Лесные друзья
№ 184
(Квест-игра)
Наталья ПЕТРОВА,
учитель начальных классов I квалификационной категории гимназии №141 г. Казани
Цель квест-игры:
– знакомство участников игры с природными объектами – грибами, ягодами, деревьями, животными и травами;
– создание условий для развития коммуникативных качеств у участников игры – взаимопомощи, чувства товарищества, умения слушать и отстаивать свою точку зрения;
– создание условий для активного общения родителей и детей в условиях квест-игры;
– воспитание любви к природным объектам через интересные и творческие задания.
Целевая группа: учащиеся II – VI классов и их родители.
Место проведения: поляна в лесу, пришкольный участок.
Правила квест-игры: участники делятся на команды. Каждая команда проходит испытания на станциях и получает за это кусочек пазла. После прохождения всех испытаний команда собирает пазл, где обозначено место клада.
Ход квест-игры
Подготовительный этап. Группа делится на пять команд. Каждая команда получает порядковый номер от 1 до 5 (для удобства дальнейшей игры). В команде все равны. Девиз команды: один за всех и все за одного. Командам объясняется, что только сообща можно выполнить все испытания и найти клад.
Для квест-игры выбирается достаточно большая поляна в лесу. По периметру поляны расставляются станции, на деревья вывешиваются их названия – «Топкое болото», «Сороконожки», «Зелёная аптека», «Вопросы мудрой совы», «Следопыт».
Когда команды сформированы, наблюдатели подготовили свои станции, ведущий квест-игры говорит вводное слово.
Ведущий. Ребята, сегодня вы станете участниками квест-игры «Лесные друзья». Вам предстоит пройти пять станций. На каждой станции сначала вы должны найти способ достать записку с заданием, прочитать это задание и правильно выполнить его. После того как вы выполните задание, наблюдатель на станции выдаст вам кусочек карты сокровищ. Вы должны собрать все кусочки карты и тогда вы узнаете, где спрятан клад. Итак, успехов вам! И начнем первое испытание!
1-й этап
Оборудование: сдутые воздушные шарики (по одному на команду), ключи к названиям станций, напечатанные, свернутые и помещенные в шарики.
Задание: для того, чтобы отправиться искать клад, командам необходимо угадать на какую первую станцию им нужно бежать. Для этого каждая команда должна надуть воздушный шарик до тех пор, пока он не лопнет. Когда шарик лопнул, команда отгадывает ключ к станции и бежит на нее. Оттуда команда и начнет свое приключение.
На станциях стоят наблюдатели (родители), задача которых только корректировать действия команды. Наблюдатели на первой для каждой команды станции должны выдать участникам квест-игры маршрутные листы с названиями станций по порядку прохождения.
У каждого наблюдателя на станции находится по одному кусочку пазла для каждой команды, подписанные с обратной стороны номерами команд от 1 до 5. Когда команда прибегает на станцию наблюдатель спрашивает порядковый номер команды и выдает, по окончанию выполнения задания, кусочек пазла с порядковым номером команды. В нашем случае в пазле был написан текст о том, что клад находится у классного руководителя.
После того, как команды соберут все части пазла, они бегут за кладом. У обладателя клада (в нашем случае – это классный руководитель ребят) клада не оказывается, а есть только фотографии мест на поляне, где спрятан клад. Команды должны определить, что это за место и найти клад. Мест, где спрятан клад, пять (по количеству команд), чтобы участникам квест-игры не было обидно. В качестве клада могут быть сладости, канцелярские товары. Но чтобы каждому участнику команды досталась часть клада.
1-я опушка – «Замудрой совыгадки»
Оборудование: коробка с отверстием в крышке, наполненная пенопластом, записка, планшет, кроссворд.
Задание: из коробки, наполненной пенопластом, с отверстием на крышке команда должна достать записку. Отверстие на крышке коробки вырезается ровно настолько, чтобы влезла одна рука. (Задание в записке.)
Записка №1. За ответы конкурса получите часть карты сокровищ.
Интеллектуальный конкурс «Верите ли вы?»
Ведущий. Условия: я буду задавать вопросы, на которые вы должны дать ответ «да» или «нет». У вас есть 10 секунд, чтобы обсудить вопрос и дать ответ.
Верите ли вы, что …
– первым домашним животным была кошка? (Нет. Собака.)
– самое крупное животное – медведь? (Нет. Зубр.)
– жилище барсука называется берлога? (Нет. Нора.)
– пчёла делает около 200 взмахов крыльями в минуту? (Да.)
– жилище бобра называется нора? (Нет. Хатка.)
– у насекомых восемь ног? (Нет. Шесть.)
– животных, которые живут только в воде, называют земноводными? (Нет. Земноводными называют животных, которые живут и на суше, и в воде.)
– самая распространённая в Европе ядовитая змея называется гадюка? (Да.)
Следующий конкурс – «Собери слово»
Условия: получают конверт с буквами, из которых необходимо собрать название животного, которое называют «пожарным» в лесу.
Ведущий. И у нас получилось слово «муравей». А ведь действительно, ребята, муравья называют пожарным в лесу. Из всех лесных жителей только муравьи не убегают от огня, а наоборот, собирают других по тревоге. Муравьи тушат огонь струйками кислоты. А если это не помогает, то они закрывают угольки своим телом. Никто не знает, сколько пожаров не разгорелось благодаря этим маленьким, но очень полезным животным. Их помощь очень важна природе. Поэтому человек должен беречь и охранять животных, ограждать муравейники.
2-я опушка – «Зелёная аптека»
Оборудование: пластиковый большой стакан, яйцо от «киндер сюрприза», с запиской внутри, наполненное чем-нибудь тяжелым, чтобы оно могло утонуть в стакане с водой, трубочки по количеству участников, мелкие «вкусняшки» (витаминки, карамельки и т.п.).
Задание: наблюдатель на станции для каждой команды наливает в большой стакан воду, которую участники команды должны выпить из трубочек, чтобы достать яйцо с запиской №2.
Ведущий.
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Помогают от болезней
Мята, пижма, зверобой.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
Вот и вам предстоит отгадать о каких растениях пойдет речь. А я вам расскажу, как они помогают нам.
- Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки. (Подорожник. Его свежие листья используют для лечения ожогов, ран. При ангине, тонзиллите показано полоскание горла соком или отваром подорожника.)
- Ты растение не тронь!
Жжется больно, как огонь. (Крапива. Применяется при аллергии. Корневища применяют при кашле.)
- Дикой розой называют,
Как лекарство применяют. (Шиповник. Его плоды используют для лечения воспаления легких, желудочно-кишечных заболеваний. Маслом шиповника лечат кожные болезни.)
- Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких. (Репейник. Свежий лист лопуха репейника помогает снять головную боль, избавиться от болей в суставах. Репейное масло укрепляет волосы.)
- Стоят кругом сестрички –
Желтые глазки, белые реснички. (Ромашка аптечная. Применяется как противовоспалительное средство я полосканий горла, примочек и ванн.)
Конкурс «Помогай-ка»
Ведущий. Внимание! Конкурс!
Что делать, если вы в лесу …
– натёрли ногу;
– вас ужалила пчела;
– вас ужалила змея.
3-я опушка – «Топкое болото»
(Наблюдатель в роли Бабы Яги. Вручается записка №3.)
Ведущий. Заведи с Бабой Ягой приятную беседу, тогда она поможет перебраться через топкое болото, и получи часть карты сокровищ. (Баба Яга выдает 2 досочки. Команде надо перейти « топкое болото» (написать слова мелом на асфальте ) по одному, перекладывая досочки впереди себя, затем перекинуть следующему участнику.
По прохождении всей команды вручается пазл.)
4-я опушка – «Сороконожка»
Записка №4: Проверим на этой опушке, слаженная ли у вас работа в команде.
Ведущий. Встать друг за другом (паровозиком), руки на пояс впереди стоящему. Главное правило – не расцепляться! Не расставаться! Все вместе дружно выполняем команды: Сели! Встали! Левую ногу вверх! Опустить! Правую руку вверх! Опустить! Пошли вперед гуськом! Встали! Вокруг дерева побежали! Присесть, встать, пойти налево, повернуть направо, пятиться назад, попрыгать , наклон влево, вправо, обежать пенек слева, березку справа и т.д.
5-я опушка – «Следопыт»
Оборудование: веревка, ножницы, записка №5.
Задание: между деревьями натянута веревка, на которой висят на веревочках записки по количеству команд. Одному человеку из команды наблюдатель завязывает глаза и он должен с подсказками команды отрезать записку.
Записка №5. Через эту поляну звери ходят на водопой. Найдите следы лесных животных на поляне: зайца, белки, лося, медведя, кабана. (Каждый выбирает себе одного зверя.) Надо найти 5 следов. (Следы перевернуты картинкой вниз в пяти разных местах.)
Ведущий. Ребята, у нас есть рисунок следа, и мы будем отыскивать по этому образцу. (После того как команды выполнят задание, наблюдатель выдает им кусочек пазла.)