Краеведческий уголок «Татарстан — милый сердцу уголок»
№ 122
Надежда НОВИКОВА,
Лейла ХАРИСОВА,
Рамиля ЗИГАНШИНА,
воспитатели детского сада №134 г.Казани
«Краеведение учит любить не только свои родные места,
но учит знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством,
литературой, повышать свой культурный уровень».
Академик Д. С. Лихачёв.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Но он не может быть абстрактным и всеобщим, его естественной основой является конкретная любовь ребёнка к семье, родному дому, к местам, где родился и растёт. Значит, воспитание патриотизма должно начинаться с формирования у детей личностного отношения к семье, к родным местам. То есть, каждый из нас, проживающих в Республике Татарстан, должен знать его историю, гордиться ею, любить свою малую Родину, преумножать её богатства. Поэтому воспитанию дошкольников, на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Татарстана, придаю большое значение. Так как его история, традиции, культура как бы ни были отдалены во времени, близки, зримы и осязаемы, и представляют богатый материал для познания детей, способствуют формированию у детей гражданского мировоззрения.
Краеведения, является одним из средств патриотизма, формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашего детского сада – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с родным городом Казанью, Республикой Татарстан.
Работая в детском саду, рассматривая одну из составных частей патриотического воспитания – краеведение, столкнулись с тем, что в группе материала для дошкольников очень мало. Именно тогда стала необходимость организации в группе уголка по краеведению, где будут созданы условия для совместной и самостоятельной деятельности детей к изучению истории родного города, республики, страны.
Цель нашей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и уважения к своей семье, малой Родине её истории и культуре через краеведческий уголок группы.
Реализацию данной цели осуществляю через решение следующих задач:
- ознакомление с историческим прошлым, семейным традициями, достопримечательностями родного города, республики; ознакомление детей с татарским фольклором и на его основе формирование их творческих способностей; развитие интереса к родной природе, желание больше узнать о растительном и животном мире Республики Татарстан;
- ознакомление с трудом людей, ремеслами прошлого; воспитывать уважение к людям труда; воспитывать уважение к людям, прославившим Татарстан; формирование у детей толерантного сознания; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашего народа, стремление сохранять и беречь традиции Татарстана.
При создании краеведческого уголка «Татарстан — милый сердцу уголок»
в группе соблюдала определенные требования:
— хорошая освещенность в дневное и вечернее время;
— целесообразность размещения “экспонатов”;
— доступность;
-эстетичность;
-научность;
-достоверность представленного материала.
Для организации краеведческого уголка используем следующую модель работы по краеведению
Модель системы работы по краеведению
Семья → Родной город – Казань → Малая Родина – Татарстан → Наша Родина — Россия
Свою работу в краеведческом уголке «Уголок России — отчий дом» строим по следующим тематическим блокам:
1.Блок «Моя семья» — взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, повышению педагогической компетентности в вопросах формирования у детей положительных нравственных качеств, на социализацию детей и положительное общение их с окружающими.
2. Блок «Мой родной город-Казань» — расширять представления о городе Казань, о его достопримечательностях. Продолжать знакомить с гербом флагом и гимном Казани. Воспитывать гордость за достижения земляков в области культуры, спорта.
3.Блок «Моя малая родина-Татарстан» — знакомить детей с бытом и традициями татарского народа, с климатическими особенностями, с растительным и животным миром. Углубить представления о народных промыслах, о декоративно- прикладном искусстве.
4. Блок «Моя Родина-Россия» — расширять представления о России, о Москве-столице нашей родины. Продолжать знакомить с народами Поволжья (Республика Башкортостан, Республика Чувашия).
При реализации поставленной цели в работе по краеведению, используем различные формы работы с детьми.
Ведущей формой работы по ознакомлению с родным краем являются организованная образовательная деятельность по познавательному развитию.
Важно, чтобы ООД активизировали мыслительную деятельность. С этой целью яиспользуем приемы сравнения (например: сравниваем культуру и быт русского и татарского народа), вопросы поискового характера, индивидуальные задания анализируют, делают выводы, обобщают (например: климатические условия и природный ландшафт способствовали тому, что народы, живущие на татарской земле занимались животноводством и земледелием.).
Важным приемом подачи информации детям, особенно исторического характера, является познавательный рассказ. Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, сопровождаю его наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, слайдами, схемами, а также предметами старинного быта. Вопросы, заданные детям в процессе рассказа, активизируют внимание детей, побуждают к логическому мышлению ((Почему так называют наш город? Как вы думаете, почему здесь построили город? т. д. )
Учитывая ведущую деятельность детей, широко используем различные виды игр в краеведческой работе. Разработали ряд дидактических игр по ознакомлению с городом Казань («Где я нахожусь», «Узнай и расскажи», «Когда это было»), природой Татарской земли ( «Экологический светофор», «Дуб и его друзья», «Кто живет в лесу» «Съедобное — несъедобное» и др), трудом земляков («Кто потрудился?», «Чем богата земля Татарстана?»). Широко используем игры народов, проживающих на территории Татарстана: русские, татарские, башкирские, чувашские.
Работа по ознакомлению с предприятиями города и трудом земляков перерастает в интересную длительную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт («Автотранспортное предприятие», «Библиотека», «Ателье», «Стройка» и т.д)
Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результаты продуктивной деятельности детей оформляем в форме тематических выставок. Особенно нужно отметить педагогическую ценность коллективного продуктивного труда по созданию коллажей, макетов («Улица города», «Деревенский дворик» и др.), где у детей помимо других социальных качеств, формируется чувство ответственности за свою работу, как частицу общего труда.
Нравы, эстетические представления, обычаи народа передает декоративно-прикладное искусство. При рассматривании произведений изобразительного искусства обращаю внимание на культуру быта, обряды, традиции народов.
Положительные эмоции играют значительную роль в формировании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Народный праздник, краеведческая викторина, тематическое развлечение (о труде, родной природе, о хлебе) является логическим и эмоциональным завершением работы по каждой из разработанных тем.
Нами проведены такие мероприятия как викторина «Что ты знаешь о Казани», «Татарские народные сказки», «Традиции русской и татарской семьи»; тематические досуги «Моя семья», «Мой папа», «Мамин день»;
обрядовые праздники: «Масленица», «Посиделки», «Науруз», «Сабантуй», они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество.
Отражение всех представленных форм работы находятся в уголке краеведения:
Центр «Моя семья» включает в себя следующий материал :
-фотоальбомы,
-папки-передвижки,
-альбомы на тему: «Герб моей семьи», «Древо семьи», « Хобби нашей семьи», « Я и моя семья», «Как я провёл лето».
серия дидактических игр на тему «Семья».
Центр «Родной город – Казань» оснащён следующим материалом :
-альбомы на тему:
«Транспорт родного города»,«Дома бывают разные», «Достопримечательности родного города»; «Календарь профессий» ;
-дидактический куб на тему: «Профессии родного города»;
-альбом ко дню рождения городу ;
-символика родного города.
Центр «Моя малая родина-Татарстан» включает в себя следующий материал:
Был собран материал и создана папка- ширма на тему : «Знаменитые люди Татарстана».
В этом году наша страна, отмечает 73 года победы в Великой Отечественной войне , в нашей группе была проведена большая работа, по сбору материала о наших земляках , которые во время войны сражались не только на фронтах . но и трудились в тылу. На основе этого материала были созданы папки – раскладушки на темы: «Книги наших земляков», «Работники тыла».
Природа, которая нас с вами окружает – это животный и растительный мир, мир грибов и насекомых.
Сюда входят:
-дидактические игры;
-наглядно-демонстрационный материал;
-карта Республики Татарстан;
-альбомы;
-открытки;
-дидактические кубы;
-картотеки.
Центр «Наша Родина – Россия»
Входит:
-Символика России,
— куклы в национальных костюмах,
-альбомы: «МОСКВА», «73 – летие со дня ПОБЕДЫ»,
-наглядно-демонстрационный материал по русским народным росписям.
В содержание краеведческого уголка включила дидактические игры, разработанные с целью ознакомления с родным краем и его достопримечательностями .
Материалы постоянно пополняются новыми экспонатами, в зависимости от образовательных целей и задач.
Содержание деятельности по краеведческому уголку определено в перспективном плане, конкретно: в организованной образовательной деятельности; в ходе режимных моментов; в самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с родителями.
Работа с родителями
Важным условием в решении задач по краеведческой работе с дошкольниками, является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников, используя разные формы: круглые столы, дни открытых дверей, консультации, совместные праздники, развлечения и ярмарки. Организуем встречи не только с родителями, бабушками и дедушками, но и прабабушками и прадедушками.
В своей работе опираемся на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников формирования личности ребенка.
Работа по тематическому блоку “Моя семья ” ведется с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка. Ведь бабушки и дедушки наших воспитанников — это живые участники истории родного края. Дети совместно с родителями и прародителями обсуждают семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корни своего рода. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи и себя как ее члена с родной землей.
При изучении тематических блока “Мой город — Казань ”, «Моя малая родина – Татарстан» большую роль играют экскурсии с участием родителей. В работе используем “домашние задания”. Накануне выходных, отпуска, выезда семьи в на природу дети и родители получают задание наблюдать, затем рассказать об увиденном, сделать рисунки, фотографии. Родители так же участвуют в создании развивающей среды: организации краеведческих фотовыставок, оформлении фольклорных праздников, организации выставок народного прикладного искусства.
Результатом функционирования краеведческого уголка «Татарстан-милый сердцу уголок» в нашей группе является следующее:
- Обогащение и систематизация знания детей старшего дошкольного возраста о своем крае.
- Воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формирование бережного отношение к родному краю, его природным богатствам.
- Пополнение предметно-развивающей среды группы материалами по краеведению:
- Дидактические игры
- Подбор познавательных статей о родном городе;
- Создание альбомов с видами города и его достопримечательными местами;
- Сбор материалов об истории, культуре, событиях, известных людях города в прошлом и настоящем;
- Создание макетов; коллажей о родном городе;
- Разработка конспектов занятий для детей старшей группы по теме «Наш город», «Наш край»
- Оформление карты «Достопримечательные места моего родного города».
Результативность инновационного опыта в том, что краеведение пробуждает интерес к национальной культуре русского, татарского народов. Мы считаем, что у детей формируются:
- правильность и полнота представлений о семье, родном городе, родной республике, о своей национальной принадлежности, о традициях, фольклоре разных народов Республики Татарстан;
- понимание и уважение народов Поволжья, их культур;
- интерес к традициям и фольклору;
- осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы закладываем основу патриотического воспитания детей: любовь к семье, городу, республике, Родине.
Өлкәннәр төркеме өчен туган якны өйрәнү буенча перспектив план
Үткәрү вакыты |
Турыдан туры белем бирү эшчәнлегенең темасы |
Режим моментында укыту эшчәнлеге |
Мөстәкыйль эшчәнлек |
Ата-аналар белән эш |
“Минем гаиләм” |
||||
Сентябрь |
Мин һәм минем гаиләм Максат: балаларда гаилә гомумкыйммәтләрен формалаштыруга йогынты ясау; үзләренең килеп чыгышы, фамилияләренең барлыкка килүенә кызыксыну уяту. |
Әңгәмә: “Гаиләдә минем урыным”Г.Тукайның “Минем гаилә” шигырен ятлау.
|
Рәсем ясау: “Мин һәм минем гаиләм”Әңгәмә: “Әти-әниең кайда эшли?”
|
“Минем гаиләм” темасына рәсем ясап алып килергә тәкъдим итү. |
Минем гаилә гореф-гадәтләре Максат: балалрны төрле гаиләләрнең гореф-гадәтләре белән таныштыру; аларга карата кызыксыну, саклап калу теләге уяту. |
Җырлы биюле уен “Утыр, утыр Мәликә”Р.Миңнуллинның “Әни белән малай” шигырен уку. | Туган якны өйрәнү почмагында чәй өстәле ясап уйнау. | Ата-аналар өчен консультация: “Безнең гаилә гаореф-гадәтләре” | |
Октябрь |
Без гаилә белән ял итәбез Максат: балалрны Казанда ял итү урыннары (сквер, күлләр, урманнар һ.б) белән таныштыру; ата-аналарны балалр белән актив ял итүгә этәрү. |
Балаларның алып килгән фотографияләрен карау. | Сюжетлы-рольле уен: “Табигатьтә ял итәбез” | “Безнең ял көне” темасына рәсемнәр күргәзмәсе |
Минем шаҗәрәм Максат: балалар күзаллавында гаилә дөньясы образын тудыру, гаилә эчендәге мөнәсәбәтләрдә балаларның эмоциональ тәҗрибәсен актуальләштерү, үз тамырларыңа карата хөрмәт тәрбияләү. |
Балалар белән шаҗәрә үрнәкләрен өйрәнү | Сюжетлы-рольле уен: “Гаилә”. | Гаиләнең шаҗәрәсен ясарга тәкъдим итү. | |
“Туган шәһәрем – Казан” |
||||
Ноябрь |
Бай тарихлы Казан Максат: балалар белән картадан Казанны табарга өйрәнү, аның Россия һәм Татарстан картасында урыннарын билгеләү;Казанның килеп чыгышы, тарихы, символикасы белән таныштыру; үз туган шәһәрең белән соклану хисләре, горурлык тәрбияләү. |
Казанның тарихы һәм символикасы турында әңгәмә, альбомнар, карточкалар карау. | Дидактик уен пазл: “Казан” | Балаларны Казан Кремленә экскурсиягә алып барырга тәкъдим итү |
Казаным урамнары Максат:балаларны Казан урамнары, аларның исемнәре, урнашыу һәм үзенчәлекләре белән таныштыру; балаларны үз адреслары турындагы белемнәрен камилләштерү. |
Презентация: “Казан урамнары”“Минем урам” темасына рәсем белән кисеп ябыштыру (күмәк эш).
Презентация: “Казан метрополитены” |
Уен-сәяхәт: “Мин өйгә кайтам” | Викторина уен: “Казан урамы” | |
Декабрь |
Казанның истәлекле урыннары Максат: балаларны шәһәребезне истәлекле урыннары белән таныштыру, биналарны функцияләре һәм архетиктуралары буенча аерырга өйрәтү; тирә-якны күзәтерегә, бәяләргә күнектерү. |
“Казанның истәлекле урыннары” интерактив экскурсия | Сюжетлы-рольле уен: “Сувениралар кибетендә” | Участокта кардан фигуралар ясау (Спасс башнясы, Сөембикә манарасы)Фотокүргәзмә оештыру.
Казанның иске бистәсенә экскурсия оештырырга тәкъдим итү. |
Казан – спорт каласы Максат: балаларны Казанның спорт тормышы һәм корылмалары белән таныштыру; Универсиада – 2013, Су спорт төрләре буенча Дөньякүләм Чемпионат, Футбол буенча Дөньякүләм Чемпионат турында мәгъләмат бирү; спортка мәхәббәт тәрбияләү. |
“Казан- спорт каласы” темасына альбомнар карау, туган якны өйрәнү почмагындагы Универсиада атрибутларын өйрәнү | Көндезге прогулка вакытында эстафета оештыру. | Балалар белән Казанда үтә торган берәр спорт ярышына барырга тәкъдим итү. | |
“Кече Ватаным – Татарстан” |
||||
Гыйнвар |
Туган ягым табигате Максат: балаларны Татарстан табигатенең күптөрлелеге, байлыгы белән таныштыру, табигатькә карата сакчыл караш тәрбияләү. |
Г. Тукайның “Шүрәле” әкиятеннән өзек уку. Татарстанның “Кызыл китабын” карау. | Көндезге прогулка вакытында табигатьне күзәтү. | “Туган ягым Татарстан” темасына китап күргәзмәсе оештыру. |
Безнең республика шәһәрләре Максат: Татарстан шәһәрләре турында балаларның белемнәрен киңәйтү; аларның үзенчәлекле якларын аерып күрсәтә белергә өйрәтү; Татарстанның кече шәһәрләре белән кызыксыну уяту. |
Үз тәҗирбәләреннән чыгып, “Мин Татарстанның нинди шәһәрләрендә булдым” темасына хикәя төзү. | Татарстан картасында шәһәрләрне табу. | Папка-передвижка “Татарстан шәһәрләре” | |
Февраль |
Татарстанның тарихи урыннары буйлап сәяхәт Максат: балаларны Татарстанның тарихи урыннары белән таныштыру, татар халкының милли гореф-гадәтләренә һәм мәдәниятенә мәхәббәт тәрбияләү. Татар милли бизәкләре Максат: татар милли бизәкләре турында белемнәрне ныгыту. |
Дидактик уен: “Бизәк тошер”. | Әвәләү “Бәлеш” | Папка-ширма “Татарстан буйлап сәяхәт” |
Татарстанның күренекле шәхесләре Максат:балаларны Татарстанның күренекле шәхесләре, үзеңнең талантларыңны үстерүгә этәргеч бирү. |
Видео фильм “Татарстанның күренекле шәхесләре” Татар халык композиторларының әсәрләрен тыңлау. | И.И.Шишкинның “Утро в сосновом бору”, “Рожь” картинасына илюстрацияне карау. | Татарстанның күренекле шәхесләре турында буклет ясау.А.Алиш әкиятләре буенча бәйрәм оештыру. | |
“Минем Ватаным – Россия” |
||||
Март |
Идел буе халыклары: Чувашия Республикасы Максат: балаларны күрше Чувашия Республикасы белән таныштыру, аларның милли киемнәре, йолалары, фольклоры, уеннары турында мәгълүмат бирү. “Төрле-төрле сурпаннар” Максат: балаларны чуваш халык милли киемнәре элементлары белән таныштыру |
Чуваш мәдәнияте турында әңгәмә.Чуваш әкиятләрен уку.
Чуваш халык көйләрен тыңлау. |
Чуваш халык уеннарын өйрәнү. | Консультация: “Чуваш халык бәйрәмнәре” Шеварни бәйрәме (Масленица). |
Идел буе халыклары: Башкортстан Республикасы Максат: балаларны күрше Башкортстан Республикасы белән таныштыру, аларның милли киемнәре, йолалары, фольклоры, уеннары турында мәгълүмат бирү. “Башкорт келәме” Максат: балаларны башкорт халык орнаментлары белән таныштыру |
Башкортстан мәдәнияте турында әңгәмә.Башкорт әкиятләрен уку.
Башкорт халык көйләрен тыңлау. |
Башкорт халык уеннарын өйрәнү. | Папка-передвижка“Кунакчыл башкортлар” | |
Апрель |
Русьтә ничек яшәгәннәр? Максат: илебезнең килеп чыгышы, тарихы турында беренчел мәгълүмат бирү, славян халыкларының тормыш-көнкүреше, милли киемнәре белән таныштыру. |
Славяннарның көнкүреш кирәк-яракларын тотып карау.Рус милли киемнәре турында презентация. | Көнкүреш кирәк-яраклары турында табышмаклар чишү. | “Пасха йомыркалары” күргәзмәсе. |
Минем Россиям! Максат: балаларны илебезнең бүгенге тормышы, символикасы, президенты,байлыклары, гореф-гадәтләре белән таныштыру; милли мәдәнияткә хөрмәт тәрбияләү. |
Рус халык әкиятләре уку.Дидактик уен “Дымка лотосы”
Рус музыка кораллары белән танышу. |
Дидактик уен: “Матрешканы бизә” (хохлома, гжель)“Россия флагы” кисеп ябыштыру. | Папка-передвижка“Минем Россиям”
“Күңелле ярминкә” бәйрәме. |
|
Май |
Алар Ватан өчен көрәштеләр Максат: балаларның Ватанны саклаучылар турында белемнәрен киңәйтү, “Билгесез солдат” һәйкәле белән таныштыру; сугыш ветераннарына карата хөрмәт, горурлык хисләре тәрбияләү. |
Презентация “Наши земляки – герои Великой Отечественной войны” | “Илдә булсын тынычлык” темасына открыткалар ясау.Җиңү бәйрәменә шигырьләр ятлау. | Бөек Ватан сугышы темасына фильмнар карарга тәкъдим итү.Музыкаль кичә үткәрү. |
Мәскәү – Россия башкаласы Максат: балаларны Мәскәүнең барлыкка килү тарихы, аңа нигез салучы Юрий Долгорукий белән таныштыру; Мәскәүнең төп истәлекле урыннары турында мәгълүмат бирү. |
Мәскәү турында иллюстарцияләр, альбомнар карау. Мәскәүнең барлыкка килү тарихы турында әңгәмә. | “Мәскәү” темасына раскраскалар буяу. | Белгечләр конкурсы “Туган якны ярат һәм хөрмәт ит!” |