Крупный ученый по экологии Татартана
Алсу КАМАЛЕЕВА,
доктор педагогических наук, профессор КФУ
В современных условиях экологическое образование и воспитание учащейся молодежи приобретают особое значение, так как возникновение экологических проблем обусловлено, прежде всего, социально-экономическими факторами, и эти проблемы должны решаться не только техническими средствами, но и путем переориентации ценностей, взглядов и поведения отдельных людей и групп населения по отношению к окружающей среде.
Сначала 90-х годов ХХ века на естественно-географическом факультете Казанского государственного педагогического университета начали уделять большое внимание проблемам экологического образования и воспитания учащейся молодежи при изучении географии, биологии и химии в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях. В 2011году была создана научная школа по преемственности экологическоого образования учащейся молодежи. Организатором данной школы является доктор педагогических наук, профессор Ильгизар Тимергалиевич Гайсин, Им была разработана целостная модель системы преемственности непрерывного экологического образования и воспитания, разработана и обоснована система реализации преемственности в условиях учебной и внеаудиторной деятельности в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.
В своем исследовании И.Т.Гайсин уделяет огромное внимание разработке и внедрению различных курсов по выбору и факультативов для обучающихся школ, ссузов и вузов: «Вопросы экологии в Татарстане», «Охрана природы региона», «Экологические особенности региона», «Актуальные проблемы географии и экологии», «Преемственность эколого-географического образования» и др.
В настоящее время И.Т.Гайсин свои знания и умения передает аспирантам, докторантам и соискателям. Под его руководством защищены 25 кандидатских и одна докторская диссертация на соискание ученой степени кандидата и доктора педагогических наук по специальностям: 13.00.07 – теория и методика дошкольного образования; 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (естествознание),13.00.07 – теория и методика дошкольного образования, 13.00.08 – теория методики профессионального образования по проблемам экологического и эколого-географического образования дошкольников и учащейся молодежи и на другие темы.
Ильгизар Тимергалиевич – автор более 300 научных и учебно-методических работ, им написаны и изданы монографии по проблемам экологического образования обучающихся, по экономической и социальной географии; учебные и учебно-методические пособия и многочисленные статьи в журналах и сборниках по проблемам охраны природы и экологии, экологического и эколого-географического образования, экономической и социальной географии Республики Татарстан, России и стран Содружества независимых государств и др. Является действительным членом Академии педагогических и социальных наук Российской Академии естествознания, членом-корреспондентом международной педагогической академии.
Под научным руководством И.Т.Гайсина были изданы монографии его учениками. Так, доцентом Г.Х.Хазеевым была издана монография «Экологическое образование в сельской школе, М.Г.Габитовым «Формирование у учащейся молодежи нравственно-эстетического отношения к природе средствами музыки», Р.М.Якуповой «Взаимосвязь цивилизации, культуры и экологии, С.М.Файрушиной «Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин», И.М.Божьеволиной «Эколого-педагогическая подготовка студентов в условиях классического университета», И.М.Садиковым «История развития экологического образования в Республике Татарстан» и др.
В своей работе И.Т.Гайсин уделяет большое внимание проведению научно-практических конференций и методических семинаров. Под его научным руководством были проведены региональные научно-методические конференции:«Преемственность эколого-географического образования» (2000), «Актуальные проблемы преподавания естественно-географических дисциплин в школе и вузе» (2001), «Совершенствование методики преподавания географии и экологии в школе и вузе» (2002), «Экологическое образование и воспитание в школе и вузе» (2005), «Краеведческая деятельность в школе и вузе (Проблемы экологического образования и воспитания учащейся молодежи)» (2007), всероссийские – «Формирование экологической культуры учащихся и студентов как часть учебно-воспитательного процесса» (2010), «Формирование экологической культуры учащихся и студентов» (2010, 2012), «Актуальные проблемы эколого-географического образования в школе и вузе» (2011); «Преемственность эколого-географического образования учащейся молодежи в школе и вузе» (2014, 2017, 2022) и др. В этих научных конференциях и семинарах принимали активное участие известные ученые и педагоги из разных регионов России из Москвы, Екатеринбурга, Самары, Тольятти, Йошкар-Олы, Ульяновска, Кургана, Наб. Челнов, Елабуги и др.
Профессор И.Т.Гайсин ведет активную работу по эколого-географическому образованию обучающихся с общеобразовательными учебными заведениями городов Казань, Наб. Челны и муниципальных районов Республики Татарстан: Апастовского, Буинского, Кайбицкого, Кукморского, Мамадышского, Рыбно-Слободского, Тукаевского, Тюлячинского. Для учителей естественно-географических дисциплин этих городов и районов регулярно проводятся научно-методические семинары, мастер-классы, обмен передовым педагогическим опытом по изучению отдельных проблем экологии и охраны природы, экономической и социальной географии, методики преподавания географии, биологии и экологии. Он является председателем республиканской предметной комиссии по географии по сдаче ОГЭ и ЕГЭ. В 2016 году И.Т. Гайсин был делегатом II Всероссийского съезда учителей географии, который состоялся в Москве и где была принята Концепция развития географического образования в Российской Федерации.
С 1999 по 2018 год И.Т.Гайсин был научным консультантом республиканского эколого-биологического лагеря-школы «Биосфера» для одаренных учащихся общеобразовательных учебных заведений. Ежегодно в работе данного лагеря принимали участие от 85 до 110 учащихся со всех муниципальных районов республики и городов Казани и Наб/ Челнов. В рамках работы данного лагеря с обучающимися проводили учебные и практические занятия ученые и преподаватели вузов города Казани по следующим курсам: общая экология, география почв, картография и топография, география и гидрология, лесоводство, социальная экология, экология растений, экология животных и т.д. По итогам работы ежегодно проводился слет и научная конференция, где ученики выступали с результатами своих исследований, выполненных под руководством преподавателей вузов. Поэтому после окончания школы многие участники лагеря выбирали своей будущей специальностью экологию, биологию, гидрологию, географию, геологию и др. По мнению И.Т.Гайсина, наиболее интересные и плодотворные годы работы школы-лагеря «Биосфера» приходились в период работы лагеря в г. Лаишево, где участники лагеря свои исследования проводили в природных условиях с использованием биолого-географических объектов: лес, река Кама, родники, овраги и др.
С 1999 года по 2021 год И.Т. Гайсин руководил кафедрой теории и методики географического и экологического образования, а с 2002 года одновременно был деканом географичесого факультета, с 2008 по 2011 год деканом естественно-географического факультета Казанского педагогического университета. В эти годы на факультете произошли большие изменения: была образована кафедра биоэкологии, открылись и работали научно-исследовательские лаборатории при кафедре теории и методики географического и экологического образования. На факультете открылись новые специальности: “География и английский язык”, “География со специализацией геоэкология”, “Биоэкология”, “Социально-культурный сервис и туризм”, подготовка кадров по направлению “Бакалавр экологии”. Также велась большая работа по организации и проведению полевых практик студентов I – IV курсов по специальностям биолого-географического направления и для этого осуществлялась работа по восстанавлению на берегу залива Волги агробиологической станции естественно-географического факультета КГПУ.
В разные годы был членом диссертационных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования при КФУ. Института психологии, педагогики и социальных проблем, а с 2021 года является членом диссертационного совета по специальности 1.16.13. Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география при КФУ. Является рецензентом научных и учебно-методических работ, его отличают глубокие знания по педагогике, экономической и социальной географии и методике преподавания естественно-географических дисциплин в школе и вузе. Является членом экспертной комиссии журнала «Современные проблемы науки и образования» Российской академии естествознания. Был председателем ГАК в КГУ, в Марийском ГУ и в «Академии управления ТИСБИ» и, в настоящее время в Набережночелнинском ГПУ Неоднократно участвовал в осуществлении проектов фонда НИОКР АН Республики Татарстан.
И.Т.Гайсин родился 15 июля 1952 года в деревне Казаклар Ворошиловского (ныне Тукаевского) района Татарстана. После окончания Казанского педагогического института работал в различных учебных заведениях г. Казани: учителем географии, заместителем директора профтехучилища, директором школы-гимназии № 81, проректором по учебной и научной работе торгово-экономического института, заведующим кафедрой, деканом географического факультета Казанского педагогического университета, заведующим отделения и заведующим кафедрой КФУ.
Профессор И.Т.Гайсин имеет почетное звание «Заслуженный учитель школы Республики Татарстан» (1999 ). Неоднократно награжден Почетными грамотами МО и Н РТ и РФ, нагрудным знаком МО и Н РФ «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2007 г.), награжден медалью К.Д.Ушинского за заслуги в области педагогических наук. Также награжден медалью «В память 1000-летия Казани» (2005) и медалью В.И. Вернадского Российской академией естествознания «За успехи в развитии отечественной науки» (2010), ему присвоено почетное звание «Основатель научной школы «Преемственность экологического образования учащейся молодежи» РАЕ.