Куда текут реки?

 

Зульфия НИГЕМЕТЗЯНОВА,

Ляйсан ХАКИМЗЯНОВА,

учителя начальных классов

АНОШ №4

Арского района РТ

Предмет: окружающий мир

Класс: 1

Тема урока:

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: организация деятельности учащихся по формированию представлений о реках и морях, о движении воды из реки в море, о пресной и морской воде.

Задачи урока:

– дидактические: способствовать ознакомлению учащихся с путём течения реки; содействовать расширению представлений учащихся о различиях  рек и морей;

– развивающие: создать условия для развития умения слушать и слышать других, включаться в диалог с окружающими; способствовать развитию самостоятельной оценочной деятельности; развивать умение сравнивать, обобщать и делать выводы при изучении водных объектов; способствовать развитию контроля собственной деятельности на уроке;

– воспитательные: содействовать воспитанию интереса к предмету; создать условия для воспитания бережного отношения к воде и природе в целом; воспитывать потребность к объективному самооцениванию.

Планируемые результаты:

Личностные: проявляют интерес к предмету; испытывают чувство ответственности за состояние природы; объективно оценивают свои достижения на уроке;

Метапредметные:

– коммуникативные: умеют слушать и слышать других, активно включаются в диалог с окружающими;

– регулятивные: контролируют свою деятельность, сохраняют учебную задачу в процессе учебной деятельности;

– познавательные: выявляют известное и неизвестное, извлекают нужную информацию при изучении рек и морей;

Предметные: знают о пути течения реки; знают о различиях  рек и морей;

Ресурсы: учебник «Окружающий мир» (автор: А. А. Плешаков, 1класс 1 часть), интерактивная доска, ноутбук, презентация, раздаточный материал, аудиомериал.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Ход урока:

I Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

– Наш урок я хочу начать с выражения «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Как вы понимаете данное выражение? На протяжении веков считалось, что от названия корабля зависит судьба экипажа и успех походов.

Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в мир знаний. На ваших столах есть кораблики, возьмите их в руки и прочитайте названия ваших кораблей (удача, успех, победа).

– Недаром корабли получили данные названия. Я надеюсь, что таким же удачным, успешным и радостным будет наш сегодняшний урок окружающего мира.

– Посмотрите на парты, все ли у вас готово к уроку, все ли на месте (учебники, карандаши и веселое настроение) (1 слайд)

II Проверка усвоения материала прошлого урока.

III Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

  1. Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения.

– Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел? (муравьишка Вопросик) Но сегодня он не с пустыми руками, а с конвертом. Давайте прочитаем письмо.

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик – в роднике,

А широкий – в море. (Река.) (На доске появляется картинка с изображением реки.)

– Вспомните, что вы уже знаете о реках и скажите, какую пользу приносит река? Да, это место обитания для рыб и некоторых животных, вырабатывает электрический ток, используется людьми в быту.

– Как вы считаете, сможет ли река сделать столько работы, если её воды будут стоять на месте? Нет, именно поэтому вода в реках постоянно движется в одном направлении. Отсюда возникает вопрос: куда же течет река? Вижу, что ваши мнения разделились.

– На этот вопрос нам предстоит ответить на сегодняшнем уроке.

  1. Целепологание

– Исходя от этого тема нашего урока «Куда текут реки?».

– Исходя из темы, какую цель мы поставим? Что мы сегодня узнаем на уроке? Цель: узнаем об особенностях движения воды в реке.

IV Организация познавательной деятельности

  1. Определение последовательности действий на уроке

– Для достижения нашей цели, нам необходимо составить план действий. Задачи перепутаны, необходимо соединить начало и конец выражений.

  • Познакомимся с путями течения рек;
  • Узнаем о различиях рек и морей.
  1. Поиск решения.

– Что такое река? Где можем найти точное определение? Верно, в толковом словаре.

– Река – постоянный водный поток. В России 2.5 млн. рек. Все они разные: большие и маленькие, горные и равнинные.

– Давайте вернемся к стихотворению в начале урока. Прочитайте его еще раз.

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий в море.

– Почему узкий кончик в роднике?  Узкий кончик – это место, где начинается река. Это могут быть родник, озеро, ледники. Начало реки называется исток.

– А почему широкий – в море? Широкий кончик реки – это место куда впадает река. Он получил название устье. Об этих понятиях более подробно поговорим на следующем уроке.

– Чтобы узнать, куда же текут реки, совершим необычное путешествие на корабликах. А поможет нам карта на странице 62ой. Откроем учебники –  странице 62.  Давайте прочитаем названия рек, которые изображены на рисунке (Осётр, Ока, Москва, Волга, Каспийское море)

 

– Муравьишка родился в небольшом городе под Москвой. Он стоит на реке Осётр. Давайте найдем реку Осётр и установим наши корабли. Это начало пути.

– Мы плывем по реке Осетр. И вдруг эта река впадает в другую реку, которая гораздо шире Осетра. Как называется эта река? (Ока.)

(Учащиеся во время всего путешествия передвигают свои кораблики по рисунку в учебнике.)

– Плывем дальше! Слева река! Кто знает название этой реки? (Это река Москва.)

– Плывем дальше. Река Ока становится все шире и шире. И вот она впадает в другую реку, которая гораздо шире Оки. Как же называется эта река? (Волга.)

– Что вы знаете об этой реке? Может быть, кто-то бывал на Волге? (Ответы детей.) Это ребята, одна из самых больших рек нашей страны. И на ней есть плотина гидроэлектростанции.

– Мы продолжаем путешествие по Волге. Чем дальше мы плывем, тем шире и шире становится река. А куда же впадает река Волга? (В Каспийское море.)

–  Наши корабли заканчивают путешествие в Каспийском море. Давайте понаблюдаем, что можно увидеть с борта корабля. (Над морем летают чайки, в море вышли рыболовные суда, плещется рыба.)

– Ребята, кто из вас был на море. А для чего едут на море? (отдохнуть) Давайте мы с вами тоже немного отдохнем и выполним физкультминутку.

Физкульминутка

  1. Первичное закрепление

Мы с вами сказали, что реки текут в море. Давайте рассмотри эти 2 понятия. Чем река отличается от моря? Взгляните на экран? Чем они отличаются? (1. Река течёт, а море – нет. 2. У реки 2  берега (левый и правый), а у моря берега не видно.  второго берега не видно; 3) река меньше, моря).

– У Муравьишки есть еще одно интересное сообщение: «Кругом вода, а с питьем беда». Почему? (вода соленая)

Подумайте, вода морская и речная одинаковая или разная? Чем она различается? В море вода соленая, а в реке пресная.

– Кто-нибудь из вас может объяснить, почему в море вода соленая? Чтобы это узнать, я предлагаю посмотреть видеоролик. Смотрим внимательно. Вода – это отличный растворитель, она растворяет в себе минеральные соли. Вместе с водой они попадают в океан или море. Вода с поверхности океана или моря испаряется, а соль остается в море или океане и придает воде соленый вкус. Пить такую воду нельзя, зато принимать ванны с морской водой очень полезно для организма человека.

– Давайте сделаем вывод. Так чем же отличается море и река?

– В море вода солёная, а в реке – пресная. Этим море отличается от реки. И мы с вами и получили морскую воду.

– Взгляните на экран. Муравьишка–Вопросик приехал на море и решил искупаться, но увидел такую печальную картину перед глазами. Почему же море находится в таком состоянии? Люди ведутся пренебрежительно по отношению к природе.

– А какие же правила необходимо соблюдать для защиты водоемов? Перед вами лежат листочки, на них изображены знаки. Если эти действия можно соблюдать разукрашиваем круг в зеленых цвет, а если это неверные действия – в красный цвет.

– А почему же нужно беречь воду? Вода – наш главный источник жизни. Давайте будем относиться к природе бережно.

Если время останется. Пока мы беседовали Муравьишка решил искупаться в море, не выходя из квартиры. Посмотрите на  стр 63ой, Скажите, как же это у него получилось? Добавил морской соли.  Да, ребята, ванны с морской солью считаются лечебными, но пить эту воду нельзя.

  1. Наш урок подходит к концу, давайте узнаем, как хорошо вы усвоили материал урока и выполним самостоятельную работу в виде крестиков ноликов. Итак, перед вами лежат листочки. Они пронумерованы. Я буду читать выражения, если вы считаете – это выражение верным, вы ставите х, а если не верным – о.

+/–

  1. У реки видны 2 берега.
  2. Море впадает в море.
  3. Река стоит на месте.
  4. Волга – самая маленькая река нашей страны.
  5. Реки текут в моря.
  6. В море воды меньше, чем в реке.
  7. В море и в реке вода одинаковая.
  8. В реке вода соленая.
  9. В море вода соленая.
1

Х

 2

О

 3

О

 4

О

 5

Х

 6

О

 7

О

 8

О

 9

Х

 

  1. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Соотнесение результатов урока с поставленными целями.

– Давайте посмотрим на нашу последовательность действий. Выполнили ли мы все пункты?  Да. Какая была цель нашего урока? Мы достигли её?

– Вспомним, девиз нашего урока: «Как корабль назовёшь, так он и поплывёт». Мы с вами убедились в том, что это правда? Совершенно верно, наш сегодняшний урок получился очень интересным, познавательным.

Самооценка учениками собственной учебной деятельности:

– А сейчас расскажите о своей деятельности на уроке, выбрав одну фразу, из предложенных на экране: я узнал, я научился, у меня получилось, мне было интересно, мне было трудно.

– А теперь соберите все карточки в конверты.

– Ребята, поднимите одну руку вверх. Если вам все было понятно и интересно, раскройте ладонь, а если вам не все было понятно, сожмите руку в кулак. Вижу, что многим было интересно. Я этому рада, ведь эти знания несомненно пригодятся вам в жизни.

Выставление отметок.

– Вы все были очень активны на уроке, но я бы хотела особенно выделить некоторых…

– На этом наш урок подошёл к концу. Всем спасибо за активную деятельность. До свидания!

  1. Домашнее задание (информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению).