ЛЕГО-конструирование как средство развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста
Эндже СИБГАТУЛЛИНА,
воспитатель детского сада №65 г. Казани
Тема. Зимние олимпийские игры.
Цель. Формирование математических способностей и познавательной активности дошкольников посредством Лего – конструирования.
Задачи:
- освоить основы ориентирования на плоскости;
- закрепить знания на соотношение числа, цвета и количества, умения построения предмета по образцу, по схеме;Закрепить знания о последовательности дней недели ;
- развивать внимание, логическое, образное и пространственное мышление;
воспитывать терпение при выполнении заданий, умение работать в команде;
Оборудование, дидактический материал: конструкторы «Лего», , схемы лего-загадок, , иллюстрации», тарелочка с красными и синими лего квадраты.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, опытная.
Методические приемы: вопросы, загадки, практические задания (моделирование, конструирование), драматизация, организованный диалог, работа в группах.
Формирование УУД:
личностные: умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания; формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;
регулятивные: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; умение работать по инструкции взрослого; умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
познавательные: умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности; умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач); умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, предметов и т.п.);
коммуникативные: умение слушать собеседника; умение ставить вопросы; обращаться за помощью; предлагать помощь и сотрудничество; формулировать собственное мнение и позицию
Ход занятия
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Организационный этап (5 мин)
Приветствие в круге |
Станем рядышком, по кругу
Скажем « Здравствуйте!» друг другу. Нам здороваться ни лень: Всем «Привет! И Добрый день» Если каждый улыбнется- Утро доброе начнется. ДОБРОЕ УТРО |
Дети улыбаются, приветствуют друг друга и гостей.
|
Введение в тему занятия (5 мин)
Создание проблемной ситуации |
Доброе утро .Ребята, а какие времена года вы знаете?
-А сейчас у нас какое время года? (Видео обращение) Здравствуйте ребята.Я звоню вам с холодных стран, и у нас случилось беда.У нас скоро Олимпийские игры,но пришла Снежная Королева и все нам испортила. У нас поменялись дни недели и спортсмены не могут знать когда у них выступление, обрушила все наши горы и лыжники не смогут пройти эстафету, а наш разноцветный лед для хоккеистов стал бесцветным.Помогите нам пожалуйста.мы вам пришлем схему нашей территории
Ребята,это же бедап.что же нам делать? Ну а как же мы отправимся, мы же не знаем где они находятся? Точно ребята,они ведь нам оставили схему, а мы по эхтой схеме сделаем карту.Какие вы внимательные.Молодцы Прежде чем сделать карту ребята, нам надо поделится парами.У меня есть мешочек ,в ним кубики ЛЕГО, каждый дастает себе кубик, и по цве5ту находим свою пару. Ну что ребята нашли своих пар? А теперь предлагаю сделать разминочку для наших ручек: Взяли дети снежный ком Будем строить снежный дом Мы польем его водой Домик будет ледяной Ком за комом мы кладем, вот и вылепили дом. |
Ответы детей.
Зима.
Надо отправится к ним на помощь
Нужно сделать карту
Дети достают кубики, красный с красным,желтый с желтым, зеленый с зеленым, синий с синим.
Изображают ком Движения изображающие лепку Имитируем поливаем водой Соединяем пальцы рук над головой Ставим кулачок на кулачок Рисуем в воздухе домик |
Основная часть
(20 мин) Практическая деятельность |
А теперь ребята я предлагаю сесть за столы,отдохнуть перед дальней дорогойи построить карту.Выбирите себе пласты. Желтый – это наша страна ставим в середину. Зеленый- справа огт желтого это здание где находится календарь со днями недели для спортсменов; Синий- С лева от желтого ,это горы для лыжников Оранжевый снизу от желтого –это ледяная площадка для хоккеистов А теперь поменялись друг с другом и проверяем все ли правильно сделали.что бы нам не потерялись мы С какой стороны находится гора? А где у нас здание с календарем Хоккейная площадка
А сейчас поменялись отправляемся в путь А на чем вы хотите отпрвится в путешествие, выбирайте ребята сами Если на самолете- расправьте крылья; Если на машине заведите мотор; А если на поезде – Продудите ТУ –ТУ ТУ
НА ЭКРАНЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ
Посмотрите ребята,где это мы? Какая страна? Ребята нам надо поспешить до начала олимпийских игр,. Куда же мы с начало отправимся?
(Ориентируясь на ответы детей) 1)Здание со днями недели. Ребята,сколько дней в неделе у нас?
Значит ребята,у каждого дня недели свое число.Предлагаю посмотреть на стол.Какие у нас здесь цифры?(1.2 .5) Какие это дни недели? А каих дней недели у нас нет? Выбирите ребята себе цифры,и предлагаю вам их поострить. Спрашиваю у каждой пары Какая у вас цифра? И какой неделе соответсвует цифра. Вы умницы ребета.Справились с заданием вы. А сейчас куда отправимся ребята?
2)Хоккейная площадка.
Ребяка посотрите а ведь и в правду стадиони совсем не красочный.скучный. Что же нам сделать?Как им помочь? Да,будем разукрашивать снежинки, но не красками а с лего) \Откройте конвертике, и выбирайте каждый себе снежинку который вам нравится..Ориентируясь по красочной стороне по схеме предлагаю раскрасить вам снежинки. Как здоро у вас получилось,поменяйтесь ребята со снежинкими и проверьте правильно ли ваши друзья раскрасили снежинки.
А теперь что бы нам не замерзнуть сдлаем физминутку. Мы зимой в снежки играем, мы играем По сугробам мы шагаем,мы шагаем, И на лыжах мы бежим,мы бежим, На коньках во льду скользим,мы скользим И снегурочку лепим мы,мы лепим Гость зиму любим мы,любим мы
3)Осталось ребята нам построить горы.Выбирайте ребята с парами себе карточки. И по цифрам построить надо нам горы . Проверьте ребята друг друга.не ошиблись ли ваши друзья? |
С лева от желтого С права от желтого Снизу от желтого
Выбор детей.
Красивая, холодная,….
Ответы детей.(
7 Понедельник,вторник,среда, Пятница,суббота,воскресенье
1.2.5 Понедельник.вторни.пятница Среда,четверг,суббота.,воскресенье
К горе или хоккейной площадке .выбор детей.
Скользят ногами имитация на коньках Раскрасить снежинки
Проверяют друг у друга.
Имитация лепим снежки Шагаем высоко поднимаем колени Пружинистые движения на месте Плавное скольжение ног Соответствующие движения Развести руки в поклоне
Проверяют.если находят ошибки анализируют.
|
Подведение итогов (5 мин)
|
Пора возвращаться назад в детский сад, кто на чем уезжал и на том же возвращается
-Присаживайтесь ребята за столы, ? — Ребята, где мы сегодня побывали, что делали? Видео обращения.
Спасибо вам ребята.вы нам очень помогли.
— Мы с вами сделали много добрых дел, и если вам понравилось наше путешествие, и вам было интересно, то возьмите у меня из тарелочки и поднимите красный квадратик, а если не понравилось, и вам было трудно выполнять задания и не интересно, тогда поднимете синий квадратик. — Молодцы, я рада, что всем понравилось. Спасибо!!! |
Ответы детей
Дети рассказывают, чем занимались, что делали. Выбор детей |
Список литературы.
- Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательного интереса к математике у старших дошкольников: учеб.-метод. пособие / Л.Н. Вахрушева; Вят. гос. пед. ун-т. — Киров, 2009.
- Волокитина М.Н. Особенности восприятия и изображения плоскостных фигур в дошкольном возрасте. – М., 2008.
- Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. – М., 2008.
- Давидчук А. Н. Конструктивное творчество у дошкольников. — М.: 2006.
- Данилова В. В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А., Обучение математике в детском саду. 3-е изд.; стереотип. — М., 2008.
- Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. — М., 2008.
- Жуковский А.С. Конструирование в детском саду. – М., 2008..
- Комарова Л.Г. Строим из LEGO: моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO / Л.Г. Комарова. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2011. – 88 с.
- Лавкина, Н.Ю. Программа дополнительного образования детей «LEGO-СПЕКТРО»
- Максаева, Ю.А. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами LEGO-конструирования / Ю.А. Максаева // Педагогические системы развития творчества: сб. по итогам IX Междунар. науч.-практ. конф. – Екатеринбург, 2011. – С.190-
- Социальная сеть работников образования. Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструкторов типа LEGO / А.Н. Манжарова
- Фешина, Е.В. «LEGO конструирование в детском саду»: пособие для педагогов / Е.В. Фешина. – М.: Сфера, 2011. – 345 с.