Космос

№45

(Конспект итогового занятия подготовительной к школе группы)

Дания КОПЫЛОВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада №77 г.Казани

Цели:

– уточнить и обобщить знания детей о космосе;

– развивать любознательность воображение, логическое мышление;

– воспитывать чувство любви и ответственности за планету Земля.

Предварительная работа: цикл занятий по теме «Космос», рассматривание иллюстраций, художественное творчество по теме.

Оборудование: мультимедийное оборудование с набором слайдов, записи звуков, мяч, разрезные картинки, макет солнечной системы, нитки с пуговицами, фото с изображением Земли и атмосферы.

Методы и приемы: игра, экспериментальная деятельность, соревнование, художественное слово, рассказ воспитателя, вопросы и ответы, логические задания, слушание музыки, физминутка.

Ход занятия

Дети заходят, встают полукругом. Здороваются.

Воспитатель. Сейчас вы поздоровались с гостями. Скажите, что мы желаем друг другу, когда приветствуем.

Дети. Здоровья, удачи, успехов, всего хорошего, долгой жизни и т.п.

Воспитатель. В этот момент вас можно сравнить с солнышком. Оно согревает нас своими теплыми лучами, радует нас и все живое. А мы можем улыбкой взглядом, словом порадовать людей. Давайте попробуем поприветствовать друг друга и гостей по-разному.

Дети. Здравствуйте! Исәнмесез! Привет! Хеллоу! Сәлам!

Воспитатель. 12 апреля наша страна и весь мир отмечают праздник День космонавтики. В этот день в 1961 году Юрий Гагарин совершил первый космический полет. (Показ слайда.) С этого времени многие дети мечтают стать космонавтами.

Мчатся ракеты к дальним мирам,

К подвигам сердце рвется.

Кто верит крылатым как песня мечтам,

Тот цели своей добьется.

А вы хотите стать космонавтами, совершить космическое путешествие и побывать на неизведанных планетах?

Космонавтом хочешь стать?

Должен много-много знать.

Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит труд.

Прежде всего – это спорт и каждодневные тренировки. (Показ слайдов.) Приготовились к зарядке.

Вот выходит на парад

Наш космический отряд.

Руки в стороны к плечам

Дружно мы покажем вам.

1-2, 1-2, 1-2, 1-2.

На пояс обе руки ставим

И наклоны выполняем.

1-2, 1-2, 1-2, 1-2.

Руки за голову и вот

Наклоняемся вперед.

1-2, 1-2, 1-2, 1-2.

Приседаем, встаем и ничуть не устаем.

1-2, 1-2, 1-2, 1-2.

Раз прыжок, два прыжок,

Ногу ставим на носок.

И опять шагаем,

Ноги поднимаем.

Молодцы! Вы готовы: сильны, здоровы, бодры!

Теперь нужно подготовить космический корабль. (Дети строят импровизированный корабль из кубов, стульев и т.п.)

Воспитатель. Скажите, а кто знает, как попадает космические корабли в космическое пространство?

Дети. Орбитальные станции, космические корабли, искусственные спутники выводит на орбиту ракета носитель. Огромное количество топлива, сгорая, придает ракете-носителю огромную скорость, и корабли выводятся на орбиту.

Показ слайдов.

Воспитатель. Как называется место, откуда производят пуск ракеты?

Дети. Космодром.

Воспитатель. Как называется космодром в России?

Дети. Байконур.

Показ слайдов.

Воспитатель. А мы с вами соберем космический корабль здесь.

Звучит музыка. Дети собирают разрезные картинки.

Воспитатель. Звездолет готов. Готовы космонавты. Занять свои места. Внимание взлет и наша ракета мчится вперед. Заводим моторы: «Рррр!» Обратный отсчет.

Дети. 9-8-7-6-5-4-3-2-1. Пуск.

Звучит музыка. Показ слайдов.

Воспитатель. Вот и начался наш полет в космическом пространстве. А по пути мы вспомним, что мы знаем о космосе. Что такое солнце?

Дети. Ближайшая к Земле звезда. Центр солнечной системы. Вокруг солнца, как на веревочке, кружатся планеты. Температура в центре 15000 градусов. По краям 6000 градусов. Без солнца невозможна жизнь. Оно – источник жизни.

Воспитатель. Правильно. И еще: если сравнить солнце с футбольным полем, то по размеру Земля будет размером с футбольный мяч.

Показ слайда.

Нельзя смотреть прямо на солнце. Когда мы смотрим без очков, мы жмуримся и спасаем свои глаза от ожогов и вредных лучей. Также опасно смотреть на солнце в темных солнцезащитных очках, и через бинокль, так как стекла пропускают вредное излучение. А в телескопах, с помощью которых ученые изучают солнце, используют стекла фильтры.

Что такое солнце?

Если спросят вас,

Отвечайте смело:

Раскаленный газ.

И еще добавьте,

Что притом всегда

Ядерный реактор –

Каждая звезда.

Воспитатель. Вы сказали, что солнце – это центр солнечной системы. Что входит в солнечную систему?

Дети. Планеты их спутники, кометы, астероиды.

Воспитатель. Планеты двигаются каждая по своей орбите. Что такое орбита планеты?

Дети. Это путь планеты. Ее дорога вокруг солнца.

Показ слайдов.

Воспитатель. Солнце удерживает планеты на одном определенном расстоянии, которое зависит от размера планеты от скорости вращения. Посмотрите, как удерживаются пуговицы на расстоянии, когда вращаешь их на ниточке. (Показ опыта. Дети выполняют опыт вращения пуговиц самостоятельно.)

Воспитатель. Давайте попробуем собрать макет солнечной системы с помощью ниток-орбиты и разноцветных кругов-планеты.

Дети выполняют задание. Показ слайдов.

Воспитатель. Давайте вспомним, что вы знаете о Меркурии?

Показ слайдов.

Дети. Самая близкая к солнцу планета. Медленно вращается вокруг солнца. Холодная зима, жаркое лето. На поверхности следы упавших метеоритов, много вмятин кратеров.

Показ слайдов.

Воспитатель. Венера яркая, жаркая. Густые облака пропускают солнечное тепло, но не выпускают его обратно. Называют «утренней звездой», так как появляется на небе рано утром и кажется серебряного цвета.

Показ слайдов.

Земля – есть вода – источник жизни. Атмосфера, которая спасает нашу Землю от вредных солнечных лучей. Температура, при которой может жить человек.

Показ слайдов.

Марс – похож на Землю, но холоднее. Есть зима, лето, кислород. Состоит из железа и в телескоп кажется красным. Есть горы, вулканы.

Юпитер – самая большая планета. Все планеты поместились бы внутри ее. Ураган бушует на планете уже 300 лет. Внутри ядро, затем жидкий, снаружи газ.

Показ слайдов.

Сатурн состоит из газа, дуют сильные ветры. Кольца состоят из снега и льда. У каждой планеты есть что-то свое, что ярче всего отличает его. Сатурн непременно узнаешь в лицо.

Его окружает большое кольцо,

Оно не сплошное из разных полос.

Ученые вот как решили вопрос:

Когда то давно здесь замерзла вода

И кольца Сатурна из снега и льда.

Показ слайдов.

Воспитатель.

Поиграем в игру «Звездочет».

На луне жил звездочет,

Он планетам вел подсчет.

Меркурий – раз,

Венера – два,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Восьмой – Нептун,

Девять, дальше всех – Плутон,

Кто не видел, выйди вон.

Воспитатель. Продолжаем наш полет. В ясную безлунную ночь на небе можно увидеть до 3000 звезд. Что вы знаете о звездах?

Дети. Звезды – это раскаленные огненные шары. Находятся очень далеко от Земли. Есть больше Солнца, и есть меньше него. Они не видны днем, так как свет солнца делает их невидимыми.

Воспитатель. Люди всегда любовались звездами и их скоплениями – созвездиями. Слагали сказки легенды. Полярная звезда всегда указывает на север. Она помогает путешественникам найти верный путь.

Показ слайдов.

А сейчас я предлагаю вам придумать свои созвездия и дать им названия. (Дети выполняют задания.)

Воспитатель. Пришло время возвращаться на Землю.

Показ слайдов. Звучит космическая музыка.

Воспитатель. На Земле мы видим кенгуру, коал. Над чем мы пролетаем? (Австралия.) Слоны и жирафы? (Африка.) Пингвины? (Южный полюс.) Белые медведи? (Северный полюс.)

Показ слайдов.

Воспитатель. Наша планета такая красивая, потому что ее защищает слой атмосферы. Но посмотрите, как он тонок. Надо беречь нашу родную планету. Воздух, землю и воду мы должны содержать в чистоте.

Показ слайдов. Звучит музыка.

Воспитатель. Что вам понравилось, что запомнилось в сегодняшнем нашем путешествии?

Дети отвечают.

Воспитатель. Космос загадочен, он скрывает много тайн. И у нас с вами впереди много интересных открытий и путешествий.