Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

№ 130

(Урок по биологии в VIII классе)

Ильсия САМАТОВА,

учитель биологии гимназии-интерната №4 г. Казани

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Планируемые результаты обучения:

личностные: формирование интересов, биологических знаний и умений, навыков их применения в различных жизненных ситуациях; осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;

предметные: формирование знаний о внутренней среде организма, ее постоянстве и компонентах и их функциях; сформировать умение распознавать и определять форменные элементы крови человека (эритроциты, тромбоциты, лейкоциты), плазму; давать им характеристику;

метапредметные: формирование умений учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; формировать навыки публичного выступления по заранее подготовленной теме; продолжить развитие навыков  коммуникативных и информационных компетенций; формировать навыки работать индивидуально и в группах, анализировать ответы товарищей; формировать способности к творческому, креативному мышлению в рамках изучаемой темы.

Оборудование: учебник (Колесова Д.В., Маша Р.Д., Беляева И.Н. Биология. Человек. 8 класс М.: Дрофа, 2010),  дополнительный материал к уроку для работы в группах, ноутбук , интерактивная доска, презентация.

Педагогическая технология: технология проблемного обучения, технология развития критического мышления.

Технологическая карта урока

 

Этапы урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Личностная

Осуществляемые действия

 

Формируемые способы деятельности

 

Осуществляемые действия

 

Формируемые способы деятельности

 

Осуществляемые действия

 

Формируемые способы деятельности

 

Осуществляемые действия

 

Формируемые способы деятельности

 

I этап. Организационный момент.

Актуализация знаний и формулировка задачи урока и планирование деятельности

Учитель организует фронтальную работу учащихся, обсуждение  в парах:

– Что такое среда?

– Какая среда окружает наш организм?

– Без какого компонента внешней среды не может функционировать наш организм? В какой среде существуют клетки нашего организма?

– Внутренняя среда – совокупность жидкостей.

– Будет ли кровь  являться компонентом внутренней среды?

Постановка проблемной задачи:

? Почему труп животного и человека уже через сутки начинает разлагаться, хотя в живом организме этого не происходит?

? Вы уже знаете, что кровь – это жидкая соединительная ткань. Но в случае пореза она превращается в сгусток. Как и почему это происходит?

Какие знания необходимо использовать для ответа на данные вопросы?

Предлагают свои варианты ответа, формулируют тему и цель урока Формирование познавательной цели, определение объекта изучения Взаимодействуют в парах, при ответе на вопросы на слайде Умение слушать и понимать речь других;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

 

Контролируют правильность ответов товарищей Определение степени успешности выполнения работы

 

Предлагают свои варианты ответа, формулируют тему и цель урока Осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

 

II этап. Работа с новой информацией Организует работу по опорным листам в парах. Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 118. Запишите определение крови и заполните схему в опорных листах.

 

— Можно ли назвать внутреннюю среду организма человека постоянной?

Проверим правильность записанного вами определения и составленной схемы.

Кровь — это жидкая соединительная ткань красного цвета. У взрослого человека 5-6 л крови, что составляет около 7% массы тела.

 

Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя.

Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость – плазма крови. Слайд

Нижний  слой – осадок цвета темно-красного цвета, который образован форменными элементами эритроцитами.

Средний  слой – осадок светлого цвета, который образован форменными элементами лейкоцитами, и кровяными пластинками – тромбоцитами.

 

Учащиеся работают с текстом учебника и выполняют задание в опорных листах: составляют схему № 1 «Компоненты внутренней среды».                          Компоненты внутренней среды: кровь-лимфа – тканевая жидкость. (Приложение 1)

 

 

 

 

 

Учащиеся составляют схему №2 «Состав крови» в опорных листах. (Приложение 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         

 

             

 

 

анализ информации с выделением существенных  признаков;

проведение синтеза (восстановление целого из частей);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учебно-познавательный интерес; анализ отобранной информации и интерпретация её в соответствии с поставленной   задачей.

 

Вносят проанализированную информацию в опорные листы в виде схемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вносят проанализированную информацию в опорные листы в виде схемы

 

 

Письменно выражают свои мысли, сотрудничество в поиске информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение слушать своего соседа, уважительное отношение к чужому мнению

Осуществляют самоконтроль выполнения задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

самостоятельный

учет выделенных ориентиров в учебном материале;

 

 

 

Осуществляют учебную задачу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

работать по плану, инструкции

 

 

Вносят проанализированную информацию в опорные листы в виде схемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вносят проанализированную информацию в опорные листы в виде схемы

Развитие познавательной самостоятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

понимание важности сохранения здоровья

самоопределение, самосознание.

 

III этап. Включение новых знаний в систему знаний Учитель организует работу в командах по 5 человек. Задание для 1 группы:

Изучить текст учебника §17 с 84 «Плазма крови», дополнительный материал   и заполнить таблицу (Приложение 3) в опорном листе.

Задание для 2 группы:

Изучить текст учебника §17 с 84 «Эритроциты», дополнительный материал  и заполнить таблицу в опорном листе.

Задание для 3 группы:

Изучить текст учебника §17 с 86 «Лейкоциты», дополнительный материал   и заполнить таблицу в опорном листе.

Задание для 4 группы:

Изучить текст учебника §17 с 86 «Тромбоциты или кровяные тельца», дополнительный материал   и заполнить таблицу в опорном листе.

Затем учащиеся проделывают тест и проверяют вместе с учителем. (Приложение 4)

 

Сначала учащиеся работают в группе по своему заданию, затем через 7 минут 2 чел из 5 остаются на местах, а 3 расходятся по одному в другие группы (меняется состав, в новой группе оказываются учащиеся, которые изучали разный материал, теперь они обмениваются знаниями→в результате,  у каждого полностью заполнена таблица). Затем учащиеся выполняют тест.

 

Умение ориентироваться в системе знаний; применять свои знания при решении теста Сначала учащиеся работают в команде, заполняют таблицу, затем расходятся по другим командам, затем тест Умение работать в команде, умение прислушиваться к чужому мнению, умение отстаивать свою точку зрения, умение дискутировать самостоятельный

учет выделенных ориентиров в учебном материале

работать по плану, инструкции, применять свои знания в нестандартной ситуации

 

Личное участие каждого ученика как в команде, так и в самом коллективе понимание важности сохранения здоровья

самооценка

IV этап. Рефлексия и самооценивание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V этап. Домашнее задание

Организует рефлексию.

 

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами:

в каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

 

СИНКВЕЙН

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

учебник стр. 118-119, учить определения, творческое задание — сделать презентации или краткие сообщения на темы:

— История открытия фагоцитоза.

-История открытия групп крови.

 

Составляют синквейн. Пример синквейна с урока:

1 строка — Урок биологии

2 строка — Интересный, познавательный

3 строка – составляли, искали, узнавали

4 строка — Быстро прошел урок.

5 строка — Знания

 

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

выстраивание логической цепочки рассуждения;

рефлексия способов и условий действий.

 

Фиксируют свои идеи на бумаге умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

 

Индивидуальная работа учащихся Оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей. Каждый составляет свой синквейн умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

 

 

 

 

 

Приложение 1

Схема №1 «Компоненты внутренней среды»

                                                                         

 

                      кровь                                               лимфа 

тканевая

                                               жидкость 

 

 

Приложение 2

Схема №2  «Состав крови»

                                               кровь

 

плазма                   компоненты внутренней среды

                                                           ↓                           ↓                          ↓

                                                   эритроциты   лейкоциты   тромбоциты

 

 

Приложение 3

 

Компоненты крови

 

Содержание в крови, штук/мл

Особенности строения

(форма, цвет, наличие ядра)

 

Место образования и срок жизни

 

функции
Плазма

 

 

 

 

       
Эритроциты        
Лейкоциты

 

 

 

       
Тромбоциты

 

 

 

 

 

       

 

Приложение 4

Тест

  1. Внутреннюю среду организма образуют:

А – кровь, лимфа, тканевая жидкость

Б – полость тела

В – внутренние органы

Г – ткани, образующие внутренние органы

2. Жидкую часть крови называют:

А – тканевой жидкостью

Б – плазмой

В – лимфой

Г – физиологическим раствором

3. Все клетки тела окружает:

А – лимфа

Б — раствор поваренной соли

В – тканевая жидкость

Г – кровь

4. Из тканевой жидкости образуется:

А – лимфа

Б – кровь

В – плазма крови

Г – слюна

5. Строение эритроцитов связано

с выполняемой ими функцией:

А – участием в свертывании крови

Б – обезвреживанием бактерий

В – переносом кислорода и углекислого газа

Г – выработкой антител

6. Строение эритроцитов связано

с выполняемой ими функцией:

А – участием в свертывании крови

Б – обезвреживанием бактерий

В – переносом кислорода

Г – выработкой антител

7. При малокровии в крови уменьшается содержание:

А – кровяной плазмы

Б – тромбоцитов

В – лейкоцитов

Г – эритроцитов

8. Фагоцитоз – это процесс:

А – поглощения и переваривания микробов

и чужеродных частиц лейкоцитами;

Б – свертывания крови

В – размножения лейкоцитов

Г – перемещения фагоцитов в тканя

9. Антигенами называют:

А – белки, нейтрализующие вредное действие

чужеродных тел и веществ

Б – чужеродные вещества, способные вызвать

иммунную реакцию

В – форменные элементы крови

Г – особый белок, называемый резус-фактором

10. Антитела образуются:

А – всеми лимфоцитами

Б – Т-лимфоцитами

В – фагоцитами

Г – В-лимфоцитами