Лиса и козёл

(Конспект занятия по развитию речи на тему

 «Пересказ русской народной сказки для детей старшего дошкольного возраста)

Гузель Фарухшина,

воспитатель  детского сада №15

г. Туймазы

 

Цель: совершенствовать умение  пересказывать сказку «в лицах»;

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Познакомить с русской народной сказкой «Лиса и козёл»;
  2. Закрепить умения отвечать на вопросы по содержанию сказки;
  3. Подвести к пониманию слов, характеризующих поведение, поступки героев сказки;
  4. Продолжать формировать умение использовать при пересказе образные художественные средства;
  5. Продолжать формировать умение содержательно и выразительно пересказывать сказку;
  6. Совершенствовать умение выразительно передавать диалоги персонажей;

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать эмоциональное и осмысленное восприятие художественного произведения;
  2. Развивать умение связно, последовательно излагать свои мысли и грамматически правильно оформлять свое высказывание;
  3. Продолжать развивать умение детей слушать художественное произведение,

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать целеустремленность, сдержанность, вежливость, культуру речевого общения
  2. Воспитывать умение слушать рассказы сверстников;
  3. Воспитывать интерес и любовь к сказкам;

Интеграция областей  «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие»;

Предварительная работа: чтение сказок, рассказов, беседа, отгадывание загадок, рассматривание картин о диких и домашних животных, рассматривание иллюстраций русских народных сказок, проведение дидактических игр по сюжетам сказок,  «Что сначала, что потом».

Словарная работа: зазевалась-засмотрелась, насилу – с трудом, сдуру – по глупости, горюет – переживает, вон из колодца – выйти из колодца, бранится –ругается, сердится;

Средства реализации: проектор, презентация  к сказке «Лиса и козел» (с показом иллюстраций),  зеркало, посылка, волшебная книга самодельная для сюрпризного момента, карточки  по содержанию сказки на каждого ребенка и  карточки на формате А4 – для воспитателя, маски животных (лиса и козел).

Ход ООД:

  1. Организационная часть.

Воспитатель: дети сегодня к нам на занятие пришли гости, поздороваемся с ними!

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!».

Доброе утро, солнцу! Доброе утро, птицам!

Доброе утро, улыбчивым лицам!

Воспитатель:  мы подарили друг-другу улыбку, хорошее настроение. Я тоже хочу вас порадовать. Дети, сегодня я получила посылку  от  русского царства, народного государства! Давайте  посмотрим, что же внутри посылки! (воспитатель открывает и слышится звук волшебства). Что это?

Дети: книга.

Воспитатель: дети, это же волшебная книга! (открывает 1-ю страницу).  На первой странице книги что-то  для вас написано!  Прочитаем:

«Дорогие дети группы «Росинка». Мы знаем, что вы уже большие, скоро пойдете в школу. И мы не зря отправили вам эту волшебную книгу, в которой вы найдете задание. Если вам удастся выполнить его, то на последней странице нашей книги увидите себя. Но только  тот, кто действительно проявит себя внимательным, активным, и сообразительным».

Воспитатель: хотите увидеть себя на странице волшебной книги?

Дети: да.

Воспитатель: тогда посмотрим, какое же задание для нас отправили (открывает следующую страницу). Дети, вы догадались, что это?

Дети: это сказка.

Воспитатель: правильно,  это  сказка. А каких сказочных героев вы здесь видите?

Дети: Лиса и козел.

Воспитатель: а вы догадались, как может называться эта сказка?

Дети: Лиса и козел.

  1. Основная часть

Воспитатель: правильно, дети, это русская народная сказка «Лиса и козел». И  вам предстоит  послушать ее  и пересказать. Прежде чем послушать сказку, мы с вами проговорим чистоговорку о наших сказочных героях. Повторяйте за мной:

Са-са-са – сидит хитрая лиса

Сы-сы-сы – хвост красивый у лисы

Су – су – су – это сказка про лису.

Ёл – ёл – ёл – вот идет козел.

Да – да – да – у козла есть борода.

Ла – ла – ла – это сказка про козла.

Воспитатель: а теперь садитесь на стульчики, спина прямая, ноги вместе, руки на коленях, послушайте сказку:

Чтение сказки с показом презентации.

Сказка «Лиса и козел»

Бежала Лиса по дороге, на ворон зазевалась (засмотрелась)  и упала в колодец. Воды в колодце немного, утонуть-то – не утонешь, а выскочить – не выскочишь.
Сидит Лиса, горюет (переживает). Что тут делать?
Вот идет по той же дороге Козел, головой помахивает, бородой потряхивает, по сторонам поглядывает.

От нечего делать заглянул Козел в колодец. Увидел там Лису и спрашивает:
– Здорово, Лисонька. Что ты тут делаешь?
– Да вот отдыхаю. Наверху-то жарко, а тут и прохладно, и водицы холодненькой сколько хочешь.
А Козлу давно пить хочется.
– Да хороша ли вода-то?
– Вода-то хороша, – отвечает Лиса. – Да ты прыгай сюда, вот и попробуешь. Места нам и двоим хватит.

Козел по глупости и прыгнул. Воду замутил, чуть Лису не задавил. Рассердилась Лиса, бранится (ругается):
– Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел, всю забрызгал.
Вскочила Лиса Козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца! Только Козел ее и видел.
Сидит Козел в колодце. До вечера просидел, не знает, как выбраться. Хозяин Козла, пошел искать.

Искал, искал, насилу (с трудом) нашел. Веревку принес и Козла из колодца вытащил.

Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель: дети, вы с интересом послушали сказку.

Кто главные герои  сказки?

Дети: лиса и козел.

Воспитатель: какая лиса в  этой сказке?

Дети: лиса хитрая, злая, быстрая, ловкая.

Воспитатель: почему?

Дети: потому что она обманула козла.

Воспитатель: а козел какой?

Дети: глупый, доверчивый.

Воспитатель: почему?

Почему:  потому что он  поверил хитрой  лисе.

Воспитатель: вспомните, как лиса очутилась в колодце?

Дети: лиса бежала по дороге, на ворон зазевалась и упала в колодец.

Воспитатель: кто подошел к колодцу? (козел)

Воспитатель: что он спросил у лисы? Вспомните его слова.

Дети: здорово, лисонька, что ты там поделываешь? Хороша ли вода-то?

Воспитатель: что ответила ему лиса?

Дети: отдыхаю, наверху-то жарко, а тут прохладно, и водицы холодненькой сколько хочешь!

Воспитатель: а почему   козел попал в тот же  колодец?

Дети:  потому что он хотел пить, а лиса его обманом заманила и он запрыгнул в колодец.

Воспитатель: как лиса перехитрила козла, вспомните, какие слова говорила она?

Дети: нахваливала водичку, и говорила: да ты прыгай сюда, вот и попробуешь, места нам двоим хватит.

Воспитатель: каким голосом говорила лиса.

Дети:  она говорила нежным, ласковым.

Воспитатель:  как она стала говорить,  когда козел запрыгнул в колодец?
Дети: сердито, грубо.

Воспитатель: вспомните, что она говорила.

Дети: ишь, бородатый, и прыгнуть-то не сумел, всю забрызгал!

Воспитатель: как лиса выбралась из колодца?

Дети: она вскочила козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.

Воспитатель: чем закончилась сказка?

Дети: хозяин отыскал козла и вытащил его из колодца.

Воспитатель: а теперь  мы с вами отдохнем.

Физкульминутка

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисичку обхитрим

На носочках побежим.

Вот идет козел по полю

Весело ему на воле.

Головою машет он

И несет он всем  поклон.

Воспитатель: сейчас я еще раз прочитаю сказку,  слушайте внимательно и запоминайте, потому что вы ее будете пересказывать.

Вторичное чтение сказки.

Воспитатель: сейчас мы с вами попробуем пересказать эту сказку, но для этого, нужно знать, что происходило в начале, в середине, и в конце сказке. А поможет нам в этом  картинки, которые  лежат у вас на столе. Вам нужно по порядку разложить эти картинки, что было в начале, что было потом, что было в конце сказки.

Проверим, у всех так? (показывает правильную последовательность действий)

Воспитатель:  сейчас я  вам предлагаю пересказать сказку по эти картинкам (1–2 человека пересказывают по картинкам)

Воспитатель:  мы  сейчас  перескажем эту сказку вот так: двое из вас расскажут начало и конец сказки,  середину, где герои разговаривают, мы с вами обыграем, как настоящие артисты. Начинает Эдгар, заканчивает Алан. Слова лисы будет говорить Эллан,  слова козла – Дима. Героям наденем шапочки: маску лисы и козла.  Дети, давайте будем помнить, когда вы будете пересказывать сказку, слушать  внимательно и не перебивать друг друга, можно поднимать руку и помочь другу (пересказ 1–2 раз)

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: молодцы, дети, у вас получился хороший пересказ. Дети чему учит нас эта сказка?

Дети: сказка учит нас быть внимательным, быть умным, прежде чем, что-то делать, хорошо подумать, нельзя доверять хитрым людям, иначе с нами может случиться беда.

Воспитатель:  теперь прошу вас выйти всех на коврик и открыть последнюю страницу нашей волшебной книги, кого же мы увидим, сейчас узнаем. Подойдите ко мне по одному и загляните (заглядывают).

Воспитатель: кого вы увидели? (себя)

Воспитатель: волшебная книга считает, что сегодня все справились с заданием и проявили себя внимательным, активным, сообразительным. Я согласна с волшебной книгой. Вы действительно справились с заданием и смогли пересказать  русскую народную сказку «Лиса  и козел».