Красавица осень

№ 194

(Комплексное занятие для детей подготовительной группы)

Эльза НУРУЛЛИНА,

музыкальный руководитель детского сада №156 г. Казани

Цели:

– формировать чувство прекрасного в жизни и искусстве, сопоставляя образы природы, выраженные разными видами искусств: (живописью, поэзией, музыкой);

– побуждать передавать образы природы в поделках, согласно музыкальному образу;

– обогащать словарный запас эпитетами, сравнениями, характеризующими образы, созданные в музыке, поэзии, живописи;

– развивать игровые творческие способности детей;

– совершенствовать умение  договариваться и работать в паре при выполнении поделки.

Задачи:

Слушание: воспитывать любовь и интерес к музыке П. И. Чайковского, способность самостоятельно определять характер музыкального произведения, его образы, расширять словарный запас.

Игровое творчество:развивать двигательную активность детей, способность к творческому выражению, импровизации.

Пение: закреплять вокально-певческие навыки, умение петь легким подвижным звуком, передавая радостные эмоции.

Ход занятия

Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята!  Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Пусть наше занятие   принесет радость и много новых интересных впечатлений. Поприветствуем друг друга!

Приветствие

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте! » друг другу. (помахать ладошками)

Нам здороваться ни лень: (руки развести в стороны)

Всем «Привет!» и «Добрый день!» (помахать по очереди ладошками)

Если каждый улыбнётся (улыбнуться другу справа)

Утро доброе начнётся. (улыбнуться другу слева)

– Доброе утро! (похлопать в ладоши)

Угадайте загадку!

Я люблю ее давно, гостью дорогую.

Как заглянет мне в окно – я не жду другую.

Любит вволю погрустить и поплакать вволю,

На закате побродить по пустому полю.

Музыкальный рукоодитель. О каком прекрасном времени года говорится в загадке? Как вы думаете?

Дети. Об осени.

Музыкальный руководитель: Правильно! Осень – это дивная пора. Ранней осенью природа одевается в разноцветные великолепные наряды. Как точно подметил это А.С. Пушкин:

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

А художник Левитан в картине «Золотая осень» передал красоту природы в сочных ярких красках. (Демонстрация слайда.)

– А что происходит поздней осенью? Почему нам становится грустно? (Ответы детей.)

Поздней осенью опадают листья, льют долгие холодные дожди, небо серое, покрыто тучами. Сказочная красота природы увядает, уходит. Вот какой разной бывает осень. Не только поэты, художники восхищались красотой осени, но и композиторы.

Сегодня, вы послушаете произведение великого русского композитора П.И.Чайковского, которое называется «Осенняя песнь», из альбома «Времена года». Какое настроение передает эта музыка? Вслушайтесь внимательно. (Слушание «Осенняя песнь» П.И.Чайковского. После прослушивания дети отвечают.)

Музыкальный руководитель. Да, музыка печальная, тоскливая. Как вы думаете, какую осень изобразил П.И.Чайковский? Что вы представили? (Дети рассказывают о своих представлениях.)

Музыкальный руководитель. Да, мелодия рисует картину унылого осеннего пейзажа с затяжными дождями. Грустное, задумчивое настроение музыки созвучно безрадостной картине увядающей природы. Вы услышали, как можно с помощью звуков передать картину осенней природы.

Но не будем грустить! Представьте, что вы – художники. Возьмите воображаемые кисточки, и теперь каждый из вас по-своему изобразит то, что услышит в песне о художнице Осени, будьте внимательны, слова песни подскажут вам, что нужно делать.

Игровое творчество (детская импровизация)

Осень длинной тонкой кистью (красят листья)

Перекрашивает листья.

Красный, желтый, золотой, –

Как хорош ты лист цветной!

А ветер щеки толстые надул,

Надул, надул. (дуют)

И на деревья пестрые подул, подул, подул.

Красный, желтый, золотой… (показывают, как летят листочки)

Облетел весь лист цветной!

Как обидно, как обидно… (грустят)

Листьев нет, лишь ветки видно.

Музыкальный руководитель. Какими замечательными вы были художниками! Какой красивый наряд вы нарисовали Осени! Она у нас модница!

Предлагаю с радостным настроением, с выражением, представляя красавицу Осень, исполнить песню «Модница Осень»:

  1. Вот осень золотая

Явилась к нам опять.

Красавица такая,

Что взгляд не оторвать.

Как будто из журнала,

Где модницы стоят.

Со вкусом выбирала

Осенний свой наряд.

Припев:

Модница, модница

К нам спешит, торопится.

Посмотреть мы рады

На ее наряды.

  1. Вот в красном сарафане

С рябинками стоит.

А вот в косынке рыжей

С грибочками сидит.

Среди полей пшеничных

В наряде золотом,

А в шляпке симпатичной

Гуляет под дождем.

Музыкальный руководитель. Да, наша Осень, такая затейница, красавица! Всегда предстает перед нами в разных нарядах: то в сарафане, то в косынке, то в шляпке! (Вдруг раздается фоном шум ветра.)

Ребята, слышите шум ветра! Да это же Осень просит нас о помощи! Внимание на экран! Это письмо от Осени, о чем же она пишет, прочтем!

«Мои милые друзья! Помогите мне сохранить мой осенний наряд!» (Педагог показывает эскиз.)

Музыкальный руководитель. Да, ребята, задача непростая. Чем же мы разукрасим платье Осени, каким природным материалом: листьями осенними, шишками, желудями, ягодами рябин? (Ответы детей.) Предлагаю сегодня выполнить поделку из листьев и ягод рябины.  А делать поделку вы будете в паре с тем, с кем сидите. Девочки будут наклеивать рядами мелкие листочки на платье Осени, а мальчики оформят фон из листьев и рябин.

А выполнять поделку мы будем под музыку П.Чайковского «Осенняя песнь» (Повторное слушание.)

После окончания работ

Музыкальный руководитель. Какие замечательные поделки у вас получились! Как называется музыка, под которую мы выполняли свои работы? Да, наша Осень, настоящая красавица! Наряды ее и желтые, и багряные, и золотые, на любой вкус! Пусть  модница Осень подольше радует нас своими волшебными нарядами!