Коррекция тревожности у детей с тяжелыми нарушениями речи методом арт-терапии
№167
Гузель АБДУЛЛИНА,
учитель-логопед детского сада № 377 г. Казани
Елена АЛЕКСАНДРОВА,
воспитатель I квалификационной категории детского сада № 377 г. Казани
Тревожность у детей – это повышенная склонность испытывать беспокойство в разных жизненных ситуациях, в т. ч., не предрасполагающих к беспокойству. Этим и отличается тревожность у детей от тревоги: тревога возникает эпизодически и тогда, когда есть причины, а тревожность у детей постоянна.
Несмотря на большое количество работ, проблеме эмпирического исследования и коррекции тревожности детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) не уделяется должного внимания. С каждым годом количество детей с речевыми нарушениями возрастает.
Согласно научным данным, дети дошкольного возраста с ТНР очень тревожны.
Причины возникновения тревожности разнообразны, часто возникают из-за нехватки эмоциональных и общественных стимулов. Одной из самых частых причин тревожности является завышенные требования к ребёнку, не гибкая, догматическая система воспитания, не учитывающая собственную активность ребёнка, его интересы, способности и склонности. Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причём страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребёнку, казалось бы, ничего не грозит.
Тревожность у детей дошкольного возраста с ТНР нередко характеризуется низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя то, что дети выполнить не в состоянии, причём в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают личностное достоинство.
Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, например рисования, в которой испытывают затруднения. Они имеют склонность к вредным привычкам невротического характера, грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы. Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивает. Поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, всё время, ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами [2].
Исследование тревожности у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и возможных способов её коррекции на сегодняшний день важно как для науки, так и для практики. Это связано с тем, что уровень тревожности напрямую взаимосвязан с уровнем успеваемости ребёнка: чем ниже тревожность, тем выше успеваемость. Высокий уровень тревожности негативно сказывается и на здоровье детей. Родители детей и общество в целом заинтересованы в физическом и психическом здоровье подрастающего поколения, поэтому изучение, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности у детей поможет избежать многих трудностей в воспитании и обучении.
С этой целью было проведено экспериментальное исследование, в задачи которого входило – выявить специфику проявления уровня тревожности у детей с ТНР и экспериментально обосновать возможность коррекции тревожности с помощью метода арт-терапии.
Исследование состоит из трёх основных этапов:
1. Диагностический этап: психологическая диагностика детей дошкольного возраста. Анализ контрольной и экспериментальной группы.
2. Организация и проведение арт-терапевтического тренинга по коррекции тревожности – развивающий эксперимент.
3. Проверка эффективности тренингового курса. Анализ результатов исследования.
Цель первого этапа – выявление особенностей проявления тревожности у детей дошкольного возраста. В задачи этого этапа входило: апробация методик исследования, определение потребности в коррекции уровня тревожности.
В психодиагностике и эксперименте приняли участие ребята детского сада №377 г. Казани.
В качестве методов исследования применялись: теоретический анализ литературы, проективные тесты, наблюдение, беседа, развивающий эксперимент (тренинг). Диагностика осуществлялась по следующим проективным методикам:
1. Тест «Несуществующее животное» М.З.Друкаревича.
2. Тест «Выбери нужное лицо» Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амена.
3. Тест «Дом, дерево, человек» (ДДЧ) Дж.Бокума.
Выбор проективных методик обоснован спецификой возрастных и речевых особенностей детей с ТНР. При интерпретации результатов проективных тестов учитывались следующие параметры:
1. Сила нажима, положение рисунка на листе, поворот головы, глаза, штриховки, расположение несущей, опорной части фигуры; прорисовки и затемнения линии контура, дополнительные детали, общая энергетика рисунка и т.д.
2. Количество негативных выборов (печальное лицо) по методике «Выбери нужное лицо». На основе общей суммы исследуемых признаков присваивался ранг уровня тревожности (1 – низкий, 2 – средний, 3 – высокий).
Сравнительный анализ обобщённых показателей проявления тревожности в контрольной и экспериментальной группе по трём диагностическим методикам представлен в таблице 1.
Табл. 1. Сравнительный анализ обобщенных показателей проявления тревожности в контрольной и экспериментальной группе
Уровни тревожности | Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||
Абс. | % | Абс. | % | |
Высокий | 2 | 10% | 13 | 65% |
Средний | 3 | 15% | 4 | 20% |
Низкий | 15 | 75% | 3 | 15% |
Согласно данным, у 65% испытуемых в экспериментальной группе отмечен высокий уровень тревожности, у 20% испытуемых – средний уровень тревожности, и лишь у 15% испытуемых уровень тревожности оказался низким. У детей с нормальным речевым развитием отмечено 10% испытуемых с высоким уровнем тревожности, 15% – со средним уровнем, и 75% составляют учащиеся с низким уровнем тревожности.
Следует отметить, что дети с высоким уровнем тревожности во время тестирования проявляли беспокойство, нервозность, волнение. У некоторых наблюдалась повышенная двигательная активность: они качали ногой, наматывали волосы на палец, покусывали нижнюю губу. У отдельных детей можно было заметить физиологические признаки повышенной тревожности, например, у них потели ладони. Полученные результаты говорят о необходимости коррекции тревожности детей с тяжёлыми нарушениями речи с помощью специально организованного тренинга, что будет способствовать эффективности работы логопеда.
Разработка и апробация арт-терапевтического тренинга коррекции тревожности детей с ТНР
При разработке тренинга коррекции тревожности у детей дошкольного возраста мы учитываем, что выражение тревожности в рисунках и фантазиях детей может быть следствием активизации психологической защиты и иметь адаптивный характер, помогая ребёнку психологически справиться с травмирующей ситуацией. Исходя из этого, при помощи методов арт-терапии мы стремимся создать условия для отреагирования чувств и страхов ребёнка в драматизации и играх. Помимо развития у ребёнка навыков регулирования эмоций и формирования у него ощущения безопасности данный тренинг позволяет решать и некоторые иные задачи: улучшение качества общения ребёнка с окружающими его людьми, приносящее ему большее удовлетворение от межличностных контактов; развитие межличностной компетентности-умения понимать и принимать окружающих и вступать с ними в конструктивное взаимодействие; укрепление «Я»; интеграция эмоциональных, познавательных и поведенческих компонентов личности; развитие спонтанности и способности к принятию ответственности за свои действия; совершенствование механизмов копинга – умения справляться со сложными жизненными ситуациями; коррекция поведенческих и эмоциональных нарушений [3].
Цель тренинга – коррекция тревожности детей дошкольного возраста с ТНР, раскрытие внутренних ресурсов.
Задачи тренинга заключаются в следующем:
1. Выявление актуальных проблем участников тренинга.
2. Актуализация творческих ресурсов.
3. Оказание поддержки участнику в самовыражении себя.
4. Снижение уровня тревожности, преодоление коммуникативного барьера.
5. Актуализация речи, развитие связной речи.
Программа арт-терапевтического тренинга коррекции тревожности у детей с тяжёлыми нарушениями речи включает 7 этапов (занятий).
Занятие 1. Удивительное в сказках.
Цель: активизировать знания текста русских народных сказок, в которых содержится информация о личностных и коммуникативных особенностях. Учим преодолевать социальные стереотипы в процессе межличностной аттракции. Результатом занятия становится снижение эмоционального напряжения, ослабление имеющейся у детей тревожности.
Занятие 2. «Сказки бывают разные» – знакомство с видами сказок и их создание.
Цель: снятие напряжения, связанного со страхом сделать ошибку, ослабление излишнего сознательного контроля. Педагог рассказывает, какие бывают сказки, детям предлагается самим придумать сказки и рассказать их. На этом этапе происходит создание взаимного доверия, активизация воображения, снижение тревожности.
Занятие 3. Сказочная драматизация «Снежная королева».
Цель: развитие навыков коммуникации, снижение тревожности.
Занятие 4. «Любимый сказочный герой». Рисование на тему «Я –сказочный герой».
Цель: снятие напряжения, связанного с заниженной самооценкой. Занятие способствует формированию у детей положительной самооценки, снижению тревожности.
Занятие 5. «Утро Иванушки».
Цель: снять психоэмоциональное напряжение у участников с помощью коммуникативного этюда. Формировать мотивацию к получению новых знаний. Ведущий рассказывает сказку, в которой главный герой не хочет учиться. Далее предлагается в форме импровизации разыграть диалог, дети должны предложить доводы, почему надо идти учиться.
Занятие 6. «Дружба делает чудеса».
Цель: снять психоэмоциональное напряжение у участников, снижение тревожности.
Разминочные упражнения «Моё настроение» (передавая игрушку по кругу, каждый ребёнок рассказывает, какое у него сегодня настроение).
Упражнение: «Доброе тепло» (взявшись за руки, дети передают пожатие руки по кругу).
Коллаж «Наша дружная группа», групповая работа.
Занятие способствует развитию навыков работы в группе, осознание себя в группе, снижению тревожности.
Занятие 7. «Мы сами можем делать чудеса».
Цель: рефлексия, закрепление положительного опыта, полученного на занятиях, снижение тревожности. Здесь применяются упражнение «Мое настроение», игра «Комплименты». В основной части используются упражнение «В лучах солнышка» и «Солнце в ладошке». Педагог рисует солнышко, в лучах которого находятся фотографии детей. По сигналу педагога дети по очереди называют понравившиеся качества данного ребёнка, которые он показывал на занятиях. Упражнение «Солнце в ладошке». Педагог зачитывает стихотворение, затем дети рисуют и дарят подарки (рисунки) друг другу. Завершает занятие упражнение на сплочение: «Аплодисменты». Завершающий этап способствует осознанию своих творческих возможностей, формированию потребности в творческом самовыражении, что также снижает уровень тревожности.
Для проверки эффективности тренинга группа детей с ТНР была разделена на контрольную и экспериментальную. Контрольную группу составили дети, которые не подвергались коррекционному воздействию, в экспериментальную группу вошли дети, на которых коррекционное воздействие осуществлялось.
Диагностика в контрольной и экспериментальной группах осуществлялась дважды: до и после тренинга. Результаты диагностики после проведения эксперимента представлены в таблице 2.
Табл. 2. Сравнительный анализ обобщенных показателей тревожности в контрольной и экспериментальной групп.
Уровни тревожности | Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||
Абс. | % | Абс. | % | |
Высокий | 7 | 70% | 2 | 20% |
Средний | 2 | 20% | 6 | 60% |
Низкий | 1 | 10% | 2 | 20% |
При помощи качественного анализа удалось проследить динамику снижения уровня тревожности дошкольников экспериментальной группы, доказать эффективность тренинга. После проведённого нами тренинга обнаружена тенденция снижения уровня тревожности. В целом, можно отметить, что после экспериментального воздействия увеличился процент участников, имеющих низкий и средний уровень тревожности. Также снизился процент участников, имеющих высокий уровень тревожности, что позволяет говорить о положительной динамике тренинга.
В завершении коррекционной работы рисунки детей стали приобретать радостную и светлую окраску, и сюжет, и содержание рисунков поменялся в лучшую сторону.
Кроме количественного показателя уровня тревожности, существуют изменения в качественной характеристике. Учащиеся стали проявлять меньше беспокойства в стрессовых ситуациях, например, при ответе на занятиях в группе. Повысилась самооценка детей, изменились и межличностные отношения со взрослыми и сверстниками. Дети стали меньше проявлять в играх робость и нерешительность, полученные навыки установления контактов с другими детьми позволили создать более высокое статусное положение в группе сверстников. Таким образом, результаты исследования позволяют говорить о возможности коррекции уровня тревожности у детей с ТНР методом арт-терапии.
На основе полученных результатов разработаны следующие рекомендации по специфики организации тренинга для детей с тяжёлыми нарушениями речи:
1. Применять тренинг или его отдельные этапы в качестве коррекции и профилактики тревожности детей дошкольного возраста специалистами: дефектологами, психологами, педагогами, логопедами.
2. Расширить возможности использования тренинга, адаптировать его к разным возрастным группам.
Для достижения максимального эффекта целесообразнее проводить тренинг, не исключая его основных этапов. При этом следует подчеркнуть, что коррекция тревожности группы детей с ТНР должна осуществляться логопедом, так как работа логопеда ведётся не только над речью ребёнка, а над всей личностью в целом. Дети с ТНР часто бывают тревожны, подвержены страхам, мнительности. Арт-терапевтические приёмы и методы, применяемые логопедом в работе с такими детьми, помогут создать положительное, эмоциональное отношение к логопедическим занятиям. Такую работу важно проводить на первых этапах логопедической коррекции для установления доверительных отношений, а далее и к стимулированию высказываний – по поводу рисунков, проделанной работы. Также при арт-терапевтической работе ведётся коррекция мелких координированных движений рук, что очень важно для детей с нарушениями речи. Далее эти задания можно видоизменять, выполнять их по определённому лексическому сюжету, чтобы параллельно можно было проводить коррекцию над звуками, лексико-грамматическим строем, обогащению словарного запаса и формированию навыков связной речи.