КВН «Уйный-уйныйбыз»
№211
(Занятие с элементами УМК по татарскому языку для воспитанников подготовительной к школе группы)
Елена КОТЛОВА,
воспитатель высшей квалификационной категории детского сада №20 «Ладушки» г. Бугульма
Программное содержание:
образовательные:
– учить отвечать на вопросы полным, развернутым ответом;
– способствовать умению составлять небольшие рассказы про себя, по серии ситуативных картинок с одним действующим лицом, сюжетной картинке, из личных наблюдений;
развивающие: развивать творческую фантазию дошкольников, инициативу, организаторские способности, развивать устойчивый интерес к татарскому языку;
воспитательные:
– воспитывать чувство уважения и интерес к культуре, национальным традициям татарского народа;
– воспитывать умение действовать в команде.
Предварительная работа: дидактические игры на татарском языке, рассматривание иллюстраций, активизация и закрепление словаря в повседневной жизни, показ татарских мультфильмов, прослушивание аудио-приложений.
Методическое обеспечение: аудио-, видеоматериалы по татарскому языку.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор (заставки с рисунками для конкурсов), карточки с цифрами, полотенце, вырезанные татарские узоры, волшебный сундучок, карточки для игры «Волшебный сундучок».
Ход занятия
(Заставка с названием КВН.)
Ведущая. Всем! Всем! Всем! Начинаем наш КВН «Уйный-уйныйбыз». Мы рады приветствовать вас, дорогие гости и болельщики! Сегодня мы проводим самую веселую, познавательную и очень-очень ответственную игру – КВН. Две команды разумные и внимательные будут соревноваться друг с другом и пройдут через несколько этапов испытаний. После каждого этапа уважаемые жюри подведет итоги, а в конце состоится церемония награждения участников.
Настало время познакомиться с командами.
Ведущая (под веселую музыку приглашает команды занять свои места). Встречаем команды аплодисментами.
Первая команда – «Тюбәтәй-тюбетейка», вторая команда – «Калфак-калфак».
Наш конкурс будет оценивать компетентное жюри. (Оглашается жюри.)
Ведущая. Жюри, как видите, у нас достойно уважения. Им приходилось и не раз оценивать сражения!
За каждое задание жюри будет присуждать один балл.
И так, слушаем первое задание.
1-й конкурс – «Әйдәгез танышыйк – давайте познакомимся»
Надо представиться на татарском языке. Вот, например, «Мин Елена Ивановна, мин тәрбияче (воспитатель). Теперь ты, мин Даша, мин кыз и т.д.
Ведущая. Внимание всем – второе задание.
2-й конкурс – «Хайваннар – животные»
Заставка с рисунком (волк, лиса, ежик, заяц, медведь)
Каждая команда совещается, думают все, и вы выбираете того, кто громко назовет нам названия животных на татарском языке, которых вы знает (төлке, буре, аю, песи, эт, куян, тычкан, керпе).
Ведущая. С этим заданием вы тоже справились. Слово предоставляется жюри.
Продолжаем наш КВН «Уйный-уйныйбыз». Следующее задание.
3-й конкурс – «Вежливые слова»
Заставка (Добрый день! — Хәерле көн!
Добрый вечер! – Хәерле кич! Как ваши дела? – Хәлләрегез ничек?…….)
На свете много красивых, вежливых слов. А теперь мы узнаем, много ли вы знаете таких слов. Ваша задача: каждая команда вспоминает и называет по максимуму вежливые слова на татарском языке.
Исәнмесез! – Здравствуйте!
Саләм! – Привет!
Сау булыгыз! – Досвидания!
Рәхмәт! – Спасибо!
Зур рәхмәт! – Большое спасибо!
Хәерле иртә! – Доброе утро!
Хәерле кич! – Добрый вечер!
Хәлләрегез ничек? – Как дела?
Рәхим итегез! – Добро пожаловать!
Гафу ит! – Извини!
(Слово предоставляется жюри.)
Ведущая. Слушаем следующее задание. Вы любите слушать татарские песни. (Ответы детей.) А вот сейчас мы узнаем. Каждой команде включаем по две песни на татарском языке, ваша задача узнать и правильно назвать название песни. И так слушаем.
- «Туган тел».
- «Чыршы».
- «Туган көн».
- «Мин җырлыйм».
Ведущая. Продолжаем наш КВН. Следующее задание называется…
4-й конкурс – «Саннар – кешеләр» (Цифры – соседи).
Заставка (цифры).
Каждой команде дается карточка с цифрой. Вам необходимо найти и назвать соседей данных чисел на татарском языке.
Ведущая. (Заставка – физминутка.) Пока жюри подсчитывает баллы, мы все вместе поиграем в татарскую народную игру «Йөзек салыш». (Участники сидят полукругом на стульях.) Чтобы начать игру, нам нужен водящий. С помощью считалки выбираем водящего.
Бер, ике, өч, дүрт, биш,
Алты, җиде, сигез, тугыз, ун.
Байлар кия төлке тун.
Төлке тунның бәясе –
Йөз дә кырыксигез сум.
(Водящий держит кольцо. Он обходит всех и дотрагивается до ладоней каждого. Кольцо остается у одного игрока. Как только обходит всех, говорит: «У кого колечко, выйди на крылечко». У кого кольцо, тот выскакивает.)
Ведущая. Какая веселая татарская народная игра! Вот и повеселились, поиграли. (Слово предоставляется жюри.)
Ведущая. Теперь продолжаем наш КВН. Наше 5-е задание.
5-й конкурс – «В мире мультфильмов»
Заставка (отрывки из мульфильмов «Шурале», «Водяная», Болтливая утка», «Чукмар и Тукмар»)
Ведущая. Я вам показываю фрагменты из татарских народных сказок, а вы должны узнать и правильно назвать сказку. Будьте очень внимательны, дорогие участники.
Для команды «Түбәтей»: мультфильмы № 1 «Су анасы», № 3 «Шурәле» (заставки).
Команде «Калфак» № 2 «Болтливая утка», № 4 «Чукмар и Тукмар» (заставки).
Ведущая. Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. И так 6-е задание.
6-й конкурс – «Волшебный сундучок»
Заставка (фото картинок)
Каждая команда выбирает по три участника. Задача участников: по очереди вынимать из сундучка карточку и называть, что изображено на картинках.
Например, Бу кыз (это девочка). Бу матур кыз (это красивая девочка). Кыз китап укый (девочка читает книгу) и т.д.
Ведущая. Команды, объявляю вам наше последнее 7-е задание.
7-й конкурс – «Укрась полотенце»
Заставка (татарский национальный орнамент)
Каждой команде дается белое полотенце и вырезанные татарские орнаменты. Вы должны сообща составить узор, договариваясь об окончательном варианте. (На фоне татарской плясовой песни воспитанники составляют узор.)
Ведущая. Для подведения итогов слово предоставляется жюри.
(Жюри подводит итоги, и объявляет победителей КВН, проводится награждение победителей призами.)
Используемая литература
1.Зарипова З.М., Исаева Р.С., Кидрячева Р.Г. Обучение русскоязычных детей татарскому языку в детском саду: Программа.– М.: Казань, 2013. – 112 с.