Круги Луллия как игровой метод развития речи на родном языке
№ 209
(Дидактическая игра для детей подготовительной группы (6 – 7 лет)
Екатерина ГИЛЬМУТДИНОВА,
воспитатель детского сада №1 «Золотая рыбка» села Куюки Пестречинского района
Сегодня очень важно говорить о необходимости возрождения в обществе национальной духовности и культуры, что естественно связано с развитием и воспитанием ребенка от рождения до школы. В системе образования детей дошкольного возраста проблема развития речи на родном языке является актуальной в дошкольном возрасте. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. На сегодняшний день существует множество методик, технологий для коррекции процесса развития речи у детей. Важным условием развития речевой деятельности дошкольников, это создание эмоционально благоприятных условий, которая будет содействовать становлению речевой среды и желанию активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Игра для дошкольников это самая доступная, близкая и увлекательная деятельность. Можно говорить, что между игрой и речью существует взаимосвязь. С одной стороны, игра производится под влиянием речи, с другой стороны – в игре речь ребенка развивается и активизируется. Поэтому для работы с детьми была выбрана система игровых заданий и упражнений, созданных на основе «Кругов Луллия».
Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя – Раймунда Луллия. В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» – это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду.
Особенность дидактического пособия «Круги Луллия» – это возможность изготовить его самостоятельно по любой теме для проведения разных игр, и также применять авторские варианты использования. Используя «круги Луллия», можно формировать словарный запас и вызвать интерес к познанию родного языка.
Основная идея работы с дидактическим пособием «Круги Луллия» – создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира и для решения проблемных ситуаций.
Круги Луллия – одно из простых средств которое способствует развитию интеллектуально-творческих способностей детей и развитию речи на родном языке. Задачи в обучении ставятся согласно содержанию образовательной деятельности на каждом возрастном этапе.
Также, можно говорить о том, что данное пособие универсальное, и можно его применять в разных областях детского развития. Используя лишь несколько кругов, можно получить разнообразные варианты игры. Также дети могут самостоятельно играть с «Кругами Луллия» в свободное время, и закреплять материал, отработанный на занятиях с воспитателем. Круги многофункциональны и формируют навыки сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.
Цель игры: расширить словарный запас дошкольников, используя «Круги Луллия». Вызвать интерес к познанию родного языка посредством дидактических игр.
Задачи:
– обогатить развивающую предметно-пространственную среду групп (дидактическими пособиями);
– способствовать пополнению и активизации словарного запаса;
– взаимодействовать с родителями по теме данного проекта;
– способствовать развитию познавательной активности;
– развивать и совершенствовать связанную речь на родном языке;
– развивать мелкую моторику и координацию движения рук.
Описание пособия. Круги разного диаметра с общей осью. На верхнем круге представлена треугольная секция для объединения картинок к заданиям. На «кругах Луллия» расположены картинки разного значения, с определенными особенностями.
Основное игровое действие. Игры с «Кругами Луллия» можно условно разделить на три типа:
– игры для подбора пары (в одном из секций устанавливается картинка, пара к которой подбирается с помощью прокручивания второго кольца);
– игры с элементом случайности (в данной дидактической игре дети одновременно должны раскрутить два кольца и ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка первого кольца взаимосвязана с любой картинкой других колец);
– игры, направленные на развитие творческого воображения (для такой игры подбираются кольца как для первого типа игр, но при этом раскручиваются два кольца. После этого дети со взрослым обсуждают противоречивую на первый взгляд комбинацию);
Последующим этапом после продолжительной работы с детьми, возможно расширять их деятельность:
Дети могут поддирать карточки с изображением объектов, которые размещаются на секторах, например: «Подберите карточки с изображением домиков».
Список используемой литературы
- Методика работы с Кругами Луллия [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://ds1ishim.ru/sites/default/files/13_01_2014/seminar_na_temu_metodika_raboty_s_kolcami_lulliya.
- Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – Спб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012