТДИНОВА,
учитель русского языка и литературы I квалификационной категории лицея № 116 им. Героя Советского Союза А.С.Умеркина г. Казани
«Творческое задание – это что-то необычное и интересное. Выполняя творческую работу на уроках литературы, я в полной мере могу поделиться своими впечатлениями от прочитанной книги. Также удается послушать и других одноклассников, увидеть для себя то, что раньше не замечала. Время за выполнением творческих заданий летит незаметно, не хочется, чтобы заканчивался урок», – так написала ученица 11 класса, отвечая на один из вопросов анкеты: «Как творческие задания помогают ученикам на уроках литературы?»
Что такое школьное образование? Это и обучение, и воспитание. В течение 45 минут учитель должен успеть пройти с учащимися по образовательному и воспитательному маршрутам, выстроенным им ранее. Что это значит? В современной педагогике у учителя нет функции обучить детей, вместо этого он должен своих учеников научить учиться: помочь в огромном потоке информации найти ту, которая будет полезной в решении практической задачи, выявленной в начале урока. Педагог должен выстроить свой урок так, чтобы внутренний потенциал и характер учащихся раскрылись, чтобы дети познали свои сильные стороны, не испугались неудачи и преодолели свои слабости и страхи. Воспитательный маршрут так же важен, как и образовательный. Цели урока стандарт современного школьного образования делит на три группы: предметные, метапредметные и личностные. Личностные цели формируют у детей правильное мировосприятие, собственную точку зрения и способы ее выражения, а также развивают осознанное отношение к учению. И здесь одними из важных помощников выступают творческие задания. «Мы учимся доказывать свою точку зрения, но, самое главное, мы учимся прислушиваться к мнению своих одноклассников», – сказал ученик 6 класса, рассуждая о пользе творческой работы на уроках литературы.
Личностные цели направлены на формирование определенных свойств и черт характера у детей. На каждый урок учителем ставится определенная цель воспитания. Но в конце занятия педагог не может проверить, смог ли он привить ребенку то или иное чувство. Поэтому для формирования у детей определенных личностных свойств или навыков учитель должен в первую очередь думать о создании условий, которые и поспособствуют для прививания важных жизненных ценностей. «Литературные произведения бывают и большие, и маленькие, но в каждом из них есть определенная мораль. Если мы прочитали десять произведений, то выводов и поучений будет двадцать! Литература нас учит поступать правильно», – рассуждение из анкеты еще одного шестиклассника.
Одно из главных правил работы учителя литературы я хотела бы выразить словами лауреата Нобелевской премии по физике и общественного деятеля-гуманиста А.Эйнштейна: «Высшее искусство учителя – пробуждать радость в творческом самовыражении и знаниях». На уроках литературы педагог помогает ребенку осуществить его мечту самореализации и развития. Поэтому занятие должно быть построено так, чтобы ученик смог самостоятельно перенести знания в новую ситуацию и решить проблемную задачу или же увидеть в знакомой ситуации еще не решенные вопросы и, построив новую модель поведения, опираясь на известные, найти ответ. Рассмотрим это на примере анализа художественных произведений. «После прочтения книг, включенных в школьную программу, я определяю для себя главную тему и выделяю ключевые моменты, но мелкие важные детали упускаю из виду. Изучение произведения на уроке помогает мне увидеть полную картину». И, чтобы дети смогли «рассмотреть» литературное произведение со всех сторон, со всеми его маленькими, но существенными подробностями, можно использовать такую творческую работу, как дневниковые записи. В 5 классе при изучении романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» детьми были созданы дневники одного из жителей острова, куда попадает главный герой книги после кораблекрушения. Например, одна из работ называлась «Дневник настоящего тушканчика»: «Я проснулся. Поздоровался с камнями и пошел гулять по берегу. Как всегда, съел два банана. Направился к деревянной штуке. Но она оказалась очень далеко от берега. Тут заметил какое-то существо. Оно поднималось на холм. Я побежал быстро-быстро. Тут я услышал какие-то сильные хлопки. И от этого стали падать птицы…» Или же другой дневник: «Сегодня на остров прибыло неизвестное существо. Оно было похоже на стоящую бежевую ящерицу. Мне интересно за ним наблюдать…Сегодня существо занималось чем-то необычным. Оно взяло странную емкость и, налив в него воды, начало водить чем-то острым по мордочке…» Третья группа детей назвала свой дневник «История маленькой дружбы»: «Однажды я гулял по берегу и увидел странное животное. Оно было громадным, как пальма. Но, что удивительно, у него не было шерстки! Как ему не холодно? Он долго пялился на меня. Бросил мне какой-то желтый камень. Я подошел к нему, учуял, что это еда, и съел… Оно отошло и начало строить норку из палок. Я убежал. Через 10 съеденных мою бананов оно построило нору размером с пальму. Мы с ним сдружились. Гуляли по острову, угощали друг друга, но я так и не понял, какое оно животное…» Такие дневниковые записи помогли детям взглянуть на произведение под другим углом, с еще не изученной стороны. Первая группа сделала акцент на чувствах и действиях животного, а не Робинзона Крузо: друзья – камни в норках, любимая еда – бананы, его прогулки по лесу и берегу океана. Во втором дневнике детально описываются поступки главного героя: как он появился на острове, как перетаскивал вещи с затонувшего корабля, строил дом, добывал еду, боролся с пожарами и кровожадными зверями. Третья группа решила подарить Робинзону Крузо друга: прочтение книги вызвало у них сострадание по отношению к главному герою – к его одинокому существованию на острове.
Также при изучении в 10 классе рассказа А.П.Чехова «Палата № 6» я обратилась к дневниковым записям. Дети работали в парах и, опираясь на сюжетную линию произведения, характеристику героя, данную во время обсуждения и анализа рассказа, создали дневник одного из главных персонажей: «Я, Иван Дмитриевич Громов, бывший судебный пристав и губернский секретарь тридцати трех лет от роду, начинаю сегодня вести свой дневник. К этому меня толкнуло следующее зрелище: идущие под конвоем двое арестантов в кандалах. Видимо, в место заключения. Я и раньше встречал таких людей, они не вызывали во мне ничего, кроме чувства сострадания. Но сегодня я поймал себя на престранной мысли: когда-нибудь на их месте могу оказаться и я. По пути домой я встретил знакомого надзирателя – почему-то он показался мне подозрительным. Даже вечерняя рутина не помогла мне отделаться от этих странных мыслей – надеюсь, скоро приду в себя…», «Было утро. Настроение было мрачное. Нужно было забрать исполнительный лист. Проходя через переулок, я увидел двух арестантов в кандалах. Почему-то я не испытал чувства сострадания, как обычно. Меня посетили странные мысли. Я представил себя на их месте: как меня так же ведут по грязи в тюрьму. После обеда встретил надзирателя. Почему он поздоровался со мной?», «В палате №6 невыносимо грустно и скучно. Всем все равно на таких больных, как мы. Нас не выпускают, но как хочется свободы. Сегодня наконец-то приходил доктор…», «Потерял счет времени. За что меня тут держат? Я, по сравнению с местным контингентом, вполне здоров… Удивительно, в нашу палату наведался сам Рагин. Наверное, думает, что я сознаюсь в чем-то и меня можно будет отдать полицейским…», «Проснулся. Увидел Рагина в палате. Сначала не понял, потом заметил белую рубашку на нем. Я вдруг почувствовал одновременно и радость, и злость. Теперь этот человек, осмеливавшийся рассуждать о вечных темах, сидит со мной, душевнобольным, в одной палате. Да, я позлорадствовал…» Дневниковые записи честны и искренни, и в процессе создания дневника литературного героя его чувства, эмоции, мысли, поступки глубоко осмысливаются учениками. Так дети учатся сопереживать, быть внимательными и к себе, и к окружающим, полнее проживать радостные моменты своей жизни.
«Уроки литературы нужны для душевного отдыха. Литература – урок рассуждений и мечтаний. Этот урок успокаивает и учит нас не поступать так же неправильно, как это сделали персонажи книг. Творческие задания помогают запомнить произведение и, оторвавшись от повседневности, забыть жизненные проблемы», – такими сокровенными мыслями поделилась в своей анкете ученица старших классов. И, подтверждая ее слова, мне хочется рассказать о такой работе, как «Рецепт счастья для литературного героя». Например, одиннадцатиклассники обратились к роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Дорогой Мастер, я недавно прочитал книгу с Вашим участием. Ваша жизнь не была счастливой, но все равно она восхищает и заставляет нас задуматься над многими вещами в этом мире. Я бы хотел пожелать Вам настойчивости. Сжечь свою книгу было лишним, по крайней мере она очень нравилась Маргарите. Многих гениев не признавали с самого начала, и Вы являетесь одним из них. Поэтому живите, любите, творите!», «Если к ее искренности добавить (не)много милосердия, на глаз посыпать свободой, замариновать получившееся в любви к Мастеру, запечь все в духовке 1928 г. и посыпать приправами от Михаила Афанасьевича Булгакова, то мы получим Маргариту! (она водолей 100%)». Да, многие писали свои добрые, теплые пожелания именно этой влюбленной паре, но есть одно необычное письмо, адресованное Печорину из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», и я не могу им не поделиться: «Для меня Вы были духовным наставником, и вот теперь пришла моя очередь чему-нибудь Вас научить. Во-первых, мне хочется пожелать Вам добродушия. Ведь Вы так нормально и не попрощались со своим другом Максимом Максимычем. Да, я знаю, Вы равнодушны к людям и знали, что Грушницкий – плохой человек, но он же был Вашим приятелем! А Вы взяли и застрелили его, никакого милосердия к людям! Во-вторых, я хочу добавить в Ваш словарь такую фразу: «Я тебя прощаю», – потому что нужно исправлять Ваш эгоизм…»
Работа с романом М.Ю.Лермонтова очень плодотворна: кроме сочинения писем счастья, мы с детьми также рисуем комиксы, основываясь на ключевых моментах сюжетной линии. Вот три работы, иллюстрирующие дуэль между Печориным и Грушницким.
Комиксы используют такой прием, как гротеск, в изображении героев, их характеров и поступков, поэтому я начала использовать данную форму работу, чтоб ребенок, убрав авторские описания природы, эмоций, заострил свое внимание только на действиях и репликах персонажей и тем самым постарался раскрыть их эмоциональное состояние. Например, в первой работе важную роль играет фраза «Ну, брат Грушницкий, жаль, что промахнулся», во второй – «Finita la comedia». Эти слова помогают ученикам раскрыть характер Печорина. Третья же работа, детально описав происходящее между двумя некогда приятелями, является образцом жанра комиксы. Как написала ученица в своей анкете: «Творческой работой можешь показать, на что ты способен».
Обращусь к изучаемой в 6 классе повести А.С.Пушкина «Дубровский». Творческая работа побуждает учащегося решить проблемную ситуацию неординарным, креативным способом, который он найдет самостоятельно. Руководствуясь этим принципом, я задала ребятам осветить в газете эпизод «Пожар в Кистеневке».
Одна из команд для своей газеты придумала рубрику «От уха к уху», где вымышленный репортер взял интервью у вымышленного свидетеля пожара: «Далекая свидетельница, крепостная соседнего поместья Печеневское, утверждает, что пожар был подстроен совсем не Дубровским! По ее словам, Троекуров поджег имение, потому что он хоть и богатый барин, но такой прохвост! И старается испортить жизнь сыну своего друга».
Создание газеты на уроках ‒ ключ к развитию коммуникативных универсальных учебных действий школьников. «Творческие задания помогают лучше узнать окружающих тебя людей, услышать их мнение и с твоей стороны оказать им поддержку», «Благодаря таким работам наш класс становится более сплоченным и дружным», «Это именно та работа, которая учит нас уважению к другим и работе вместе».
Напоследок расскажу о литературной игре, которую использую на итоговых уроках, обобщающих и систематизирующих знания учащихся по тому или иному произведению. Называется она «Три ответа». Главное, подготовить билеты в том количестве, сколько учащихся в классе. В каждом билете цитата известного человека (деятеля искусства, ученого, политика), или же из фильма/мультфильма, или же из другого литературного произведения, не того, по которому подводятся итоги. Например, эту игру я использую при изучении романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». Цитаты были выбраны самые разнообразные: Оскар Уайльд (английский и ирландский драматург, поэт и прозаик) «Каждый живет, как хочет, и расплачивается за это сам», А.Эйнштейн «Жизнь как вождение велосипеда. Чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться», из мультфильма «Мулан» «Может, я хотела доказать, что я на многое способна, чтобы, глядя в зеркало, видеть человека достойного?», из «Смешариков» «А все-таки, наверно, хорошо знать, что там, где горит свет, кто-то может сидеть и думать о тебе». Учащиеся выбирают себе цитату, выписывают ее на свой лист, конечно же, подписывают его и больше ничего на нем не пишут. Когда все будут готовы, дается команда о начале игры. Каждый должен найти трех одноклассников, которые смогут раскрыть смысл его цитаты на примере из романа Л.Н.Толстого. Повторяться примеры на одном листе не должны. «Хозяин» цитаты следит за тем, что пишут на его листе, потому что одна из оценок ему будет выставлена на основе тех ответов, которые записали ему одноклассники. Вторая отметка – за его ответы на три цитаты. Чтобы учитель не запутался, дети каждый свой ответ подписывают. Такую работу я еще провожу, когда готовлю детей к написанию итогового сочинения в 11-классе. Только вместо цитат записываю в билетах темы из федерального перечня.
Творческие работы развивают чувство прекрасного и помогают прикоснуться к искусству. Основываясь на литературе, ее бессмертных и великих произведениях, мы учим детей рассуждать, сомневаться, расстраиваться, негодовать, радоваться и удивляться. Любить создавать что-то своими руками, высказывать свое мнение, слушать других, соглашаться с ними или корректно доказывать свою точку зрения. Литература – это урок, который всесторонне развивает человека. Многие произведения учат нас жизни и дают наставления.