ЛЕГО-конструирование как средство развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста

 

Эндже СИБГАТУЛЛИНА,

воспитатель детского сада №65 г. Казани

Тема. Зимние олимпийские игры.

Цель. Формирование математических способностей и познавательной активности дошкольников посредством Лего – конструирования.

Задачи:

  • освоить основы ориентирования на плоскости;
  • закрепить знания на соотношение числа, цвета  и количества, умения построения предмета по образцу, по схеме;Закрепить знания о последовательности дней недели ;
  • развивать внимание, логическое, образное и пространственное мышление;

воспитывать терпение при выполнении заданий, умение работать в команде;

Оборудование, дидактический материал: конструкторы «Лего», , схемы лего-загадок, , иллюстрации», тарелочка с красными и синими лего квадраты.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, опытная.

Методические приемы: вопросы, загадки, практические задания (моделирование, конструирование),  драматизация, организованный диалог, работа в группах.

Формирование УУД:

личностные: умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания; формирование  умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;

регулятивные: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; умение работать по инструкции взрослого; умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;

познавательные: умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности; умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач); умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, предметов и т.п.);

коммуникативные: умение слушать собеседника; умение ставить вопросы; обращаться за помощью; предлагать помощь и сотрудничество; формулировать собственное мнение и позицию

Ход занятия

Этапы Деятельность педагога Деятельность детей
Организационный этап (5 мин)

Приветствие в круге

Станем рядышком, по кругу

Скажем « Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет! И Добрый день»

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется.

ДОБРОЕ УТРО

Дети улыбаются, приветствуют друг друга и гостей.

 

Введение в тему занятия (5  мин)

Создание проблемной ситуации

Доброе утро .Ребята, а какие времена года вы знаете?

-А сейчас у нас какое время года?

(Видео обращение)

Здравствуйте ребята.Я звоню вам с холодных стран, и у нас случилось беда.У нас  скоро Олимпийские игры,но пришла Снежная Королева и все нам испортила. У нас поменялись дни недели и спортсмены не могут знать когда у них выступление, обрушила все наши горы и лыжники не смогут пройти эстафету, а наш разноцветный лед для хоккеистов стал бесцветным.Помогите нам пожалуйста.мы вам пришлем схему нашей территории

 

Ребята,это же бедап.что же нам делать?

Ну а как же мы отправимся, мы же не знаем где они находятся?

Точно ребята,они ведь нам оставили схему, а мы по эхтой схеме сделаем карту.Какие вы внимательные.Молодцы

Прежде чем сделать карту ребята, нам надо поделится парами.У меня есть мешочек ,в ним кубики ЛЕГО, каждый дастает себе кубик, и по цве5ту находим свою пару.

Ну что ребята нашли своих пар?

А теперь предлагаю сделать разминочку для наших ручек:

Взяли дети снежный ком

Будем строить снежный дом

Мы польем его водой

Домик будет ледяной

Ком за комом мы кладем,

 вот и вылепили дом.

Ответы детей.

 

Зима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надо отправится к ним на помощь

 

Нужно сделать карту

 

 

 

 

Дети достают кубики, красный с красным,желтый с желтым, зеленый с зеленым, синий с синим.

 

 

Изображают ком

Движения изображающие лепку

Имитируем поливаем водой

Соединяем пальцы рук над головой

Ставим кулачок на кулачок

Рисуем в воздухе домик

Основная часть

(20 мин)

Практическая деятельность

 

А теперь ребята я предлагаю сесть за столы,отдохнуть перед дальней дорогойи построить карту.Выбирите себе пласты.

Желтый – это наша страна ставим в середину.

Зеленый- справа огт желтого это здание где находится календарь со днями недели для спортсменов;

Синий- С лева от желтого ,это горы для лыжников

Оранжевый снизу от желтого –это ледяная площадка для хоккеистов

А теперь поменялись друг с другом и проверяем все ли правильно сделали.что бы нам не потерялись мы

С какой стороны находится гора?

А где у нас здание с календарем

Хоккейная площадка

 

А сейчас поменялись отправляемся в путь

А на чем вы хотите отпрвится в путешествие, выбирайте ребята сами

Если на самолете- расправьте крылья;

Если на машине заведите мотор;

А если на поезде – Продудите ТУ –ТУ ТУ

 

НА ЭКРАНЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ

 

Посмотрите ребята,где это мы? Какая страна?

Ребята нам надо поспешить до начала олимпийских игр,.

Куда же мы с начало отправимся?

 

(Ориентируясь на ответы детей)

1)Здание со днями недели.

Ребята,сколько дней в неделе у нас?

 

 

Значит ребята,у каждого дня недели свое число.Предлагаю посмотреть на стол.Какие у нас здесь цифры?(1.2 .5)

Какие это дни недели?

А каих дней недели у нас нет?

Выбирите ребята себе цифры,и предлагаю вам их поострить.

Спрашиваю у каждой пары

Какая у вас цифра?

И какой неделе соответсвует цифра.

Вы умницы ребета.Справились с заданием вы.

А сейчас куда отправимся ребята?

 

2)Хоккейная площадка.

 

Ребяка посотрите а ведь и в правду стадиони совсем не красочный.скучный.

Что же нам сделать?Как им помочь?

Да,будем разукрашивать снежинки, но не красками а с лего)

\Откройте конвертике, и выбирайте каждый себе снежинку который вам нравится..Ориентируясь по красочной стороне по схеме предлагаю раскрасить вам снежинки.

Как здоро у вас получилось,поменяйтесь ребята со снежинкими и проверьте правильно ли ваши друзья раскрасили снежинки.

 

А теперь что бы нам не замерзнуть  сдлаем физминутку.

Мы зимой в снежки играем, мы играем

По сугробам мы шагаем,мы шагаем,

И на лыжах мы бежим,мы бежим,

На коньках во льду скользим,мы скользим

И снегурочку лепим мы,мы лепим

Гость зиму любим мы,любим мы

 

3)Осталось ребята нам построить горы.Выбирайте ребята с парами себе карточки. И по цифрам построить надо нам горы .

Проверьте ребята друг друга.не ошиблись ли ваши друзья?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С лева от желтого

С права от желтого

Снизу от желтого

 

 

 

 

 

Выбор детей.

 

 

 

 

Красивая, холодная,….

 

 

Ответы детей.(

 

 

 

7

Понедельник,вторник,среда,

Пятница,суббота,воскресенье

 

 

 

 

1.2.5

Понедельник.вторни.пятница

Среда,четверг,суббота.,воскресенье

 

 

 

 

 

 

 

К горе или хоккейной площадке .выбор детей.

 

Скользят ногами имитация на коньках

Раскрасить снежинки

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют друг у друга.

 

 

 

 

 

 

 

Имитация лепим снежки

Шагаем высоко поднимаем колени

Пружинистые движения на месте

Плавное скольжение ног

Соответствующие движения

Развести руки в поклоне

 

 

 

 

 

Проверяют.если находят ошибки анализируют.

 

Подведение итогов (5 мин)

 

Пора возвращаться назад в детский сад, кто на чем  уезжал и на том же возвращается

-Присаживайтесь ребята за столы, ?

— Ребята, где мы сегодня побывали, что делали?

Видео обращения.

 

Спасибо вам ребята.вы нам очень помогли.

 

— Мы с вами сделали много добрых дел, и если вам понравилось наше путешествие, и вам было интересно,  то возьмите у меня из тарелочки и поднимите  красный квадратик, а если не понравилось, и вам было трудно выполнять задания и не интересно, тогда поднимете синий квадратик.

— Молодцы, я рада, что всем понравилось. Спасибо!!!

Ответы детей

Дети рассказывают, чем занимались, что делали.

Выбор детей

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательного интереса к математике у старших дошкольников: учеб.-метод. пособие / Л.Н. Вахрушева; Вят. гос. пед. ун-т. — Киров, 2009.
  2. Волокитина М.Н. Особенности восприятия и изображения плоскостных фигур в дошкольном возрасте. – М., 2008.
  3. Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. – М., 2008.
  4. Давидчук А. Н. Конструктивное творчество у дошкольников. — М.: 2006.
  5. Данилова В. В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А., Обучение математике в детском саду. 3-е изд.; стереотип. — М., 2008.
  6. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. — М., 2008.
  7. Жуковский А.С. Конструирование в детском саду. – М., 2008..
  8. Комарова Л.Г. Строим из LEGO: моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO / Л.Г. Комарова. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2011. – 88 с.
  9. Лавкина, Н.Ю. Программа дополнительного образования детей «LEGO-СПЕКТРО»
  10. Максаева, Ю.А. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами LEGO-конструирования / Ю.А. Максаева // Педагогические системы развития творчества: сб. по итогам IX Междунар. науч.-практ. конф. – Екатеринбург, 2011. – С.190-
  11. Социальная сеть работников образования. Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструкторов типа LEGO / А.Н. Манжарова
  12. Фешина, Е.В. «LEGO конструирование в детском саду»: пособие для педагогов / Е.В. Фешина. – М.: Сфера, 2011. – 345 с.