Краеведческий уголок «Татарстан — милый сердцу уголок»

№ 122

Надежда НОВИКОВА,

Лейла ХАРИСОВА,

Рамиля ЗИГАНШИНА,

воспитатели детского сада №134 г.Казани

«Краеведение учит любить не только свои родные места,

но учит знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством,

литературой, повышать свой культурный уровень».

Академик Д. С. Лихачёв.

        Патриотизм – это чувство любви к Родине. Но он не может быть абстрактным и всеобщим, его естественной основой является конкретная любовь ребёнка к семье, родному дому, к местам, где родился и растёт. Значит, воспитание патриотизма должно начинаться с формирования у детей личностного отношения к семье, к родным местам. То есть, каждый из нас, проживающих в Республике Татарстан, должен знать его историю, гордиться ею, любить свою малую Родину, преумножать её богатства. Поэтому воспитанию дошкольников, на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Татарстана, придаю большое значение. Так как его история, традиции, культура как бы  ни были отдалены во времени, близки, зримы и осязаемы, и представляют богатый материал для  познания детей, способствуют формированию у детей гражданского мировоззрения.

Краеведения, является одним из средств патриотизма, формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашего детского сада – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с родным городом Казанью, Республикой Татарстан.

Работая в детском саду, рассматривая одну из составных частей патриотического воспитания – краеведение, столкнулись с тем, что в группе материала для дошкольников очень мало. Именно тогда стала необходимость организации в группе уголка по краеведению,  где будут созданы условия для совместной и самостоятельной деятельности  детей к изучению истории родного города, республики, страны.

Цель нашей  деятельности – воспитание у детей   патриотических чувств, любви и уважения к своей семье, малой Родине её истории и культуре через краеведческий уголок группы.

Реализацию данной цели осуществляю через решение следующих задач:

  • ознакомление с историческим прошлым, семейным традициями, достопримечательностями родного города, республики; ознакомление детей с татарским фольклором и на его основе формирование их творческих способностей; развитие  интереса к родной природе, желание больше узнать о растительном и животном мире Республики Татарстан;
  • ознакомление с трудом людей,  ремеслами прошлого; воспитывать уважение к людям труда; воспитывать уважение к людям, прославившим Татарстан; формирование у детей толерантного сознания; воспитывать чувство  гордости за героическое прошлое нашего народа, стремление сохранять и беречь традиции Татарстана.

При создании краеведческого уголка «Татарстан — милый сердцу уголок»

в группе соблюдала     определенные требования:

— хорошая освещенность в дневное и вечернее время;
— целесообразность размещения “экспонатов”;

— доступность;

-эстетичность;

-научность;

-достоверность представленного материала.

500

Для организации краеведческого уголка используем следующую модель работы  по краеведению

Модель системы работы по краеведению

Семья → Родной город – Казань → Малая Родина – Татарстан → Наша Родина — Россия

Свою работу в  краеведческом уголке «Уголок России — отчий дом» строим по следующим тематическим блокам:

1.Блок «Моя семья» — взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, повышению педагогической компетентности в вопросах формирования у детей положительных нравственных качеств, на социализацию детей и положительное общение их с окружающими.

2. Блок «Мой родной город-Казань» — расширять представления о городе Казань, о его достопримечательностях. Продолжать знакомить с гербом флагом и гимном Казани. Воспитывать гордость за достижения земляков в области культуры, спорта.

3.Блок «Моя малая родина-Татарстан» — знакомить детей с бытом и традициями татарского народа, с климатическими особенностями, с растительным и животным миром. Углубить представления о народных промыслах, о декоративно- прикладном искусстве.

4. Блок «Моя Родина-Россия» — расширять представления о России, о Москве-столице нашей родины. Продолжать знакомить с народами Поволжья (Республика Башкортостан, Республика Чувашия).

При реализации поставленной цели в работе по краеведению,  используем различные формы работы с детьми.

Ведущей формой работы по ознакомлению с родным краем  являются организованная образовательная деятельность по познавательному развитию.

Важно, чтобы ООД активизировали мыслительную деятельность. С этой целью яиспользуем приемы сравнения (например: сравниваем культуру и быт русского и татарского народа), вопросы поискового характера, индивидуальные задания анализируют, делают выводы, обобщают (например: климатические условия и природный ландшафт способствовали тому, что народы, живущие на татарской земле занимались животноводством и земледелием.).

Важным приемом подачи информации детям, особенно исторического характера, является познавательный рассказ. Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, сопровождаю его наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, слайдами, схемами, а также предметами старинного быта. Вопросы, заданные детям в процессе рассказа, активизируют  внимание детей, побуждают к логическому мышлению      ((Почему так называют наш город?  Как вы думаете, почему здесь построили город? т. д. )

Учитывая ведущую деятельность детей,  широко используем различные виды игр в краеведческой работе. Разработали  ряд дидактических игр по ознакомлению с  городом Казань («Где я нахожусь», «Узнай и расскажи», «Когда это было»), природой Татарской земли ( «Экологический светофор», «Дуб и его друзья», «Кто живет в лесу» «Съедобное — несъедобное» и др), трудом земляков («Кто потрудился?», «Чем богата земля Татарстана?»). Широко используем игры народов, проживающих на территории Татарстана: русские, татарские, башкирские, чувашские.

Работа по ознакомлению с предприятиями города и трудом земляков перерастает в интересную длительную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт («Автотранспортное предприятие», «Библиотека», «Ателье», «Стройка» и т.д)

Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результаты продуктивной деятельности детей  оформляем в форме тематических выставок. Особенно нужно отметить педагогическую ценность коллективного продуктивного труда по созданию коллажей, макетов («Улица города», «Деревенский дворик» и др.), где у детей помимо других социальных качеств, формируется чувство ответственности за свою работу, как частицу общего труда.

Нравы, эстетические представления, обычаи  народа передает декоративно-прикладное искусство. При   рассматривании произведений изобразительного искусства обращаю внимание на культуру быта, обряды, традиции  народов.

Положительные эмоции играют значительную роль в формировании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Народный праздник, краеведческая викторина, тематическое развлечение (о труде, родной природе, о хлебе) является логическим и эмоциональным завершением работы по каждой из разработанных тем.

Нами проведены такие мероприятия как викторина «Что ты знаешь о Казани», «Татарские народные   сказки», «Традиции русской и татарской семьи»; тематические досуги «Моя семья», «Мой папа», «Мамин день»;

обрядовые праздники: «Масленица», «Посиделки», «Науруз», «Сабантуй», они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество.

 Отражение всех представленных форм работы находятся в уголке краеведения:

 Центр  «Моя семья» включает в себя следующий материал :

-фотоальбомы,

-папки-передвижки,

-альбомы на тему: «Герб моей семьи», «Древо семьи», « Хобби нашей семьи», « Я и моя семья», «Как я провёл лето».

серия дидактических игр на тему «Семья».

501

Центр «Родной город – Казань» оснащён следующим материалом :

-альбомы на тему:

«Транспорт родного города»,«Дома бывают разные», «Достопримечательности родного города»; «Календарь профессий» ;

-дидактический куб  на тему: «Профессии родного города»;

-альбом ко дню рождения городу ;

-символика родного города.

502

Центр «Моя малая родина-Татарстан» включает в себя следующий материал:

Был собран материал и создана папка- ширма на тему : «Знаменитые люди Татарстана».

В этом году наша страна, отмечает 73 года  победы в Великой Отечественной войне , в нашей группе была проведена большая работа, по сбору материала о наших земляках , которые во время войны сражались не только на фронтах . но и трудились в тылу. На основе этого материала были созданы папки – раскладушки на темы: «Книги наших земляков», «Работники тыла».

Природа, которая нас с вами окружает – это животный и растительный мир, мир грибов и насекомых.

Сюда входят:

-дидактические игры;

-наглядно-демонстрационный материал;

-карта Республики Татарстан;

-альбомы;

-открытки;

-дидактические кубы;

-картотеки.

503

Центр  «Наша Родина – Россия»

Входит:

-Символика России,

— куклы в национальных костюмах,

-альбомы: «МОСКВА», «73 – летие со дня ПОБЕДЫ»,

-наглядно-демонстрационный материал по русским народным росписям.

504 504

В содержание краеведческого уголка включила дидактические игры, разработанные с целью ознакомления с родным краем и его достопримечательностями .

Материалы постоянно пополняются новыми экспонатами, в зависимости от образовательных целей и задач.

Содержание деятельности по краеведческому уголку определено в перспективном плане, конкретно: в организованной образовательной деятельности; в ходе режимных моментов; в самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с родителями.

Работа с родителями

Важным условием в решении задач  по краеведческой работе с дошкольниками, является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников, используя разные формы: круглые столы, дни открытых дверей, консультации, совместные праздники, развлечения и ярмарки. Организуем встречи не только  с родителями, бабушками и дедушками, но и прабабушками и прадедушками.

В своей работе опираемся на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников формирования личности ребенка.

Работа по тематическому блоку “Моя семья ” ведется с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка. Ведь бабушки и дедушки наших воспитанников — это живые участники истории родного края. Дети совместно с родителями и прародителями обсуждают семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корни своего рода. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи и себя как ее члена с родной землей.

При изучении тематических блока “Мой город — Казань ”, «Моя малая родина – Татарстан»  большую роль играют экскурсии с участием родителей. В работе используем “домашние задания”. Накануне выходных, отпуска, выезда семьи в на природу дети и родители получают задание наблюдать, затем рассказать об увиденном, сделать рисунки, фотографии. Родители так же участвуют в создании развивающей среды: организации краеведческих фотовыставок, оформлении фольклорных праздников, организации выставок народного прикладного искусства.

506 505

Результатом функционирования краеведческого уголка «Татарстан-милый сердцу уголок» в нашей группе является следующее:

  • Обогащение и систематизация знания детей старшего дошкольного возраста о своем крае.
  • Воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формирование бережного отношение к родному краю, его природным богатствам.
  • Пополнение предметно-развивающей среды группы материалами по краеведению:
  • Дидактические игры
  • Подбор познавательных статей о родном городе;
  • Создание альбомов с видами города и его достопримечательными местами;
  • Сбор материалов об истории, культуре, событиях, известных людях города в прошлом и настоящем;
  • Создание макетов; коллажей о родном городе;
  • Разработка конспектов занятий для детей старшей группы по теме «Наш город», «Наш край»
  • Оформление карты «Достопримечательные места моего родного города».

Результативность инновационного опыта в том, что краеведение пробуждает интерес к национальной культуре русского, татарского народов. Мы считаем, что у детей формируются:

  • правильность и полнота представлений о семье, родном городе, родной республике, о своей национальной принадлежности, о традициях, фольклоре разных народов Республики Татарстан;
  • понимание и уважение народов Поволжья, их культур;
  •  интерес к традициям и фольклору;
  • осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы закладываем основу патриотического воспитания детей: любовь к семье, городу, республике, Родине.

 

Өлкәннәр төркеме өчен туган якны өйрәнү буенча перспектив план

Үткәрү вакыты

Турыдан туры белем бирү эшчәнлегенең темасы

Режим моментында укыту эшчәнлеге

Мөстәкыйль эшчәнлек

Ата-аналар белән эш

“Минем гаиләм”

Сентябрь

Мин һәм минем гаиләм

Максат: балаларда гаилә гомумкыйммәтләрен формалаштыруга йогынты ясау; үзләренең килеп чыгышы, фамилияләренең барлыкка килүенә кызыксыну уяту.

 Әңгәмә: “Гаиләдә минем урыным”Г.Тукайның “Минем гаилә” шигырен ятлау.

 

Рәсем ясау: “Мин һәм минем гаиләм”Әңгәмә: “Әти-әниең кайда эшли?”

 

“Минем гаиләм” темасына рәсем ясап алып килергә тәкъдим итү.

Минем гаилә гореф-гадәтләре

Максат: балалрны төрле гаиләләрнең гореф-гадәтләре белән таныштыру; аларга карата кызыксыну, саклап калу теләге уяту.

Җырлы биюле уен “Утыр, утыр Мәликә”Р.Миңнуллинның “Әни белән малай” шигырен уку. Туган якны өйрәнү почмагында чәй өстәле ясап уйнау. Ата-аналар өчен консультация: “Безнең гаилә гаореф-гадәтләре”

Октябрь

Без гаилә белән ял итәбез

Максат: балалрны Казанда ял итү урыннары (сквер, күлләр, урманнар һ.б) белән таныштыру; ата-аналарны балалр белән актив ял итүгә этәрү.

Балаларның алып килгән фотографияләрен карау. Сюжетлы-рольле уен: “Табигатьтә ял итәбез” “Безнең ял көне” темасына рәсемнәр күргәзмәсе

Минем шаҗәрәм

Максат: балалар күзаллавында гаилә дөньясы образын тудыру, гаилә эчендәге мөнәсәбәтләрдә балаларның эмоциональ тәҗрибәсен актуальләштерү, үз тамырларыңа карата хөрмәт тәрбияләү.

Балалар белән шаҗәрә үрнәкләрен өйрәнү Сюжетлы-рольле уен: “Гаилә”.  Гаиләнең шаҗәрәсен ясарга тәкъдим итү.

“Туган шәһәрем – Казан”

Ноябрь

Бай тарихлы Казан

Максат: балалар белән картадан Казанны табарга өйрәнү, аның Россия һәм Татарстан картасында урыннарын билгеләү;Казанның килеп чыгышы, тарихы, символикасы белән таныштыру; үз туган шәһәрең белән соклану хисләре, горурлык тәрбияләү.

Казанның тарихы һәм символикасы турында әңгәмә, альбомнар, карточкалар карау. Дидактик уен пазл: “Казан” Балаларны Казан Кремленә экскурсиягә алып барырга тәкъдим итү

Казаным урамнары

Максат:балаларны Казан урамнары, аларның исемнәре, урнашыу һәм үзенчәлекләре белән таныштыру; балаларны үз адреслары турындагы белемнәрен камилләштерү.

Презентация: “Казан урамнары”“Минем урам” темасына рәсем белән кисеп ябыштыру (күмәк эш).

Презентация: “Казан метрополитены”

Уен-сәяхәт: “Мин өйгә кайтам”  Викторина уен: “Казан урамы”

Декабрь

Казанның истәлекле урыннары

Максат: балаларны шәһәребезне истәлекле урыннары белән таныштыру, биналарны функцияләре һәм архетиктуралары буенча аерырга өйрәтү; тирә-якны күзәтерегә, бәяләргә күнектерү.

 “Казанның истәлекле урыннары” интерактив экскурсия Сюжетлы-рольле уен: “Сувениралар кибетендә” Участокта кардан фигуралар ясау (Спасс башнясы, Сөембикә манарасы)Фотокүргәзмә оештыру.

Казанның иске бистәсенә экскурсия оештырырга тәкъдим итү.

Казан – спорт каласы

Максат: балаларны Казанның спорт тормышы һәм корылмалары белән таныштыру; Универсиада – 2013, Су спорт төрләре буенча Дөньякүләм Чемпионат, Футбол буенча Дөньякүләм Чемпионат турында мәгъләмат бирү; спортка мәхәббәт тәрбияләү.

“Казан- спорт каласы” темасына альбомнар карау, туган якны өйрәнү почмагындагы Универсиада атрибутларын өйрәнү Көндезге прогулка вакытында эстафета оештыру. Балалар белән Казанда үтә торган берәр спорт ярышына барырга тәкъдим итү.

“Кече Ватаным – Татарстан”

Гыйнвар

Туган ягым табигате

Максат: балаларны Татарстан табигатенең күптөрлелеге, байлыгы белән таныштыру, табигатькә карата сакчыл караш тәрбияләү.

Г. Тукайның “Шүрәле” әкиятеннән өзек уку. Татарстанның “Кызыл китабын” карау. Көндезге прогулка вакытында табигатьне күзәтү.  “Туган ягым Татарстан” темасына китап күргәзмәсе оештыру.

Безнең республика шәһәрләре

Максат: Татарстан шәһәрләре турында балаларның белемнәрен киңәйтү; аларның үзенчәлекле якларын аерып күрсәтә белергә өйрәтү; Татарстанның кече шәһәрләре белән кызыксыну уяту.

Үз тәҗирбәләреннән чыгып, “Мин Татарстанның нинди шәһәрләрендә булдым” темасына хикәя төзү. Татарстан картасында шәһәрләрне табу. Папка-передвижка “Татарстан шәһәрләре”

Февраль

Татарстанның тарихи урыннары буйлап сәяхәт

Максат: балаларны Татарстанның тарихи урыннары белән таныштыру, татар халкының милли гореф-гадәтләренә һәм мәдәниятенә мәхәббәт тәрбияләү.

Татар милли бизәкләре

Максат: татар милли бизәкләре турында белемнәрне ныгыту.

Дидактик уен: “Бизәк тошер”.  Әвәләү “Бәлеш” Папка-ширма “Татарстан буйлап сәяхәт”

Татарстанның күренекле шәхесләре

Максат:балаларны Татарстанның күренекле шәхесләре, үзеңнең талантларыңны үстерүгә этәргеч бирү.

Видео фильм “Татарстанның күренекле шәхесләре” Татар халык композиторларының әсәрләрен тыңлау. И.И.Шишкинның “Утро в сосновом бору”, “Рожь” картинасына илюстрацияне карау. Татарстанның күренекле шәхесләре турында буклет ясау.А.Алиш әкиятләре буенча бәйрәм оештыру.

“Минем Ватаным – Россия”

Март

Идел буе халыклары:

Чувашия Республикасы

Максат: балаларны күрше Чувашия Республикасы белән таныштыру, аларның милли киемнәре, йолалары, фольклоры, уеннары турында мәгълүмат бирү.

“Төрле-төрле сурпаннар”

Максат: балаларны чуваш халык милли киемнәре элементлары белән таныштыру

Чуваш мәдәнияте турында әңгәмә.Чуваш әкиятләрен уку.

Чуваш халык көйләрен тыңлау.

Чуваш  халык уеннарын өйрәнү. Консультация: “Чуваш халык бәйрәмнәре” Шеварни бәйрәме (Масленица). 

Идел буе халыклары:

Башкортстан Республикасы

Максат: балаларны күрше Башкортстан Республикасы белән таныштыру, аларның милли киемнәре, йолалары, фольклоры, уеннары турында мәгълүмат бирү.

“Башкорт келәме”

Максат: балаларны башкорт халык орнаментлары белән таныштыру

Башкортстан мәдәнияте турында әңгәмә.Башкорт әкиятләрен уку.

Башкорт халык көйләрен тыңлау.

Башкорт халык уеннарын өйрәнү.  Папка-передвижка“Кунакчыл башкортлар”

Апрель

Русьтә ничек яшәгәннәр?

Максат: илебезнең килеп чыгышы, тарихы турында беренчел мәгълүмат бирү, славян халыкларының тормыш-көнкүреше, милли киемнәре белән таныштыру.

Славяннарның көнкүреш кирәк-яракларын тотып карау.Рус милли киемнәре турында презентация. Көнкүреш кирәк-яраклары турында табышмаклар чишү. “Пасха йомыркалары” күргәзмәсе.

Минем Россиям!

Максат: балаларны илебезнең бүгенге тормышы, символикасы, президенты,байлыклары, гореф-гадәтләре белән таныштыру; милли мәдәнияткә хөрмәт тәрбияләү.

Рус халык әкиятләре уку.Дидактик уен “Дымка лотосы”

Рус музыка кораллары белән танышу.

Дидактик уен: “Матрешканы бизә” (хохлома, гжель)“Россия флагы” кисеп ябыштыру. Папка-передвижка“Минем Россиям”

“Күңелле ярминкә” бәйрәме.

Май

Алар Ватан өчен көрәштеләр

Максат: балаларның Ватанны саклаучылар турында белемнәрен киңәйтү, “Билгесез солдат” һәйкәле белән таныштыру; сугыш ветераннарына карата хөрмәт, горурлык хисләре тәрбияләү.

Презентация “Наши земляки – герои Великой Отечественной войны” “Илдә булсын тынычлык” темасына открыткалар ясау.Җиңү бәйрәменә шигырьләр ятлау. Бөек Ватан сугышы темасына фильмнар карарга тәкъдим итү.Музыкаль кичә үткәрү.

Мәскәү – Россия башкаласы

Максат: балаларны Мәскәүнең барлыкка килү тарихы, аңа нигез салучы Юрий Долгорукий белән таныштыру; Мәскәүнең төп истәлекле урыннары турында мәгълүмат бирү.

Мәскәү турында иллюстарцияләр, альбомнар карау. Мәскәүнең барлыкка килү тарихы турында әңгәмә. “Мәскәү” темасына раскраскалар буяу. Белгечләр конкурсы “Туган якны ярат һәм хөрмәт ит!”